Дело №2а-1215/2022
76RS0008-01-2022-001725-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Переславль-Залесский 29 августа 2022 года
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
судьи Охапкиной О.Ю.,
при секретаре Рубищевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Переславского межрайонного прокурора о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском. Просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области включить доменные имена: https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Требования мотивирует тем, что Переславской межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросам размещения в сети Интернет запрещенной информации, в ходе которой, выявлены интернет-сайты по адресам: https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl. Установлено, что вход на указанные сайты является свободным, ознакомиться с их содержанием может любой интернет-пользователь, в том числе выбрать нужного кредитора-инвестора. Вместе с тем, обеспечение свободного доступа неограниченному кругу лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности приобретения официальных справок в нарушение установленного порядка, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.
В судебном заседании процессуальный административный истец в лице старшего помощника прокурора Завьялова М.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствие с положениями Главы 27.1 КАС РФ производство по делам о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке административного судопроизводства.
В соответствие со ст. 39, ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационных сетях, информацией, распространение которой запрещено.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ) основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе, доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством РФ.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в информационно-коммуникационной сети Интернет имеются сайты с адресами: https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl (л.д.10, 12). К указанным сайтам имеется свободный доступ, что подтверждено скриншотами страниц сайтов.
Из представленных документов видно, что по указанным электронным адресам размещена информация о возможности предоставления частными лицами микрозаймов.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» деятельность по предоставлению микрозаймов вправе осуществлять исключительно юридические лица, состоящие в реестре микрофинансовых организаций Центрального Банка РФ.
При этом деятельность по предоставлению денежных средств, заключению договоров займа с целью извлечения прибыли физическими лицами, не имеющими статуса микрофинансовых организаций, а также распространению информации о такой деятельности, является противоправной и наказуема.
Так, статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, а статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Статьей 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за свершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имущество. При этом под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты и прочее).
Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства определен правовой механизм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Обеспечение свободного доступа неограниченному кругу лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности безнаказанного совершения противоправных деяний, подрывает авторитет, государственной власти Российской Федерации, действующих законов.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что не допускается недобросовестная реклама, как и не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является не надлежащей.
Исходя из совокупного анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что информация, размещенная на указанных в административном иске сайтах, содержащая сведения об осуществлении физическими лицами микрофинансовой деятельности, являющейся предпринимательской, не имеющими статуса микрофинансовых организаций, является запрещенной.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.
Поскольку информация, размещенная на сайтах https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр, необходимо признание такой информации в судебном порядке в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области включить доменные имена: https://zajmudeneg.su/chastnyy-zaym/yaroslavl, https://creditor-zaym.ru/chastnyj-zajm/yaroslavl в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Охапкина О.Ю.