Судья СатА.Е. УИД 17RS0017-2022-008155-12
дело № 2-866/2023, № 33-1570/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 6 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Болат-оол А.В., Хертек С.Б.,
при секретаре Ондар Р.О.,
с участием прокурора Хертек С.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва об обязании устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем приобретения резервных источников электроснабжения по объектам по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 марта 2023 года, дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 августа 2023 года,
установила:
И.о. прокурора Чеди-Хольского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (далее – ГУП РТ «УК ТЭК 4») об обязании устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем приобретения резервных источников электроснабжения по объектам Центральных тепловых пунктов (далее – ЦТП) №1,№2,№3 с. Хову-Аксы, указывая на то, что проверкой установлено, что в ЦТП №1,№2,№3 котельной отсутствуют резервные источники электроснабжения, не обеспечивается надежность электроснабжения. Просил обязать ГУП РТ «УК ТЭК 4» устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем приобретения резервных источников электроснабжения по объектам ЦТП №1, №2, №3 с. Хову-Аксы в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В уточненном исковом заявлении от 24 ноября 2022 г. прокурор просил обязать ГУП РТ «УК ТЭК 4» устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем приобретения и установки резервных источников электроснабжения в Центральных тепловых пунктах №1,№2,№3 с. Хову-Аксы в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В уточненном исковом заявлении от 10 февраля 2023 г. в качестве ответчиков указаны ГУП РТ «УК ТЭК 4», администрация Чеди-Хольского района, а также в качестве третьего лица указано Министерство топлива и энергетики Республики Тыва. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что на основании концессионного соглашения, заключенного 08.04.2021 г., между администрацией Чеди-Хольского района (Концедент), ГУП РТ «УК ТЭК-4» (Концессионер) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, ГУП РТ «УК ТЭК 4» взяло на себя обязательства за свой счет, в порядке и на условиях, предусмотренных концессионным соглашением: осуществлять мероприятия по созданию и (или) реконструкции Объекта соглашения, право собственности на который принадлежит (применительно к имуществу, подлежащему реконструкции) или будет принадлежать (применительно к имуществу, подлежащему созданию) Концеденту, в соответствии с Заданием и основными мероприятиями; осуществлять с использованием (эксплуатацией) Объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах Чеди-Хольского кожууна; обеспечить реконструкцию, модернизацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в Объект соглашения. В Объект концессионного соглашения, в частности, входят комплекс «Котельная с тепловыми сетями в с. Хову-Аксы», магистральные и межквартальные тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение с. Хову-Аксы, котлы №1, №2, №3, а также здания центральных тепловых пунктов №1,№2,№3. В соответствии с положениями п.1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204 (далее – Правила устройства электроустановок) ЦТП №1,№2,№3 с. Хову-Аксы являются электроприемниками второй категории, поскольку перерыв их электроснабжения приведет к нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей. В силу требований п.п.1.2.19 и 1.2.20 Правил устройства электроустановок, электроприемники второй категории – ЦТП №1,№2,№3 должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Отсутствие резервных источников электропитания в ЦТП может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, повлечь за собой ограничение теплоснабжения 59 многоквартирных жилых домов, административных зданий, социальных образовательных и медицинских учреждений, и как следствие, создать угрозу безопасности жизнедеятельности населения с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района. Просит обязать ГУП РТ «УК ТЭК 4» устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем приобретения, установки и подключения в установленном законом порядке резервных источников электроснабжения в Центральных тепловых пунктах №1,№2,№3 с. Хову-Аксы мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Из протокола судебного заседания от 7 февраля 2023 года, 6 марта 2023 г. следует, что к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство строительства Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 марта 2023 г., иск прокурора удовлетворен частично. Суд обязал ответчика ГУП РТ «УК ТЭК 4» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу приобрести резервные источники питания для объектов Центральных тепловых пунктов №1,№2,№3 с. Хову-Аксы. В удовлетворении исковых требований к Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва отказано.
Дополнительным решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 августа 2023 г. суд обязал ГУП РТ «УК ТЭК 4» в течение 4-х месяцев с момента вступления решения в законную силу установить и подключить в установленном федеральным законодательством порядке резервные источники питания электроснабжения для объектов: Центрального теплового пункта №1, Центрального теплового пункта №2, Центрального теплового пункта №3 с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения объектов.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Монгуш О.Ш. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что у предприятия отсутствуют денежные средства на покупку резервных источников электропитания в связи с трудным финансовым положением. Кроме того, договор №3121 от 1 июля 2022 г., заключенный между ГУП РТ «УК ТЭК 4» и АО «Тываэнерго» является подтверждением наличия резервного источника энергоснабжения ЦТП с.Хову-Аксы. В соответствии с п.3.1.1-3.1.5 контракта, п.47 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электроэнергии и использования противоаварийной автоматики на основании приказа Минэнерго России от 6 июня 2013 г. №290 именно АО «Тываэнерго» обязано обеспечить надежное электроснабжение ЦТП. Судом не были приняты во внимание права и обязанности третьего лица – АО «Тываэнерго», что является основанием для отмены решения суда. На основании постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2021 г. №634 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Тыва в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства» курирующим органом в области теплоснабжения в республике стало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, просил решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Прокурор Хертек С.Ч. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представители третьих лиц – Министерства топлива и энергетики Республики Тыва, Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства строительства Республики Тыва в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили. В связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.3 ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), признав причины неявки неуважительными.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и жизни.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории. сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68- ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями (ст. 25).
На основании п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» «центральный тепловой пункт – комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.
Согласно п.9.1.4. Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», оборудование центрального теплового пункта должно обеспечить требуемые параметры теплоносителя (расход, давление, температуру), их контроль и регулирование для всех присоединенных к нему систем теплопотребления. Присоединение систем теплопотребления должно выполняться с максимально возможным использованием вторичных тепловых ресурсов от других систем теплопотребления. Отказ от использования вторичной теплоты должен быть мотивирован технико-экономическим обоснованием.
В соответствии с п.1.2.18. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 г. № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Согласно п. 1.2.20. Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с ГОСТ Р 56124.2014 (IEC/TS 62257-2:2004). Национальный стандарт Российской Федерации. Возобновляемая энергетика. Гибридные электростанции на основе возобновляемых источников энергии, предназначенные для сельской электрификации. Рекомендации. Часть 2. Из требований по классификации систем электроснабжения», утвержденного приказом Росстандарта от 19.09.2014 №1136-ст, наличие резервного генератора позволяет также обеспечить бесперебойность поставки электроэнергии (например, для медицинских диспансеров и холодильных камер хранения для вакцинных препаратов, школ, обеспечения хозяйственной и ремесленной деятельности и хозяйственно-питьевого водоснабжения). От мощности резервного генератора микроэлектростанции будет зависеть количество потребителей электроэнергии и уровень предоставляемых услуг по электроснабжению.
В соответствии с п.п. 4,5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны: осуществлять меры по обеспечению безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
Согласно пунктам 7, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. №442 (далее – Основные положения № 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленными правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 (далее - Правила №861), которые регулируют отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Согласно подп. «а» п.15 Правил №861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, сетевая организация обязана (в пределах своей ответственности) обеспечить передачу электрической энергии в точки присоединения энергопринимающих устройств потребителей надлежащего качества.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на основании решения № 36 от 19.09.2022 г. и.о. прокурора Чеди-Хольского района проведена проверки в отношении ГУП РТ «УК ТЭК 4». 02.09.2022 г. составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 г.г. объекта – участок Хову-Аксы ГУП РТ «УК ТЭК 4», согласно которому установлены нарушения п.3, 10 разд. III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденному приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 г. № 103, а именно, не обеспечивается соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; не обеспечивается организация контроля режимов потребления тепловой энергии; не обеспечивается проверка качества строительства тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении. Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду: участок Хову-Аксы ГУП РТ «УК ТЭК 4» объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В перечне замечаний к Акту проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 гг. от 02.09.2022 г. указано, что не обеспечивается соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, в частности, отсутствуют резервные источники электроснабжения по объектам ЦТП №1, ЦТП №2, ЦТП №3, не обеспечивается надежность электроснабжения, (п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204), срок устранения – 15.09.2022 г.
Согласно актам проверки объектов от 20.09.2022 г., от 18.11.2022 г. в ходе проведенной проверки установлено, что ЦТП №1, ЦТП №2 и ЦТП №3 ГУП РТ «УК ТЭК 4» не имеются резервных источников электропитания, что может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций. Нарушения в виде отсутствия резервных источников электропитания выявлены в ГУП РТ «УК ТЭК 4» с. Хову-Аксы.
20.09.2022 г. и.о. прокурора Чеди-Хольского района составлена справка по результатам проверки, в ходе которой установлено, что в ЦТП №1, ЦТП №2 и ЦТП №3, котельной с. Хову-Аксы не имеется резервных источников электропитания.
Из объяснений, полученных от слесарей тепловых сетей УК ТЭК 4 ЦТП № 1 с. Хову-Аксы следует, что по состоянию на 18.11.2022 г. в ЦТП № 1, ЦТП № 2, ЦТП № 3 ГУП РТ «УК ТЭК 4» с. Хову-Аксы резервные источники электропитания не установлены.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика представлен договор № 07/11 от 07.11.2022 г. по аренде дизель-генераторных установок, в соответствии с которым ООО «Дизель» обязуется передать ГУП РТ «ТЭК 4» в аренду дизель-генераторные установки согласно Спецификации, а ГУП РТ «УК ТЭК 4» обязуется уплатить арендную плату в соответствии с разделом 2 договора.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13.12.2022 г. заявление ГУП РТ «ТЭК 4» к судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП С., УФССП России по Республике Тыва о снижении ограничения по проведению расходных операций по кассе до 10% установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП С. от 14.10.2022 удовлетворено частично. Постановлено признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва С. об ограничении проведения расходных операций от 14.10.2022 г. в части установления запрета на расход денежных средств в размере 50% от суммы, поступающих в кассу ГУП «Управляющая компания ТЭК 4» ежедневно; снизить размер установленного судебным приставом-исполнителем запрета на расход, поступающих в кассу должника денежных средств до 25%; в остальной части в удовлетворении заявления отказать.
8 апреля 2021 г. между Администрацией Чеди-Хольского кожууна (концедент) и ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Администрация Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва», согласно которому концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением: осуществлять мероприятия по созданию и (или) реконструкции Объекта Соглашения, право собственности на который принадлежит (применительно к имуществу, подлежащему реконструкции) или будет принадлежать (применительно к имуществу, подлежащему созданию) Концеденту, в соответствии с Заданием и основными мероприятиями (далее - «Создание объекта соглашения»), а также осуществлять с использованием (эксплуатацией) Объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва; обеспечить реконструкцию, модернизацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в Объект Соглашения (далее - объекты имущества, в составе объекта Соглашения), состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, за счет средств, предусмотренных в рамках ремонтных мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду с общим объемом финансирования за 15 лет в сумме 474 739 000,00 руб. Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок и в порядке, установленным Концессионным соглашением, права владения и пользования Объектом соглашения и иным имуществом для осуществления Концессионером Создания объекта соглашения и Концессионной деятельности.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствием в ЦТП №1, ЦТП №2, ЦТП №3 котельной ГУП РТ «УК ТЭК 4» с. Хову-Аксы резервных источников электроснабжения не обеспечивается надежность электроснабжения, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой ограничение теплоснабжения многоквартирных жилых домов, административных зданий, социальных, образовательных и медицинских учреждений, создать угрозу безопасности жизнедеятельности населения с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района, ГУП РТ «УК ТЭК-4» является сетевой организацией, которое обязано обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг, соответственно, обеспечить не только наличие, но и установку, также подключение резервных источников питания соответствующей мощности, то есть поддерживать установленные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики, в связи с чем пришел к выводу, что требования истца о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем приобретения, установления и подключения в установленном федеральном законодательством порядке резервных источников питания, подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования к Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва не подлежат удовлетворению ввиду того, что установка и обслуживание резервных источников электропитания обеспечивается ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам, согласуются с исследованными в судебном заседании доказательствами, надлежаще оцененных судом, и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Установив, что ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4» выполняет прямые функции, регулирующие правоотношения в жилищно-коммунальной сфере, в связи с чем, несет обязанности по электроснабжению населения, соответственно, согласно правилам, осуществляет контроль за ходом работ по подготовке к зиме, принимая во внимание, что Концессионным соглашением от 8 апреля 2021 года между Администрацией Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва и ГУП РТ «УК ТЭК 4» последний обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением: осуществлять мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, куда входят также спорные объекты теплоснабжения, суд первой инстанции пришел в правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по приобретению резервных источников электроснабжения на данных объектах.
А также с учетом того, что ГУП РТ «УК ТЭК-4» является сетевой организацией, которое обязано обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчик соответственно должен обеспечить не только наличие, но и установку, а также подключение резервных источников питания соответствующей мощности, то есть поддерживать установленные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком в настоящем случае должно быть АО «Тываэнерго», были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, со ссылкой на то, что данная организация является гарантирующим поставщиком электроэнергии на основании договора технологического присоединения и имеет иные обязательства, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие у ответчика финансовой возможности исполнить решение суда не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу п.1.1 концессионного соглашения от 08.04.2021 г. ГУП РТ «ТЭК 4» взявшего на себя обязательства за свой счет, в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных концессионным соглашением, осуществлять мероприятия по обеспечению населения Чеди-Хольского района услугами теплоснабжения.
Доводы жалобы о рассмотрении гражданского дела без привлечения в качестве третьего лица АО «Россети Сибирь Тываэнерго» не является основанием для отмены оспариваемого решения.
В соответствии с ч.1 ст.43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Из содержания приложенной к апелляционной жалобе копии договора на энергоснабжение между ГУП РТ «УК ТЭК 4» и АО «Тываэнерго» следует, что гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также через привлечение третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 3.1.3 договора гарантирующий поставщик в лице АО «Тываэнерго» обязуется поддерживать в пределах границ балансовой принадлежности электросетевого хозяйства сетей организации показатели качества электроэнергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ГОСТ 32144-2013).
Резервные источники питания, обязать установить которые просит истец, применяются в случае прекращения подачи электроснабжения (мощности) на центральные тепловые пункты №1,№2,№3 с. Хову-Аксы со стороны АО «Россети Тываэнерго». Следовательно, права и обязанности АО «Тываэнерго» по отношению к ГУП РТ «УК ТЭК 4» в рамках действующего договора энергоснабжения в данном случае не затрагиваются.
Возложением на ГУП РТ «УК ТЭК 4» обязанности приобрести и установить резервные источники питания у ГУП РТ «УК ТЭК 4» возникает только обязанность в последующем заключить с АО «Россети Сибирь Тываэнерго» договор технологического присоединения резервных источников питания. Однако данные правоотношения выходят за рамки настоящего гражданского дела и возникнут только в ходе исполнения решения суда.
В связи с чем, основания для привлечения АО «Россети Сибирь Тываэнерго» в качестве третьего лица отсутствуют.
Необоснованными признает судебная коллегия и доводы жалобы о рассмотрении гражданского дела без привлечения в качестве третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
В соответствии с пп. 6.45 п. 6 постановления Правительства Республики Тыва от 21.02.2014 № 65 «Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Республики Тыва и его структуры» (далее - Положение) министерство определяет систему мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения министерство топлива и энергетики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке государственной политики и правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса Республики Тыва.
Кроме того, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц учредителем ГУП РТ «УК ТЭК 4» является Министерство топлива и энергетики Республики Тыва.
Согласно п. 1 постановления Правительства Республики Тыва от 05.07.2021 г. № 320 «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и его структуры» (далее - Положение о Министерство ЖКХ РТ ) министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим, в том числе отдельные полномочия по теплоснабжению.
В соответствии с пп.26 п.11 Положения о Министерстве ЖКХ РТ министерство осуществляет полномочия по мониторингу разработки, утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тыс. человек. Иные полномочия в сфере теплоснабжения на Министерство ЖКХ РТ не возлагались. Вопрос установки резервных источников питания на центральных тепловых пунктах не относится к вопросам, касающимся схемы теплоснабжения.
Тем самым, основания для привлечения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в качестве третьего лица по данному гражданскому делу отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 марта 2023 года, дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трёх месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи: