К делу № 2а-157/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ст. Кавказская 21 марта 2019 года
Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Цыцурина Н.П.,
при секретаре Задорожной А.В.,
с участием помощника прокурора Кавказского района Савченко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения им. М.Горького о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Кавказского района обратился в суд с иском к администрации сельского поселения им. М.Горького о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
В судебном заседании помощник прокурора Савченко Е.Ю. уточнил заявленные требования и суду пояснил, что прокуратурой Кавказского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район при содержании улично – дорожной сети, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Указал, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Указал, что в ходе проведения проверки выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в частности, установлено, что в пос. им.М.Горького
на ул. Северной на км 0+683 (слева) отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», что нарушает требование п.6.2 ГОСТ Р50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
- на ул. Северной на км 0+037 (слева) отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги», что нарушает требование п.6.2 ГОСТ Р50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
- РЅР° СѓР». Северной СЃ РєРј 0+010 РїРѕ РєРј 1+150 отсутствует тротуар РІ асфальтобетонном исполнении, что нарушает требование Рї.4.5 ГОСТ Р 52766-2007 В«Рлементы обустройства. Общие требования»;
- РЅР° СѓР». Гагарина СЃ РєРј 0+010 РїРѕ РєРј 0+876 отсутствует тротуар РІ асфальтобетонном исполнении, что нарушает требование Рї.4.5 ГОСТ Р 52766-2007 В«Рлементы обустройства. Общие требования»;
- РЅР° СѓР». Школьной СЃ РєРј 0+010 РїРѕ РєРј 0+885 отсутствует тротуар РІ асфальтобетонном исполнении, что нарушает требование Рї.4.5 ГОСТ Р 52766-2007 В«Рлементы обустройства. Общие требования»;
- на ул. Школьной на км 0+676 (справа) отсутствует дорожный знак 6.8.1 «Тупик», что нарушает требование п.6.2 ГОСТ Р50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
- на ул. Октябрьской на км 0+199 (слева) отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги», что нарушает требование п.6.2 ГОСТ Р50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Обратил внимание суда на то обстоятельство, что каких-либо действенных мер по ремонту автодорог, организации дорожно-уличной сети органами местного самоуправления не принято, что может привести к тяжким последствиям, поскольку участники дорожного движения подвергаются реальной опасности стать жертвами дорожно - транспортных происшествий.
Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького по несоблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению соответствия дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам незаконным, также просит суд возложить на администрацию сельского поселения им.М.Горького обязанность выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения им. М.Горького Щербинина О.А. признает требования частично, так как администрацией в целях устранения выявленных нарушений, выполнены следующие работы:
на ул.Северной на км 0+037 (слева)установлен дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги»;
на ул. Школьной на км 0+676 (справа установлен дорожный знак ) 6.8.1 «Тупик»;
на ул. Октябрьской на км 0+199 (слева) установлен дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги».
Указала, что вопрос об оборудовании ул.Гагарина и ул.Школьная тротуарами в асфальтобетонном исполнении находится на стадии заключения муниципальный контракта с ОАО «Агропромышленный строительный комбинат «Гулькевичский» №7/2019 от 20.03.2019 года для приобретения бордюрного камня БР100-30-15 дорожный в количестве 80 шт. на сумму 26880 рублей 00 копеек, настил тротуаров будет производиться силами МБУ «УБ «Кристалл» сельского поселения им. М.Горького Кавказского района на этих улицах виду того, что данные тротуары ведут к социально-значимым объектам.
Так же администрацией ведется работа с Министерством транспорта и дорожного хозяйства в плане оборудования тротуарами дороги по ул.Ленина в пос. им.М.Горького являющейся дорогой регионального значения.
Администрация считает заявление прокурора Кавказского района необъективным и не обоснованным в силу не принятия при рассмотрении дела ряда обстоятельств. Необъективность выводов и в связи с этим применение названных норм законодательства вытекает из следующего: во исполнение требований п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в" Российской Федерации», в 2018 году бюджетом поселения им.М.Горького Кавказского района предусмотрены и освоены в полном объеме средства на ремонт (содержание) дорог поселения выделено - 3595200,00 рублей, а в 2019 году - 1369400,00 тыс. рублей.
Сообщила, что всего дорог местного значения на территории сельского поселения им.М.Горького Кавказского района - 28,92 км, из них грунтовых - 2,92 км, с гравийным покрытием 15,55 км и с асфальтнобетонным покрытием 10,45 км. Устройство дорожных покрытий на дорогах местного значения сельского поселения им.М.Горького Кавказского района (в ценах 2019 года) обойдется бюджету поселения орийнтировочно в 12 500 000 рублей, тогда как бюджет сельского поселения им.М.Горького Кавказского района на 2019 год составляет 17 549 300 рублей. При бюджете сельского поселения им.М.Горького Кавказского района на 2019 год — 17 549 300 рублей расходы на содержание муниципальных учреждений составляют 7 386 800 руб.
Перечисленное выше свидетельствует о принятии органами местного самоуправления сельского поселения им.М.Горького мер по реализации полномочий, отведенных п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФРк вопросам местного значения поселения, которые, в свою очередь проводятся в соблюдении требованиями ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», обеспечивая тем самым основные принципы безопасности дорожного движения.
Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством установлена гарантия прав граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, а также защита, прежде всего, интересов граждан, перед интересами общества и государства, при осуществлении дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Как установлено в судебном заседании, администрацией сельского поселения им. М.Горького допущены нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Суд считает, что выявленные в ходе проверки нарушения Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ нарушают и ущемляют права участников дорожного движения, пользующимися дорогами общего пользования на территории сельского поселения им.М.Горького.
Суд убеждается, что на настоящий момент администрацией сельского поселения им. М.Горького устранена часть выявленных нарушений, но доказательств тому, что на ул. Северной с км 0+010 по км 1+150 установлен тротуар в асфальтобетонном исполнении, на ул. Гагарина с км 0+010 по км 0+876 установлен тротуар в асфальтобетонном исполнении; на ул. Школьной с км 0+010 по км 0+885 установлен тротуар в асфальтобетонном исполнении, суду не представлено, поэтому с учетом изложенного, суд считает необходимым требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга к администрации сельского поселения им.М.Горького о понуждению к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в этой части удовлетворить.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Кавказского района РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации сельского поселения РёРј.Рњ.Горького Рѕ понуждению Рє устранению нарушений законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького по несоблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, незаконным.
Возложить обязанность на администрацию сельского поселения им.М.Горького выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, а именно в пос. им.М.Горького на ул. Северной с км 0+010 по км 1+150 установить тротуар в асфальтобетонном исполнении; на ул. Гагарина с км 0+010 по км 0+876 установить тротуар в асфальтобетонном исполнении; на ул. Школьной с км 0+010 по км 0+885 установить тротуар в асфальтобетонном исполнении.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в месячный срок с момента его составления в окончательной форме через Кавказский районный суд.
Председательствующий: