Решение по делу № 2-4417/2017 от 30.10.2017

Дело № 2-4417/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 декабря 2017 года                                 г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кочкиной И.В.,

при секретаре Насыровой Д.Б.,

с участием истца Шадиевой Л.Р.,

представитель истца Шадиевой Л.Р. – Гадельшина А.Р., действующего на основании устного ходатайства истца, занесенного в протокол судебного заседания,

представителя ответчика УФСИН России по РБ Глушковой Г.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за ,

представителя ответчика ФСИН России Глушковой Г.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за ,

представителя ответчика УФСИН России по РБ Строкина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за ,

представителя ответчика ФСИН России Строкина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шадиевой ЛР к ФСИН России, УФСИН России по РБ о признании незаконным отказа в приеме на службу,

УСТАНОВИЛ:

Шадиева Л.Р. обратилась с иском (с учетом последующих дополнений) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в приеме на службу, признании права приема на службу в уголовно-исполнительную систему, признании права заключить контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.

В обоснование исковых требований истец указала, приказом УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с уволена с должности старшего инспектора отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> в соответствии с п. «Г» ч. 1 ст. 58 (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) Положения о службе в ОВД РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с выходом на службу основного сотрудника.

В июне 2017 года истец обратилась к руководству Ответчика для дальнейшего продолжения службы в уголовно-исполнительной системе, после чего ДД.ММ.ГГГГ была подписана служебная характеристика, а ДД.ММ.ГГГГ выдано направление на ВВК ФГУЗ МСЧ-2 ФСИН России для определения профессиональной пригодности, которую прошла в июле 2017 года. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца был направлен ответ, о том, что с учетом требований ст. 8 Положения о службе в ОВД Истцу прием на работу не согласован. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о предоставлении разъяснения с направлением ответа ФСИН России.

Из ответа Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу отказано в приеме на службу в связи с возрастными ограничениями, предусмотренными ст.59 Положения о службе в ОВД, предусматривающее возможность прохождения службы в ОВД РФ в званиях среднего, старшего и высшего начальствующего состава до 45 лет.

Аналогичный ответ был дан Управлением кадров ФСИН России в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 45 лет, уволена в специальном звании «капитан внутренней службы». Истец считает отказ в приеме на службу незаконным в связи с тем, что согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Увольнение истца произошло по независящим от воли сторон причинам – выход на службу основного работника. Право приема на службу предусмотрено ст. 8 Положения о службе в ОВД. Таким образом, истец считает, что до ДД.ММ.ГГГГ она имела право на заключение контракта о службе в ОВД, которое подлежит восстановлению путем признания данного права и заключения контракта с дальнейшим назначением на должность.

Истец Шадиева Л.Р., ее представитель Гадельшин А.Р., в судебном заседании исковые требования, с учетом последующих дополнений, поддержали, просил иск удовлетворить.

Представители ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний России: Глушкова Г.Ф., Строкин А.А., просили в удовлетворении исковых требований отказать, суду представили отзыв на исковое заявление.

Выслушав объяснения и доводы участников процесса, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно пункту 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из смысла данной нормы, не подлежат удовлетворению требования лица, права, свободы и законные интересы которого не нарушены и не могут быть восстановлены в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценивает представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Служба сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется специальными нормативными актами, а именно Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Статьей 21 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту Положение о службе), на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе. Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1.

Специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Определяя правовое положение сотрудников органов внутренних дел, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности, предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Предусмотренные специальные требования, обусловлены задачами, принципами организации и функционирования службы в органах внутренних дел Российской Федерации, спецификой их профессиональной деятельности, не могут рассматриваться, как нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", действие указанного Положения распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе. Министр юстиции Российской Федерации наделен правами, предоставленными Министру внутренних дел Российской Федерации в части применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников.

Согласно ст. 11 Положения, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, служба в органах внутренних дел осуществляется только на основании контракта, заключаемого как на определенный, так и на неопределенный срок.

В силу п. "г" ч. 1 ст. 58 Положения, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием для увольнения из органов внутренних дел.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1866-О, ч. 7 ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусматривая возможность продления или перезаключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел (в уголовно-исполнительной системе) и определяя необходимый для этого срок, предоставляет сторонам контракта право на основе соглашения решить вопрос о продолжении службы в органах внутренних дел (службы в уголовно-исполнительной системе) тем или иным сотрудником. Данная норма направлена на согласование интересов сторон контракта и упорядочение служебных отношений, вследствие чего, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

При этом, само по себе заключение контракта на определенный срок предполагает, что по истечении данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от того, существуют ли объективные обстоятельства, препятствующие возобновлению или продлению этих отношений. Прекращение контракта о службе в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта) с учетом того, что сотрудник, заключая контракт на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода.

Приказом Министерства юстиции России N 76 от 6 июня 2005 г. утверждена Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. 5.7 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства юстиции России N 76 от 6 июня 2005 г., не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы принимает решение об увольнении сотрудника, либо назначении его на должность. Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

Положения ТК РФ применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, когда эти правоотношения не урегулированы специальными правовыми актами.

Согласно п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. Если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Судом установлено, что истец проходила службу в Уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности старшего инспектора отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера на период отпуска по уходу за ребенком майора внутренней службы Павловой А.Т. ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на службу основного работника Шадиева Л.Р. была уведомлена о предстоящем увольнении. Приказом УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лс Шадиева Л.Р. уволена по п. «г» ч. 1 ст. 58 (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Процедура увольнения Шадивой Л.Р. соблюдена в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Увольнение по данному основанию может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

ДД.ММ.ГГГГ Шадиевой Л.Р. были представлены первоначальные документы для приема в уголовно-исполнительную систему, одновременно ей было выдано направление для прохождения военно-врачебной комиссии.

В порядке раздела 4 Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ документы для согласования вопроса приема на службу в УИС были направлены в Управление кадров ФСИН России. ДД.ММ.ГГГГ были направлены материалы специальной проверки в ИЦ МВД РБ. Проверка датирована ДД.ММ.ГГГГ. Заключение ВВК и ЦПД зарегистрировано за от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по <адрес> поступило письмо УК ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме на службу в УИС Шадиевой Л.Р.

ДД.ММ.ГГГГ отделом кадров УФСИН России по РБ было подготовлено и направлено письмо в адрес Шадиевой Л.Р. о том, что прием на службу в УИС ей не согласован.

Таким образом, установлено, что истец воспользовалась правом приема на службу в уголовно- исполнительную систему, предусмотренную ст.8 Положения о службу в ОВД, а ответчиком были выполнены все мероприятия, предусмотренные Положением о службе в ОВД, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Для заключения нового контракта необходимо волеизъявление не только сотрудника, но и руководителя органов внутренних дел, так как обязанность руководителя на продление срока службы и заключение контракта с сотрудником на новый срок действующим законодательством в сфере прохождения службы в органах внутренних дел не предусмотрена.

Суд исходит из того, что основанием для увольнения является сам факт достижения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации определенного возраста, в связи с чем, необходимость расторжения контракта при достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе.

Статьей 59 указанного Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" установлен предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, они могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения 45 лет.

Сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного настоящей статьей для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением.

В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.

В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.

Решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным настоящим Положением.

В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 настоящего Положения, а именно, в данном случае по достижении возраста 45 лет.

Согласно п.4.5 Приказа Минюста РФ от 06.06.2005 года «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» прием на службу кандидатов оформляется с учетом требований ст.8, 9, 59 Положения о службе в ОВД. В соответствии со ст.9 Положения о службе в ОВД гражданин РФ не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он не отвечает требованиям ст.8 Положения о службе в ОВД, которая устанавливает возрастные ограничения к лицам, поступающим на службу не моложе 18 лет и не старше 40 лет. Ст. 59 Положения о службе в ОВД предусматривает возрастные ограничения, установленные для сотрудников органов внутренних дел: сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими 45-летнего возраста.

На момент рассмотрения кандидатуры Шадиевой Л.Р. во ФСИН России, истец достигла предельного возраста. Установление предельного возраста для нахождения на государственной должности, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шадиевой Л.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в приеме на службу, признании права приема на службу в уголовно-исполнительную систему, признании права заключить контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.

Дело рассмотрено в пределах исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шадиевой ЛР к ФСИН России, УФСИН России по РБ о признании незаконным отказа в приеме на службу, признании права приема на службу в уголовно-исполнительную систему, признании права заключить контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 28.06.2010 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Судья                                    И.В. Кочкина

Мотивированное решение составлено 29.12.2017 года.

Судья                     Кочкина И.В.

2-4417/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шадиева Л.Р.
Ответчики
УФСИН России по Республики Башкортостан
ФСИН России
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
30.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2017Передача материалов судье
31.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2017Подготовка дела (собеседование)
07.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
19.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
29.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее