Дело № 12-14/2017
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево |
05 апреля 2017 года |
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А.,
при секретаре Ивановой С.В.,
с участием законного представителя администрации муниципального района «Прилузский»Туголукова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального района «Прилузский» на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району Шучалина А.А. УИН 18№ от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району от 09.03.2017 администрация муниципального района «Прилузский» (далее – АМР «Прилузский» или администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, представитель АМР «Прилузский» Пименов М.А. обратился в Прилузский районный суд с жалобой, в которой указал, что <адрес> села Объячево не относится к автомобильной дороге, поэтому в собственности у администрации данная улица не находится, денежные средства на содержание указанной улицы отсутствует. Поскольку АМР «Прилузский» имеет ссудную задолженностям по кредитам в сумме более 50 млн. руб. просит постановление административного органа изменить, снизив размер назначенного административного штрафа.
В судебном заседании представитель юридического лица на доводах жалобы настаивал. В случае отказа суда в удовлетворении жалобы, просил рассмотреть возможность снижения размера административного штрафа, в связи с тяжёлым финансовым положением юридического лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 этого закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Административным правонарушением, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения установлена ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального района «Прилузский», являясь ответственным лицом за содержание улицы Интернациональная в с. Объячево Прилузского района в безопасном для дорожного движения состоянии, не приняла мер по своевременной снегоочистке тротуаров, в зоне треугольника видимости, рядом с пешеходным переходом в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а именно, в нарушение пункта 3.1.8 ГОСТа–Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Совершение юридическим лицом административного правонарушения, наряду с протоколом об административном правонарушении подтверждается:
- реестром наименований улиц, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения «Объячево», согласно которому <адрес> входит в данный реестр.
- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии <адрес> села Объячево Прилузского района от 20.02.2017, с приложенной фототаблицей.
Доводы представителей юридического лица о том, что от установленной законом ответственности администрация должна быть освобождена, судом проверены и не нашли своего подтверждения.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Грегирчик Ю.Н. пояснил, что очистка тротуаров, в зоне треугольника видимости, рядом с пешеходным переходом от снежных валов не относится к благоустройству территории, поскольку отнесено к безопасности пешеходов, являющихся участниками дорожного движения и поэтому ответственность за содержание тротуаров, в зоне треугольника видимости, рядом с пешеходным переходом в безопасном для пешеходов состоянии должна нести администрация района «Прилузский», как лицо, ответственное за состояние безопасности дорожного движения на дорогах населённых пунктов Прилузского района.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ даны основные понятия, по которой «Автомобильная дорога» - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. «Элементы обустройства автомобильных дорог» - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. «Дорожная деятельность» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. «Содержание автомобильной дороги» - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 9 и 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Улично-дорожная сеть в границах сельского поселения «Объячево» является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что автомобильные дороги села Объячево по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно Приказу Минфина России от 16.12.2013 № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённые приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н" по подразделу 0503 "Благоустройство" подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
В соответствии с Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, содержатся следующие понятия: "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии". "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
В соответствии с п. 3 ГОСТ Р 50597-93 покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, остановочных пунктов должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с п. 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне; в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода.
Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 6, 11 части 1, части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативно-финансовых затрат на капитальные ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 ст. 13 статьи Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Доводы представителей юридического лица о том, что <адрес> села Объячево не является автомобильной дорогой, поскольку не имеет конструктивов, предусмотренных для автомобильных дорог, по мнению суда, основаны не неправильном толковании законодательства.
Следовательно, полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них к вопросам местного значения поселения не относятся. Данные полномочия в соответствии с положением ст. 14 Федерального Закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, Законом Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми».
Суд соглашается с доводами должностного лица, о том, что деятельность по расчистке тротуаров автомобильных дорог от снега относится не к благоустройству, а к безопасности дорожного движения, поскольку требования ГОСТа Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, направлены на обеспечение безопасного передвижения пешеходов по тротуарам улиц и дорог.
Отказ юридического лица принять в собственность автомобильную дорогу и прилегающую к ней территорию по <адрес> в с. Объячево, обусловленное недостаточным финансированием бюджетных расходов, не свидетельствует о том, что данная улица не является автомобильной дорогой, поскольку она соответствует определению «дороги», данным законодателем.
Поскольку полномочия по дорожной деятельности, в том числе содержанию автомобильных дорог с 01 января 2015 года переданы администрации муниципального района «Прилузский», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагалось на данное юридическое лицо, которое, по мнению суда, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм и допустило нарушения, за которые было привлечено должностными лицами органов ГИБДД к установленной законом ответственности.
По мнению суда, оценив все исследованные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо органов ГИБДД пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МР «Прилузский» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей назначено администрации МР «Прилузский» в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, доводы представителя юридического лица о снижении размера назначенного административного штрафа заслуживают внимания.
Исходя из положений частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, назначаемое юридическому лицу наказание должно быть соразмерным и справедливым с учетом имущественного и финансового положения, не ставя под угрозу его дальнейшую деятельность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая финансовое положение юридического лица, прихожу к выводу, что административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 12.34 КоАП РФ, является несоразмерным выявленному нарушению, существенно нарушающим принципы и цели, на защиту которых направлено государственное регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району от 09.03.2017, подлежит изменению путём снижения назначенного АМР «Прилузский» наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району УИН № от 09.03.2017, вынесенные в отношении администрации муниципального района «Прилузский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району от 09.03.2017 оставить без изменения, а жалобу представитель АМР «Прилузский» Пименов М.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Л.А. Кочанов