Решение по делу № 33а-3549/2019 от 04.03.2019

Судья Косенко Ю.В. адм. дело № 33а–3549/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 26 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего    Шилова А.Е.,

судей     Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре     Нугайбековой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Зиневич О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 20.08.2018 № РД-1281 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 716 кв.м., принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по <адрес>, кадастровый , и прилегающего к нему земельного участка площадью 247 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, поскольку из перераспределяемого земельного участка указанной площадью возможно образование самостоятельного земельного участка путем увеличения до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом Правил застройки и землепользования в городе Самаре.

Административный истец полагает отказ Департамента незаконным, так как принадлежащий ему на праве собственности земельный участок и прилегающий земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, являются единым, самостоятельное образование прилегающего земельного участка невозможно, права и законные интересы иных лиц использованием спорного земельного участка не нарушены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Зиневич О.Н. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 20.08.2018 № РД-1281; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара возобновить работу по её заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2019 года административный иск Зиневич О.Н. удовлетворен.

Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 20.08.2018 № РД-1281.

На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Зиневич О.Н. о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Баранова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Административный истец Зиневич О.Н. и ее представитель Баранова М.Ф. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражения на жалобу административного истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие существенные нарушения норм материального права допущены судом первой инстанции.

Удовлетворяя административный иск Зиневич О.Н. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 20.08.2018 № РД-1281, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок площадью 247 кв.м. невозможно увеличить до минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом, поскольку он ограничен территориями соседних землепользователей и фактически находится в пользовании Зиневич О.Н.

Судом первой инстанции также принято во внимание заключение кадастрового инженера Татариновой А.Д., из содержания которого следует, что формирование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 247 кв.м., без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ невозможно. Земельный участок как самостоятельный участок для размещения индивидуального жилищного строительства использоваться не может по основаниям невозможности размещения объектов недвижимости.

Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен статьей 39.29 Земельного кодекса РФ.

Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 716 кв.м., принадлежащий Зиневич О.Н. на праве собственности, расположенный по <адрес>, кадастровый , и прилегающий к нему земельный участок площадью 247 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.

Пунктом 5 статьи 30 названных Правил установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры застройки в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

Предельный минимальный размер земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, составляет 300 кв.м.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сведениям публичной кадастровой карты, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, путем увеличения площади испрашиваемого административным истцом земельного участка с 299 кв.м. до 300 кв.м. и более с доступом на территорию общего пользования.

При этом фактическое использование иными лицами спорного земельного участка без правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, не свидетельствует о невозможности формирования самостоятельного земельного участка путем увеличения площади участка за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.

Кроме того, основными видами разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне Ж-1 являются, в том числе, ведение огородничества, садоводства, поэтому заключение кадастрового инженера Т. от 10.01.2019, представленное административным истцом, о невозможности образования самостоятельного земельного участка для ИЖС без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, в данном случае не имеет правового значения.

При этом из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, не ограничен объектами природного происхождения либо соседними земельными участками, поставленными на кадастровый учет, к спорному земельному участку имеется проход и проезд от земельных участков общего пользования, согласно сведениям, представленным Департаментом градостроительства городского округа Самара, возможно образование земельного участка площадью более 500 кв.м., что выше предельного минимального размера земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1.

Таким образом, подлежащий перераспределению земельный участок может быть образован самостоятельно без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.

Принимая распоряжение от 20.08.2018 № РД-1281 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», Департамент градостроительства городского округа Самара исходил из положений пп. 9 п. 9 ст. 39.29, ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 июня 2017 г. № 1266-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шуляева Владислава Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации» указал, что оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки). Оспариваемое законоположение не содержит какой-либо неопределенности и не ограничивает права граждан по распоряжению земельными участками, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Принимая во внимание, что отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков основан на положениях пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду возможности образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства, основания для признания незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 20.08.2018 № РД-1281 отсутствовали. При этом права административного истца оспариваемым распоряжением не нарушены, поскольку оно не ограничивает право Зиневич О.Н. на приобретение земельного участка в ином предусмотренном земельным законодательством порядке.

Приведенные выше обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении заявленных административным истцом требований.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 20.08.2018 № РД-1281 и возложении обязанности возобновить рассмотрение заявления Зиневич О.Н. от 23.07.2018 о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Зиневич О.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2019 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Зиневич О.Н. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33а-3549/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Зиневич О.Н.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
04.03.2019[Адм.] Передача дела судье
26.03.2019[Адм.] Судебное заседание
26.07.2020Передача дела судье
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее