Решение по делу № 66а-3750/2020 от 22.07.2020

Дело № 66а-3750/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                     31 июля 2020 года

Первый апелляционной суд общей юрисдикции в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Овсянкиной Н.В.,

рассмотрев без проведения судебного заседания материал по административному делу № 3а-4051/2020 по частной жалобе представителя административного истца Гаражно-строительного кооператива №1 (далее-ГСК №1) на определение судьи Московского городского суда от 6 апреля 2020 года о возвращении административного искового заявления в части требований о признании недействующим распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 1310 от 21 января 2020 года «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости»,

установил:

определением судьи Московского городского суда от 6 апреля 2020 года возвращено административное исковое заявление ГСК №1 в части требований о признании недействующим распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 1310 от 21 января 2020 года «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости» на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Не согласившись с данным определением, 29 июня 2020 года председатель ГСК №1 обратился с частной жалобой в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.

Определением судьи Московского городского суда от 29 июня 2020 года административному истцу восстановлен срок на подачу частной жалобы.

В частной жалобе заявитель, цитируя нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит об отмене определения судьи Московского городского суда, как постановленного с нарушением норм процессуального права. Указывает, что выводы, изложенные в обжалуемом определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В рассматриваемом случае по мнению заявителя, издание оспариваемого распоряжения явилось следствием принятия постановления Правительства Москвы от 4 октября 2019 года № 1290-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Котляковского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги», а, следовательно, их совместное рассмотрение приведет к более быстрому, эффективному и правильному разрешению спора судом.

Указывает, что судом первой инстанции неверно были применены нормы статей 208 и 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку они не запрещают совмещения в одном административном исковом заявлении требований об оспаривании нескольких актов.

Со ссылкой на практику Европейского суда по правам человека считает, что возврат административного иска в части является следствием излишнего формализма со стороны Московского городского суда.

Обращает внимание, что содержание поданного им административного искового заявления имеет единую структуру, как текстуально так и в смысловом значении, следовательно, возврат части иска невозможен.

Отмечает, что действия суда первой инстанции по принятию в свое производство части административного иска об оспаривании постановления Правительства Москвы от 4 октября 2019 года № 1290-ПП также ошибочны, поскольку данный акт не является нормативным, что свидетельствует о необходимости возврата поданного административного иска в полном объеме.

Просил определение судьи Московского городского суда от 6 апреля 2020 года о возврате административного иска в части требований о признании недействующим распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 1310 от 21 января 2020 года «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости»- отменить и решить вопрос по существу – вернуть административное исковое заявление в целом.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности на определение о возвращении административного искового заявления, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Проверив имеющийся материал, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Возвращая ГСК №1 административное исковое заявление в части заявленных требований, судья первой инстанции, руководствуясь положениями статей 20, 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» исходил из того, что административные исковые требования об оспаривании ненормативных правовых актов не входят в перечень административных дел, подсудных по первой инстанции суду города федерального значения и разъяснил заявителю его право на обращение с данными требованиями в Арбитражный суд города Москвы согласно правилам подсудности.

С таким выводом судьи соглашается суд апелляционной инстанции.

Так, в силу требований части 2 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Административным истцом заявлено требование о признании недействующим распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 1310 от 21 января 2020 года «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости».

Суд первой инстанции, проанализировав содержание указанного акта, пришел к правильному выводу, что он не имеет признака нормативного.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» выражена правовая позиция о том, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В рассматриваемом случае оспариваемый акт такими признаками не обладает, поскольку не рассчитан на многократное применение и не направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, является актом, устанавливающим перечень землепользователей у которых производится изъятие земельных участков в целях строительства линейного объекта участка улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от ул. Маршала Шестопалова до Павелецкого направления Московской железной дороги.

Исходя из положений части 2 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья обоснованно возвратил административное исковое заявление в указанной части административному истцу.

Доводы подателя жалобы о том, что данное административное исковое требование может быть заявлено одновременно с требованием об оспаривании постановления Правительства Москвы от 4 октября 2019 года № 1290-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Котляковского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги», поскольку издание оспариваемого распоряжения явилось следствием принятия данного постановления, - ошибочны.

Совместное рассмотрение требований возможно лишь в том случае, если данные требования подсудны одному суду, поскольку разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, так как суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Ссылка подателя жалобы на положения статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в рассматриваемом случае несостоятельна, так как данная процессуальная норма предусматривает возможность совместного рассмотрения требований, подсудных одному суду и подлежащих разрешению в порядке как административного, так и гражданского судопроизводства, если данные требования связаны между собой и их разделение невозможно.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в связи с чем судья обоснованно указал на возможность обращения административного истца за оспариванием акта в Арбитражный суд города Москвы.

Довод частной жалобы о том, что судьей при возвращении административного иска не было принято во внимание, что оба заявленных требования взаимосвязаны между собой, а потому могли быть рассмотрены в одном судебном процессе, не влечет отмены вынесенного определения.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона №451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в частной жалобе, не имеется.

Доводы административного истца о том, что совместно рассмотрение требований приведет к более быстрому, эффективному и правильному разрешению спора судом не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее процессуальное законодательство не предусматривает возможности объединения в одном административном исковом заявлении требований, подсудных разным судам, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции, так как они, по сути, связаны с его несогласием с выводами суда, основаны на ином толковании норм действующего законодательства, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены постановленного судом определения.

Возврат административного искового заявления в части не ограничивает право административного истца на защиту своих прав в ином порядке, что было указано судом первой инстанции.

Что же касается доводов административного истца о необходимости возврата административного иска в целом, то суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения, поскольку в части оспаривания постановления Правительства Москвы от 4 октября 2019 года № 1290-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Котляковского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги» административный иск принят в производство суда, по нему возбуждено административное дело, которое в настоящее время находится на рассмотрении, а действующее процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования определения о принятии административного иска в производство суда, поскольку оно не препятствует движению дела.

В том случае, если по мнению административного истца, иск подан им ошибочно и он не имеет правового интереса в рассмотрении дела по существу, он вправе ходатайствовать о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Первый апелляционный суд общей юрисдикции

определил:

определение судьи Московского городского суда от 6 апреля 2020 года о возвращении административного искового заявления ГСК №1 в части требований о признании недействующим распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 1310 от 21 января 2020 года «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости» оставить без изменения, частную жалобу ГСК №1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Московский городской суд.

Судья                                                                                           Н.В. Овсянкина

66а-3750/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гаражно-строительный кооператив №1
Прокуратура города Москвы
Ответчики
Департамент городского имущества города Москвы
Правительство Москвы
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Овсянкина Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
31.07.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее