РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Анадырь 19 ноября 2024 года
Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Жуков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Масловой А.В. на постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ №-И, №-И, №-И по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника отдела Департамента финансов и имущественных отношений Чукотского автономного округа Масловой А.В.,
установил:
обжалуемыми постановлениями главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ №-И, №-И, №-И должностное лицо – начальник отдела Департамента финансов и имущественных отношений Чукотского автономного округа Маслова А.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении сроков предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации отчётности (сведений по форме СЗВ-ТД). За совершение указанных административных правонарушений Масловой А.В. назначены наказания в виде предупреждений.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями Маслова А.В. обратилась в Анадырский городской суд с жалобами, в которых указала на незаконность обжалуемых постановлений ввиду отсутствия в её действиях состава вменённого ей административного правонарушения, а также о нарушении её прав на защиту, покольку она не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протоколов о административном правонарушении, в связи с чем просила об отмене данных постановлений и прекращении производств по делу.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении № и № по жалобам Масловой А.В. на постановления №-И и №-И от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство, с присвоением объединённому делу об административном правонарушении №.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении № по жалобе Масловой А.В. на постановление №-И от ДД.ММ.ГГГГ объединено в одно производство с объединённым делом об административном правонарушении №, с присвоением объединённому делу об административном правонарушении №.
Надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела Маслова А.В., должностное лицо, вынесший обжалуемые постановления, в судебное заседание не явились. Явка указанных лиц обязательной не признана, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайств главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе об отложении рассмотрения жалоб на неопределённый срок (декабрь-январь), с учётом предоставления судье в полном объёме материалов дел об административных правонарушениях в отношении Масловой А.В., а также с учётом установленных сроков рассмотрения судьёй жалоб, не усматривается.
Изучив жалобы, материалы дел об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.
Исходя из положений пункта 8 частей 2 и 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить законность и обоснованность этого постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёхсот до пятисот рублей.
Основанием для привлечения должностного лица - начальника отдела Департамента финансов и имущественных отношений Чукотского автономного округа Масловой А.В. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили обстоятельства того, что в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» ею нарушены сроки подачи отчётности, то есть дата фактического представления сведений превышало дату более чем на один рабочий день в отношении работников ФИО2, ФИО3, ФИО4
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе постановлений по делам об административных правонарушениях №-И, №-И, №-И о привлечении начальника отдела Департамента финансов и имущественных отношений Чукотского автономного округа Масловой А.В. к административной ответственности по части 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные постановления законными признать нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту привлекаемым к ответственности лицом.
Исходя из положений части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства (часть 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Надлежащим доказательством уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть вручение уведомления ему лично или передача иным способом, свидетельствующим о факте получения указанным лицом данного уведомления.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 названного Кодекса протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трёх дней со дня составления протокола.
Из анализа приведённых выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении и иными документами. При этом доказательства, полученные с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются недопустимыми.
Из материалов объединённого дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе в отношении Масловой А.В. составлены протоколы об административном правонарушении №, № и № по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из содержания указанных протоколов об административном правонарушении следует, что они были составлены ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие Масловой А.В. со ссылкой на её надлежащее уведомление о времени и месте их составления.
Вместе с тем, ссылку на надлежащее уведомление Масловой А.В. о времени и месте составления всех трёх обозначенных протоколов об административном правонарушении нельзя признать правомерной.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что Маслова А.В. уведомлялась о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении посредством извещений от ДД.ММ.ГГГГ №-АД, из содержания которых следует, о необходимости её прибытия для составления протоколов по делу об административном правонарушении в 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Чукотском автономном округе (г. Анадырь, ул. Отке, д. 46).
В указанных извещениях содержится информация об адресате: «Масловой А.В., <адрес>, <адрес>».
В подтверждение отправления указанных извещений в материалы дела приложены скриншоты отправлений этих извещений посредством их направления на адрес электронной почты <адрес>, то есть на адрес служебной электронной почты Масловой А.В. Сведений о направлении извещений по адресу проживания Масловой А.В. (<адрес>) не имеется.
Не имеется в материалах дел об административных правонарушениях и сведений о наличии ходатайств Масловой А.В. о направлении адресованных ей извещений не по адресу её места проживания, равно как и ходатайств о направлении извещений на адрес служебной электронной почты <адрес>.
Участвовавшая ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании Маслова А.В. подтвердила, что адрес электронной почты <адрес> является служебным. Согласия на её уведомление по данному указанному адресу электронной почты она не давала.
ДД.ММ.ГГГГ указанные выше протоколы об административном правонарушении в отношении Масловой А.В. №, № и № были рассмотрены главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе, признаны допустимыми доказательствами, и по результатам их рассмотрения вынесены обжалуемые постановления о привлечении Масловой А.В. к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В рассматриваемом случае материалы дела не содержат доказательств, которые могут быть положены в основу выводов о виновности Масловой А.В. в совершении вменяемых ей административных правонарушений, поскольку обозначенные выше протоколы об административном правонарушении №, № и №, положенные в основу её виновности при вынесении обжалуемых постановлений, являлись недопустимыми доказательствами.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о недоказанности вины Масловой А.В. в совершении административных правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ надлежащей правовой оценки при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе не получили.
Таким образом, обжалуемые постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ №-И, №-И, №-И, вынесенные в отношении должностного лица – начальника отдела Департамента финансов и имущественных отношений Чукотского автономного округа Масловой А.В., нельзя признать законными и обоснованными.
Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административных правонарушениях, в силу пункта 1 части 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и влечёт отмену постановления.
При таких обстоятельствах постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ №-И, №-И, №-И, подлежат отмене, а производства по делам об административных правонарушениях подлежат прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановления.
На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ №-И, №-И, №-И по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника отдела Департамента финансов и имущественных отношений Чукотского автономного округа Масловой А.В., отменить, производства, по указанным делам об административных правонарушениях, прекратить.
Жалобы Масловой А.В. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня его вручения или получения его копии.
Судья А.Н. Жуков