Решение по делу № 33-11443/2018 от 31.07.2018

Судья Леонтьева И.В.      Дело № 33-11443/2018

         А-2.065

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2018 года                   г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Емельянова В.А.,

судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.,

при секретаре Наумовой Т.Н.,

с участием прокурора Смирновой Я.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,

гражданское дело по иску Лопатиной Татьяны Евгеньевны к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.О.,

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 17 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Лопатиной Татьяны Евгеньевны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить приказ от 10.10.2017 № 125-н «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей» в отношении старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Лопатиной Татьяны Евгеньевны.

Взыскать с прокуратуры Красноярского края компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лопатина Т.Е. обратилась в суд с иском к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что с августа 1984 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком, с 1998 года в должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска. 10.10.2017 прокурором края издан приказ № 125-н о ненадлежащем исполнении ею служебных обязанностей, согласно которому в период с 05.02.2017 по 02.08.2017 Лопатиной Т.Е. не исполнялись требования п. 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», распоряжения прокурора района «О распределении обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г.Красноярка» о выезде не менее 3 раз в неделю в отдел полиции № 5 для изучения материалов доследственных проверок до принятия по ним решений, подготовке указаний о проведении проверочных мероприятий.

С данным приказом не согласна, поскольку п. 12 вышеуказанного приказа от 26.01.2017 № 33 предусматривает подготовку указаний в пределах имеющихся полномочий, что относится к исключительной компетенции прокурора или заместителя прокурора, в то время как старший помощник прокурора района не имеет права давать указания, в связи с чем требование о выезде в отдел полиции помощника (старшего помощника) прокурора, то есть лица, не имеющего право давать письменные указания, является бессмысленной и нерациональной тратой времени.

Необоснованна, по мнению истца, и ссылка в оспариваемом приказе на распоряжение прокурора района, возлагающее на нее обязанность выезда в отдел полиции для подготовки указаний. Между тем, данное распоряжение прокурора района в этой части обжаловано ею 16.03.2017 и 31.03.2017. В ответе прокуратуры края от 10.04.2017 № 20-101-2016 распоряжение прокурора района в части выездов в отдел полиции с целью дачи рекомендаций признано не соответствующим закону, в связи с чем, прокурору района 31.03.2017 направлено индивидуальное письмо с рекомендацией внести изменения в распоряжение о распределении обязанностей. Однако, до настоящего времени она не ознакомлена с внесенными в распоряжение изменениями (если изменения были внесены), в связи с чем не может нести ответственность за неисполнение распоряжения, с которым не ознакомлена, равно как и нести ответственность за неисполнение незаконного распоряжения о даче рекомендаций и требование о выезде в отдел полиции не менее 3 раз для дачи рекомендаций.

Кроме того, к ней применено дисциплинарное взыскание в виде «ограничиться ранее примененной мерой ответственности», не предусмотренное ст.41.7 Закона РФ «О прокуратуре в Российской Федерации».

Также, по мнению истца, срок привлечения ее к ответственности истек, поскольку приказом прокурора края на нее возложена ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в период с 06.02.2017, то есть на момент издания приказа 10.10.2017 прошло более 6 месяцев.

В связи с чем просила признать незаконным приказ № 125-н от 10.10.2017 о ненадлежащем исполнении ею служебных обязанностей и взыскать с прокуратуры Красноярского края компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Красноярского края Смирнова Я.О. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального права, полагает ошибочными выводы суда о том, что Лопатина Т.Е. не наделена полномочиями по исполнению п. 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

В письменных возражениях истец Лопатина Т.Е. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.

Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, заслушав объяснения представителя прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Лопатиной Т.Е. и ее представителя Шубиной Н.Ф., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Лопатина Т.Е. работает в органах прокуратуры края с августа 1984 года, с сентября 1988 года состоит в должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска.

В соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»,

от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»,

указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о подследственности уголовных дел», межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ, Министерства обороны РФ, ФССП РФ, МЧС РФ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях»,

распоряжением прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № I «О распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска» на Лопатину Т.Е. с 16.01.2017 возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях подразделениями дознания и следствия ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское».

Также на Лопатину T.Е возложены обязанности по изучению материалов доследственных проверок ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское», имеющих четный номер регистрации в КУСП, проверке законности принятых по ним сотрудниками полиции постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;

осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» для дачи рекомендаций дознавателям о направлении проверок по сообщениям о происшествиях до принятия по ним процессуальных решений;

ведению книг учета работы по направлению надзора.

Лопатина Т.Е. ознакомлена с данным распоряжением 06.02.2017 под роспись.

Приказом от 10.10.2017 № 125-н «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей» за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении п. 12 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и неисполнение распоряжения прокурора Советского района г. Красноярска от 12.01.2017 № 1 «О распределении должностных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры Советского района г. Красноярска» в период с 06.02.2017 по 02.08.2017, в отношении старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Лопатиной Т.Е. решено ограничится ранее примененной мерой ответственности.

Как следует из указанного приказа, в ходе проведенной проверки установлено, что в период с 06.02.2017 по 02.08.2017, за исключением периодов временной нетрудоспособности и нахождения в отпусках, Лопатина Т.Е. материалы доследственных проверок ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» до принятия по ним процессуальных решений не изучала, указания о проведении проверочных мероприятий не готовила, тем самым нарушила п. 12 приказа генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017года № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», обязывающего прокуроров давать письменные указания дознавателям о направлении расследования…».

Разрешая спор и удовлетворяя требования Лопатиной Т.Е. о признании оспариваемого приказа незаконным и подлежащим отмене, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № I в части ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, связанных с распоряжением прокурора о необходимости давать рекомендаций дознавателям, не могло исполняться Лопатиной Т.Е., поскольку старший помощник прокурора района не имеет права давать подобные распоряжения и указания.

А поскольку распоряжение прокурора Советского района г. Красноярска № 7, изданное 17.04.2017, «О внесении изменений в распоряжение о распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска», которым в обязанности Лопатиной Т.Е. вменено осуществление не реже трех раз в неделю выездов в ОН № 5 МУ МВД России «Красноярское» с целью проверки исполнения УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях, в случае выявления нарушений – осуществлять подготовку проектов указаний по материалам доследственных проверок, не было в надлежащем порядке доведено до сведения Лопатиной Т.Е., суд пришел к выводу о том, что ссылка в приказе о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей на неисполнение указанного приказа не основана на законе, что влечет незаконность принятого в ее отношении приказа.

Судебная коллегия с решением суда согласиться не может по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории Российской Федерации, которая действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Как установлено ст. 40 Закона служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Исходя из взаимосвязи положений ст.ст. 1, 4, 11, 40 Закона следует, что служба в органах прокуратуры Российской Федерации, составляющих единую федеральную централизованную систему, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, а прокуроры от имени Российской Федерации и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

При этом, в силу абз. 2 ст. 54 Закона термин «прокурор» применительно к положениям Закона, регламентирующим порядок осуществлению прокурором надзора за исполнением законов, в том числе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обозначает Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

Вышеприведенные нормы закона свидетельствуют о том, что публично-правовым статусом прокурора обладают не только должностные лица, непосредственно занимающие соответствующую должность, но и иные прокурорские работники в пределах установленной компетенции.

Таким образом, исполнение публично-властных полномочий прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора за законностью и законов реализуется через прокурорских работников, в том числе старших помощников прокуроров.

Указанные выводы также подтверждаются положениями Квалификационной характеристики должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 02.11.2011 № 378 (далее – Квалификационная характеристика).

В силу требований п. 4 Квалификационной характеристики старший помощник прокурора района обязан владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закрепленному за ним направлению деятельности.

По смыслу п. 5.1 Квалификационной характеристики старшими помощниками прокуроров районов в пределах компетенции, определенной соответствующим прокурором, организуется и осуществляется прокурорский надзор согласно главе 3 Закона, в том числе надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Состояние данного вида прокурорской деятельности влияет на вывод о соответствии старшего помощника прокурора района занимаемой должности.

При осуществлении служебных обязанностей, в том числе по закрепленным направлениям надзора (прокурорской деятельности), в соответствии с п. 4 Квалификационной характеристики, старшие помощники прокурора района обязаны качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования.

По смыслу названных норм при осуществлении надзора по закрепленному направлению деятельности старшими помощниками прокурора района готовятся проекты служебных документов, актов прокурорского реагирования, в том числе по результатам проведенных надзорных проверок во исполнение организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, которые в силу ст. 17 Закона обязательны для всех прокурорских работников.

Таким образом, специальное указание в распределении обязанностей на подготовку работниками районной прокуратуры именно проектов служебных документов, актов прокурорского реагирования не требуется, равно как и перечисление всех организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ.

В соответствии со ст. 16 Закона прокурор района самостоятельно определят объем и характер работы подчиненных работников с учетом их личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы.

Распоряжением прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № 1 «О распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска» на Лопатину Т.Е. с 16.01.2017 возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях подразделениями дознания и следствия ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», указанием Генерального прокурора РФ от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о подследственности уголовных дел», межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ, Министерства обороны РФ, ФССП РФ, МЧС РФ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».

Также на Лопатину Т.Е. возложены обязанности по изучению материалов доследственных проверок ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское», имеющих четный номер регистрации в КУСП, проверке законности принятых по ним сотрудниками полиции постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» для дачи рекомендаций дознавателям о направлении проверок по сообщениям о происшествиях до принятия по ним процессуальных решений; ведению книг учета работы по направлению надзора.

Лопатина Т.Е. ознакомлена с данным распоряжением 06.02.2017 под роспись.

Таким образом, согласно распределению служебных обязанностей за Лопатиной Т.Е. закреплено осуществление надзора за процессуальной деятельностью ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в соответствии с главой 3 Закона, п. 5.1. Квалификационной характеристики должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 02.11.2011 № 378 (далее – Квалификационная характеристика).

В силу ст.ст. 17, 30 Закона приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ по вопросам дознания и следствия, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Кроме того, согласно п. 3. Квалификационной характеристики старший помощник прокурора района обязан знать приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора РФ, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определенную соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры.

Исходя из приведенных положений закона и нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ, Лопатина Т.Е. при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» обязана была руководствоваться не только распределением обязанностей, но и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ в указанной сфере.

Указанное свидетельствует об обязанности Лопатиной Т.Е. осуществлять в соответствии с распределением обязанностей надзор за процессуальной деятельностью ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в соответствии с требованиями главы 3 Закона, а также приказами Генерального прокурора РФ, и по результатам готовить проекты служебных документов, актов прокурорского реагирования, в том числе в рамках реализации уголовно-процессуальных полномочий.

Порядок осуществления надзора за процессуальной деятельность органов следствия и дознания наряду с вышеприведенными организационно-распорядительными документами регламентирован приказами Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ, Министерства обороны РФ, ФССП РФ, МЧС РФ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».

Так, п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» прокурорам вменена обязанность проведения не реже одного раза в месяц в органах внутренних дел проверок исполнения требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки).

Кроме того, п. 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» установлена обязанность прокуроров давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств, производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий, в том числе на этапе проверки сообщений о преступлениях в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

Аналогичные требования содержались в действовавшем до 26.01.2017 приказе Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (п.п. 3, 10).

Таким образом, Лопатина Т.Е. в соответствии с распределением обязанностей обязана исполнять вышеуказанные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ, независимо от отсутствия указания в них на отдельные полномочия старших помощников и помощников прокурора района.

На основании п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» прокурорами районов должен разрабатываться порядок контроля за разрешением материалов до принятия законного и обоснованного процессуального решения.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что возложение прокурором Советского района г. Красноярска на Лопатину Т.Е. обязанности по осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в закрепленный отдел полиции не противоречит требованием Закона. Данный порядок проведения проверок соблюдения уголовно-процессуального законодательства территориальным отделом полиции разработан и принят в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

В связи с обращениями Лопатиной Т.Е. прокуратурой края ранее проверена законность распоряжения прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № 1 «О распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска», дисбаланса в распределении служебных обязанностей между оперативными работниками Советского района г. Красноярска не выявлено.

Периодичность выездов установлена прокурором Советского района г. Красноярска обоснованно, с учетом количества сообщений о преступлениях, поступающих и регистрируемых ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское».

Однако, в связи с несоблюдением юридической техники при издании данного распоряжения в части вменения страшим помощникам прокурора района Лопатиной Т.Е., Скаскевичу А.В., Илюхиной А.Д. в обязанность дачи рекомендаций дознавателям о направлении проверок по сообщениям о преступлениях до принятия по ним процессуальных решений, прокурору Советского района г. Красноярска 31.03.2017 индивидуальным письмом № 20-32-2017 рекомендовано внести изменения в распоряжение о распределении обязанностей, закрепив за соответствующими сотрудниками обязанность по осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в закрепленные отделы полиции с целью проверки исполнения УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, в случае выявления нарушений – подготовку проектов указаний по материалам доследственных проверок органов дознания.

Во исполнение данного указания прокуратуры края 17.04.2017 прокурором Советского района г. Красноярска издано распоряжение № 7 «О внесении изменений в распоряжение о распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска», которым в обязанности Лопатиной Т.Е. вменено осуществление не реже трех раз в неделю выездов в ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» с целью проверки исполнения УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, в случае выявления нарушений – подготовку проектов указаний по материалам доследственных проверок органов дознания в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и передачи их на подпись прокурору или его заместителю.

В связи с нахождением с 17.04.2017 по 21.07.2017 в отпуске, продленном на период временной нетрудоспособности, Лопатина Е.Т. не была ознакомлена с данными изменениями.

Вместе с тем, ответами на обращения о нарушении трудовых прав от 22.05.2017 и 18.07.2017 Лопатина Т.Е. проинформирована прокуратурой края о внесении соответствующих изменений в распределение должностных обязанностей.

При этом, приказ Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 20.03.2002 № 10 «О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер» опубликован в журнале «Законность», а также размещен в свободном доступе в СПС «Консультант плюс» и Лопатина Т.Е. имела возможность с ним ознакомится по выходу из отпуска независимо от ссылки на него в распределении обязанностей.

Несмотря на некорректную формулировку в распоряжении о распределении служебных обязанностей, Лопатина Т.Е., в силу требований ст. 30 Закона, п. 4 Квалификационной характеристики, как лицо, на которое возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях подразделениями дознания и следствия ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское», обязана была исполнять требования п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», п.п. 3, 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» о проведении не реже одного раза в месяц проверок исполнения требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений о преступлениях и подготовки письменных указаний дознавателям по материалам доследственных проверок до принятия процессуальных решений.

С учетом изложенного, выводы суда о том, что Лопатина Т.Е. не наделена полномочиями по исполнению п. 12 приказ Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», не соответствуют положениям действующему законодательству, поскольку истец обязана осуществлять соответствующие проверки ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» по вопросам следствия и дознания и готовить по их результатам проекты актов прокурорского реагирования, в том числе указаний о проведении проверочных мероприятий по материалам доследственных проверок до принятия по ним сотрудниками полиции процессуальных решений.

Таким образом, приказом прокурора края от 10.10.2017 № 125-н «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей» правомерно вменено Лопатиной Т.Е. неисполнение служебных обязанностей, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.

Кроме того, судебная коллегия признает несостоятельными доводы истца о пропуске ответчиком сроков для привлечения ее к дисциплинарной ответственности, поскольку в соответствии с п.6 ст.41.7 Закона РФ «О прокуратуре в Российской Федерации» дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Согласно п.8 указанной статьи дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения.

Как следует из материалов дела, 04.08.2017 Лопатиной Т.Е. направлено уведомление о назначении служебной проверки. 26.09.2017 служебная проверка была окончена, о чем в этот же день составлено заключение по результатам служебной поверки в отношении Лопатиной Т.Е. По результатам служебной проверки на Лопатину Т.Е. возложена ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в период с 06.02.2017 по 02.08.2017.

Поскольку проступок обнаружен в день составления заключения по результатам служебной проверки, следовательно, на момент издания оспариваемого приказа 10.10.2017 срок привлечения к дисциплинарной ответственности не истек.

Таким образом, судом неверно применены и нарушены нормы материального права, что повлияло на законность оспариваемого решения, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены приведенного судебного акта в апелляционном порядке, с принятием по делу нового решения об отказе Лопатиной Т.Е. в удовлетворении требований о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 17 апреля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Лопатиной Татьяны Евгеньевны к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-11443/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Лопатина Татьяна Евгеньевна
Ответчики
ПРОКУРАТУРА КК
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Охременко Ольга Витальевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
26.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее