БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0016-01-2023-006118-22 33-470/2024 (33-6936/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 23 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой Ю.А.
судей Украинской О.И., Фурмановой Л.Г.
при секретаре Бурцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периода работы, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии
по апелляционной жалобе ФИО2
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Украинской О.И., пояснения истца Колосова А.А., представителя истца Рябченко Т.С., представителя ответчика Новиковой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просит возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЧП «ФИО1», возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии истцу и выплатить недополученную часть пенсии с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований ФИО2 сослался, что он является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ При назначении пенсии ответчиком ему не включен период работы в ЧП «ФИО1», так как в этот период отсутствуют начисление и уплата страховых взносов. С учетом данного периода его страховой стаж составит 9 лет 6 месяцев и 4 дня, что является основанием для проведения перерасчета размера его пенсии.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 сентября 2023 г. в удовлетворении иска Колосова А.А. к ОСФР РФ по Белгородской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периода работы, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, так как его право на получение пенсии не поставлено в зависимость от выполнения работодателем обязанности по предоставлению сведений и уплате страховых взносов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, представитель истца ФИО10 поддержали доводы жалобы.
Представитель ответчика ФИО8 просила оставить решение суда без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Истец неоднократно обращался в пенсионный орган по вопросам правильности назначения пенсии, письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему разъяснен порядок назначения ему пенсии, а также страховой стаж, который составил 9 лет 6 месяцев и 15 дней.
В трудовой книжке истца имеются записи о приеме на работу ДД.ММ.ГГГГ в ЧП «ФИО1» каменщиком 4 разряда в комплексную бригаду спец. звена каменщиков и увольнении ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
В выписке из индивидуального лицевой счета истца данный стаж не указан, как следует из возражений представителя ответчика, этот стаж не учитывался при назначении истцу пенсии, поскольку в ответе на запрос пенсионного органа указано, что финансово – хозяйственная деятельность ЧП ФИО1 в спорный период велась, однако, в представленных организацией индивидуальных сведениях ФИО2 не значится, страховые взносы за него не уплачивались.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь положениями федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установил, что в указанный в иске период ФИО2 был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, в связи с чем его стаж должен подтверждаться только сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2, так как сведений о страховом стаже работодателем не подавалось, кроме того, за указанный спорный период отсутствуют сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах, в связи с чем данный период не влияет на расчет пенсии истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат законодательству, аргументированы в обжалуемом судебном акте.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные положения были установлены ст. 10 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем на момент назначения истцу пенсии.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № "Об индивидуальном (персонифицированном) учете системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице;
Согласно ст. 8 указанного закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Как следует из разъяснений в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17(1) настоящих Правил.
Таким образом, данные о периодах работы при ненадлежащем исполнении работодателем обязанности подачи сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть установлены и на основании иных документов, в том числе данных трудовой книжки.
Поскольку, как следует из материалов дела, пенсионные взносы за истца в спорный период не отчислялись, представителем ответчика правильно указано, что спорный период может быть учтен только для расчета стажевого коэффициента.
Истцу размер пенсии определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Согласно приведенному ответчиком расчету страховой стаж истца составляет 9 лет 6 месяцев и 15 дней, в данном случае, даже при учете в стаж истца спорного периода (2 месяца 25 дней) стажевый коэффициент истца, а, соответственно, и размер пенсии не увеличится.
Таким образом, судом правильно установлено, что расчет и выплата пенсии истцу производятся в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, оснований для перерасчета страховой пенсии и выплаты недополученной пенсии не имеется.
Суд первой инстанции при разрешении спора между сторонами правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями процессуального закона, правильно применил нормы материального права.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, выводы суда являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основания к отмене решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО2 (<данные изъяты>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (<данные изъяты>) о возложении обязанности включить в страховой стаж периода работы, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст апелляционного определения составлен 05 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи