14RS0035-01-2022-003959-81
Дело № 2а-2687/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 14 апреля 2022 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шумилова Олега Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
у с т а н о в и л :
Шумилов О.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что административный ответчик незаконно отказал ему в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами ___ несмотря на то, что на данном земельном участке находятся принадлежащие ему на праве собственности гаражные боксы 1998 года постройки. Просил признать незаконным отказы административного ответчика от 18 февраля 2022 г. № 808-ДИЗО/22 и 815-ДИЗО/22 в предоставлении ему вышеуказанных земельных участков, обязать административного ответчика произвести действия по предоставлению в собственность данных земельных участков.
В судебном заседании административный истец Шумилов О.А. и его представитель Ушницкая З.М. требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Сабарайкина В.И. в судебном заседании с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании запрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), находятся в границах территории общего пользования. Проект планировки и проект межевания территории утверждены, изменения в них не внесены.
Представитель заинтересованного лица гаражно-строительного потребительского кооператива «Щит-23», извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, никаких ходатайств не направил, об отложении судебного заседания не просил. С учетом мнения сторон и непризнания явки представителя заинтересованного лица на судебное заседание обязательным суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
20 января 2022 г. Шумилов О.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлениями №№ 240-ДИЗО/22 и 241-ДИЗО/22 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами ___ соответственно, для использования под хранение автотранспорта.
18 февраля 2022 г. Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомления №№ 808-ДИЗО/22 815-ДИЗО/22 соответственно об отказе в предоставлении вышеуказанных земельных участков. Основанием отказа указано, что запрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые отказы датированы 18 февраля 2022 г., а административное исковое заявление поступило в суд 02 марта 2022 г., следовательно, установленный срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Из материалов дела установлено, что на основании договора купли-продажи от 27 сентября 2013 г. ФИО8. продал Шумилову О.А. гаражный бокс с кадастровым номером ___. Административный истец зарегистрировал свое право собственности на данный гаражный бокс 18 октября 2013 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права 14-АБ 101253.
Также на основании договора купли-продажи от 10 декабря 2013 г. ФИО9. продал Шумилову О.А. гаражный бокс общей площадью 20,5 кв.м, расположенный по адресу: ___ декабря 2013 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права 14-АБ 119075.
Административный истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером ___
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 14:36:104015:815 поставлен на государственный кадастровый учет 26 октября 2011 г., вид разрешенного использования – в целях размещения гаражей, зарегистрированные вещные права в его отношении отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 14:36:104015:816 поставлен на государственный кадастровый учет 26 октября 2011 г., вид разрешенного использования – в целях размещения гаражей, зарегистрированные вещные права в его отношении отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку в отношении вышеуказанных гаражных боксов, расположенных на испрашиваемых в собственность земельных участках, зарегистрировано право собственности административного истца, то он относится к категории лиц, указанных в п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указаны в ст. 39.16 ЗК РФ.
Так в соответствии в п. 1 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, также принимается, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
В силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26 января 2022 г. №№ 07-073474 07-073473 испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:104015:815 и 14:36:104015:816 расположены в территориальной зоне «ОД-3Б»: общественно-деловой зоне для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов здравоохранения и социального назначения, ограничениям по линии градостроительного регулирования не соответствуют, решения о резервировании под муниципальные или государственные нужды не приняты, решения о развитии застроенных территорий не приняты, по проекту планировки территории квартала «150» городского округа «город Якутск» относятся к территориям общего пользования, проекту межевания территории квартала «150» городского округа «город Якутск» не соответствуют.
Судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству истребованы и приобщены к делу графические чертежи проекта планировки и проекта межевания территории квартала «150» городского округа «город Якутск», на территории которого расположен испрашиваемые земельные участки.
Согласно графическому чертежу проекта межевания территории квартала «150» городского округа «город Якутск» территория испрашиваемых земельных участков пересекает линию градостроительного регулирования (красные линии), обозначающую дорогу с ее инфраструктурой, то есть территорию общего пользования.
Данные красные линии установлены распоряжением первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 21 октября 2013 г. № 319/1зр «Об утверждении проекта планировки территории кварталов № 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска» с последующими изменениями и дополнениями, распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 14 октября 2016 г. № 1717р «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала «150» городского округа «город Якутск», распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 02.08.2017 г. № 1265р «Об утверждении проекта планировки и межевания территории кварталов «150», «151», «152» городского округа «город Якутск».
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. При этом в силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.
Таким образом, разрешенное использование испрашиваемых земельных участков не соответствует целям использования таких земельных участков, указанным в заявлениях административного истца о предоставлении земельных участков (для хранения автотранспорта), поскольку их часть расположена на территории общего пользования, где их предоставление на заявленном виде прав (право собственности) не допускается. При этом административный истец не является лицом, который вправе получить вышеуказанные земельные участки в собственность, поскольку их часть расположена на территории общего пользования и пересекает соответствующую красную линию.
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статья 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
В силу ч. 17 ст. 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Из материалов дела и объяснений представителей сторон в судебном заседании установлено, что с заявлением о внесении изменений в документы градостроительного планирования административный истец не обращался, таковые изменения в части испрашиваемых земельных участков не внесены, разрешение на отступ от красных линий им также не получено.
На основании изложенного, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность административному истцу у административного ответчика не имелось.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца. При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При таких обстоятельствах административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемым отказом нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Оспариваемые действия по отказу являются законными, приняты в пределах компетенции административного ответчика, порядок их принятия не нарушен.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░ ░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░░░░ 2022 ░.