Судья Леонтьева И.В. Дело № 33-11443/2018
А-2.065
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.,
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
при секретаре Наумовой Т.Н.,
с участием прокурора Смирновой Я.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Лопатиной Татьяны Евгеньевны к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.О.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 17 апреля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Лопатиной Татьяны Евгеньевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ от 10.10.2017 № 125-н «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей» в отношении старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Лопатиной Татьяны Евгеньевны.
Взыскать с прокуратуры Красноярского края компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопатина Т.Е. обратилась в суд с иском к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что с августа 1984 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком, с 1998 года в должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска. 10.10.2017 прокурором края издан приказ № 125-н о ненадлежащем исполнении ею служебных обязанностей, согласно которому в период с 05.02.2017 по 02.08.2017 Лопатиной Т.Е. не исполнялись требования п. 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», распоряжения прокурора района «О распределении обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г.Красноярка» о выезде не менее 3 раз в неделю в отдел полиции № 5 для изучения материалов доследственных проверок до принятия по ним решений, подготовке указаний о проведении проверочных мероприятий.
С данным приказом не согласна, поскольку п. 12 вышеуказанного приказа от 26.01.2017 № 33 предусматривает подготовку указаний в пределах имеющихся полномочий, что относится к исключительной компетенции прокурора или заместителя прокурора, в то время как старший помощник прокурора района не имеет права давать указания, в связи с чем требование о выезде в отдел полиции помощника (старшего помощника) прокурора, то есть лица, не имеющего право давать письменные указания, является бессмысленной и нерациональной тратой времени.
Необоснованна, по мнению истца, и ссылка в оспариваемом приказе на распоряжение прокурора района, возлагающее на нее обязанность выезда в отдел полиции для подготовки указаний. Между тем, данное распоряжение прокурора района в этой части обжаловано ею 16.03.2017 и 31.03.2017. В ответе прокуратуры края от 10.04.2017 № 20-101-2016 распоряжение прокурора района в части выездов в отдел полиции с целью дачи рекомендаций признано не соответствующим закону, в связи с чем, прокурору района 31.03.2017 направлено индивидуальное письмо с рекомендацией внести изменения в распоряжение о распределении обязанностей. Однако, до настоящего времени она не ознакомлена с внесенными в распоряжение изменениями (если изменения были внесены), в связи с чем не может нести ответственность за неисполнение распоряжения, с которым не ознакомлена, равно как и нести ответственность за неисполнение незаконного распоряжения о даче рекомендаций и требование о выезде в отдел полиции не менее 3 раз для дачи рекомендаций.
Кроме того, к ней применено дисциплинарное взыскание в виде «ограничиться ранее примененной мерой ответственности», не предусмотренное ст.41.7 Закона РФ «О прокуратуре в Российской Федерации».
Также, по мнению истца, срок привлечения ее к ответственности истек, поскольку приказом прокурора края на нее возложена ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в период с 06.02.2017, то есть на момент издания приказа 10.10.2017 прошло более 6 месяцев.
В связи с чем просила признать незаконным приказ № 125-н от 10.10.2017 о ненадлежащем исполнении ею служебных обязанностей и взыскать с прокуратуры Красноярского края компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Красноярского края Смирнова Я.О. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального права, полагает ошибочными выводы суда о том, что Лопатина Т.Е. не наделена полномочиями по исполнению п. 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».
В письменных возражениях истец Лопатина Т.Е. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, заслушав объяснения представителя прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Лопатиной Т.Е. и ее представителя Шубиной Н.Ф., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Лопатина Т.Е. работает в органах прокуратуры края с августа 1984 года, с сентября 1988 года состоит в должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска.
В соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»,
от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»,
указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о подследственности уголовных дел», межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ, Министерства обороны РФ, ФССП РФ, МЧС РФ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях»,
распоряжением прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № I «О распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска» на Лопатину Т.Е. с 16.01.2017 возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях подразделениями дознания и следствия ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское».
Также на Лопатину T.Е возложены обязанности по изучению материалов доследственных проверок ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское», имеющих четный номер регистрации в КУСП, проверке законности принятых по ним сотрудниками полиции постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;
осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» для дачи рекомендаций дознавателям о направлении проверок по сообщениям о происшествиях до принятия по ним процессуальных решений;
ведению книг учета работы по направлению надзора.
Лопатина Т.Е. ознакомлена с данным распоряжением 06.02.2017 под роспись.
Приказом от 10.10.2017 № 125-н «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей» за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении п. 12 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и неисполнение распоряжения прокурора Советского района г. Красноярска от 12.01.2017 № 1 «О распределении должностных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры Советского района г. Красноярска» в период с 06.02.2017 по 02.08.2017, в отношении старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска Лопатиной Т.Е. решено ограничится ранее примененной мерой ответственности.
Как следует из указанного приказа, в ходе проведенной проверки установлено, что в период с 06.02.2017 по 02.08.2017, за исключением периодов временной нетрудоспособности и нахождения в отпусках, Лопатина Т.Е. материалы доследственных проверок ОП №5 МУ МВД России «Красноярское» до принятия по ним процессуальных решений не изучала, указания о проведении проверочных мероприятий не готовила, тем самым нарушила п. 12 приказа генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017года № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», обязывающего прокуроров давать письменные указания дознавателям о направлении расследования…».
Разрешая спор и удовлетворяя требования Лопатиной Т.Е. о признании оспариваемого приказа незаконным и подлежащим отмене, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № I в части ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, связанных с распоряжением прокурора о необходимости давать рекомендаций дознавателям, не могло исполняться Лопатиной Т.Е., поскольку старший помощник прокурора района не имеет права давать подобные распоряжения и указания.
А поскольку распоряжение прокурора Советского района г. Красноярска № 7, изданное 17.04.2017, «О внесении изменений в распоряжение о распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска», которым в обязанности Лопатиной Т.Е. вменено осуществление не реже трех раз в неделю выездов в ОН № 5 МУ МВД России «Красноярское» с целью проверки исполнения УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях, в случае выявления нарушений – осуществлять подготовку проектов указаний по материалам доследственных проверок, не было в надлежащем порядке доведено до сведения Лопатиной Т.Е., суд пришел к выводу о том, что ссылка в приказе о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей на неисполнение указанного приказа не основана на законе, что влечет незаконность принятого в ее отношении приказа.
Судебная коллегия с решением суда согласиться не может по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории Российской Федерации, которая действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Как установлено ст. 40 Закона служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из взаимосвязи положений ст.ст. 1, 4, 11, 40 Закона следует, что служба в органах прокуратуры Российской Федерации, составляющих единую федеральную централизованную систему, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, а прокуроры от имени Российской Федерации и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
При этом, в силу абз. 2 ст. 54 Закона термин «прокурор» применительно к положениям Закона, регламентирующим порядок осуществлению прокурором надзора за исполнением законов, в том числе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обозначает Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.
Вышеприведенные нормы закона свидетельствуют о том, что публично-правовым статусом прокурора обладают не только должностные лица, непосредственно занимающие соответствующую должность, но и иные прокурорские работники в пределах установленной компетенции.
Таким образом, исполнение публично-властных полномочий прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора за законностью и законов реализуется через прокурорских работников, в том числе старших помощников прокуроров.
Указанные выводы также подтверждаются положениями Квалификационной характеристики должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 02.11.2011 № 378 (далее – Квалификационная характеристика).
В силу требований п. 4 Квалификационной характеристики старший помощник прокурора района обязан владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закрепленному за ним направлению деятельности.
По смыслу п. 5.1 Квалификационной характеристики старшими помощниками прокуроров районов в пределах компетенции, определенной соответствующим прокурором, организуется и осуществляется прокурорский надзор согласно главе 3 Закона, в том числе надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Состояние данного вида прокурорской деятельности влияет на вывод о соответствии старшего помощника прокурора района занимаемой должности.
При осуществлении служебных обязанностей, в том числе по закрепленным направлениям надзора (прокурорской деятельности), в соответствии с п. 4 Квалификационной характеристики, старшие помощники прокурора района обязаны качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования.
По смыслу названных норм при осуществлении надзора по закрепленному направлению деятельности старшими помощниками прокурора района готовятся проекты служебных документов, актов прокурорского реагирования, в том числе по результатам проведенных надзорных проверок во исполнение организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, которые в силу ст. 17 Закона обязательны для всех прокурорских работников.
Таким образом, специальное указание в распределении обязанностей на подготовку работниками районной прокуратуры именно проектов служебных документов, актов прокурорского реагирования не требуется, равно как и перечисление всех организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ.
В соответствии со ст. 16 Закона прокурор района самостоятельно определят объем и характер работы подчиненных работников с учетом их личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы.
Распоряжением прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № 1 «О распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска» на Лопатину Т.Е. с 16.01.2017 возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях подразделениями дознания и следствия ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», указанием Генерального прокурора РФ от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о подследственности уголовных дел», межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ, Министерства обороны РФ, ФССП РФ, МЧС РФ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».
Также на Лопатину Т.Е. возложены обязанности по изучению материалов доследственных проверок ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское», имеющих четный номер регистрации в КУСП, проверке законности принятых по ним сотрудниками полиции постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» для дачи рекомендаций дознавателям о направлении проверок по сообщениям о происшествиях до принятия по ним процессуальных решений; ведению книг учета работы по направлению надзора.
Лопатина Т.Е. ознакомлена с данным распоряжением 06.02.2017 под роспись.
Таким образом, согласно распределению служебных обязанностей за Лопатиной Т.Е. закреплено осуществление надзора за процессуальной деятельностью ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в соответствии с главой 3 Закона, п. 5.1. Квалификационной характеристики должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 02.11.2011 № 378 (далее – Квалификационная характеристика).
В силу ст.ст. 17, 30 Закона приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ по вопросам дознания и следствия, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Кроме того, согласно п. 3. Квалификационной характеристики старший помощник прокурора района обязан знать приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора РФ, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определенную соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры.
Исходя из приведенных положений закона и нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ, Лопатина Т.Е. при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» обязана была руководствоваться не только распределением обязанностей, но и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ в указанной сфере.
Указанное свидетельствует об обязанности Лопатиной Т.Е. осуществлять в соответствии с распределением обязанностей надзор за процессуальной деятельностью ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в соответствии с требованиями главы 3 Закона, а также приказами Генерального прокурора РФ, и по результатам готовить проекты служебных документов, актов прокурорского реагирования, в том числе в рамках реализации уголовно-процессуальных полномочий.
Порядок осуществления надзора за процессуальной деятельность органов следствия и дознания наряду с вышеприведенными организационно-распорядительными документами регламентирован приказами Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ, Министерства обороны РФ, ФССП РФ, МЧС РФ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».
Так, п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» прокурорам вменена обязанность проведения не реже одного раза в месяц в органах внутренних дел проверок исполнения требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки).
Кроме того, п. 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» установлена обязанность прокуроров давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств, производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий, в том числе на этапе проверки сообщений о преступлениях в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
Аналогичные требования содержались в действовавшем до 26.01.2017 приказе Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (п.п. 3, 10).
Таким образом, Лопатина Т.Е. в соответствии с распределением обязанностей обязана исполнять вышеуказанные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ, независимо от отсутствия указания в них на отдельные полномочия старших помощников и помощников прокурора района.
На основании п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» прокурорами районов должен разрабатываться порядок контроля за разрешением материалов до принятия законного и обоснованного процессуального решения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что возложение прокурором Советского района г. Красноярска на Лопатину Т.Е. обязанности по осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в закрепленный отдел полиции не противоречит требованием Закона. Данный порядок проведения проверок соблюдения уголовно-процессуального законодательства территориальным отделом полиции разработан и принят в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
В связи с обращениями Лопатиной Т.Е. прокуратурой края ранее проверена законность распоряжения прокурора Советского района г. Красноярска Герасимова С.В. от 12.01.2017 № 1 «О распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска», дисбаланса в распределении служебных обязанностей между оперативными работниками Советского района г. Красноярска не выявлено.
Периодичность выездов установлена прокурором Советского района г. Красноярска обоснованно, с учетом количества сообщений о преступлениях, поступающих и регистрируемых ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское».
Однако, в связи с несоблюдением юридической техники при издании данного распоряжения в части вменения страшим помощникам прокурора района Лопатиной Т.Е., Скаскевичу А.В., Илюхиной А.Д. в обязанность дачи рекомендаций дознавателям о направлении проверок по сообщениям о преступлениях до принятия по ним процессуальных решений, прокурору Советского района г. Красноярска 31.03.2017 индивидуальным письмом № 20-32-2017 рекомендовано внести изменения в распоряжение о распределении обязанностей, закрепив за соответствующими сотрудниками обязанность по осуществлению не реже трех раз в неделю выездов в закрепленные отделы полиции с целью проверки исполнения УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, в случае выявления нарушений – подготовку проектов указаний по материалам доследственных проверок органов дознания.
Во исполнение данного указания прокуратуры края 17.04.2017 прокурором Советского района г. Красноярска издано распоряжение № 7 «О внесении изменений в распоряжение о распределении служебных обязанностей между оперативными сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска», которым в обязанности Лопатиной Т.Е. вменено осуществление не реже трех раз в неделю выездов в ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» с целью проверки исполнения УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, в случае выявления нарушений – подготовку проектов указаний по материалам доследственных проверок органов дознания в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и передачи их на подпись прокурору или его заместителю.
В связи с нахождением с 17.04.2017 по 21.07.2017 в отпуске, продленном на период временной нетрудоспособности, Лопатина Е.Т. не была ознакомлена с данными изменениями.
Вместе с тем, ответами на обращения о нарушении трудовых прав от 22.05.2017 и 18.07.2017 Лопатина Т.Е. проинформирована прокуратурой края о внесении соответствующих изменений в распределение должностных обязанностей.
При этом, приказ Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 20.03.2002 № 10 «О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер» опубликован в журнале «Законность», а также размещен в свободном доступе в СПС «Консультант плюс» и Лопатина Т.Е. имела возможность с ним ознакомится по выходу из отпуска независимо от ссылки на него в распределении обязанностей.
Несмотря на некорректную формулировку в распоряжении о распределении служебных обязанностей, Лопатина Т.Е., в силу требований ст. 30 Закона, п. 4 Квалификационной характеристики, как лицо, на которое возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях подразделениями дознания и следствия ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское», обязана была исполнять требования п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», п.п. 3, 12 приказа Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» о проведении не реже одного раза в месяц проверок исполнения требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений о преступлениях и подготовки письменных указаний дознавателям по материалам доследственных проверок до принятия процессуальных решений.
С учетом изложенного, выводы суда о том, что Лопатина Т.Е. не наделена полномочиями по исполнению п. 12 приказ Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», не соответствуют положениям действующему законодательству, поскольку истец обязана осуществлять соответствующие проверки ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» по вопросам следствия и дознания и готовить по их результатам проекты актов прокурорского реагирования, в том числе указаний о проведении проверочных мероприятий по материалам доследственных проверок до принятия по ним сотрудниками полиции процессуальных решений.
Таким образом, приказом прокурора края от 10.10.2017 № 125-н «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей» правомерно вменено Лопатиной Т.Е. неисполнение служебных обязанностей, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.
Кроме того, судебная коллегия признает несостоятельными доводы истца о пропуске ответчиком сроков для привлечения ее к дисциплинарной ответственности, поскольку в соответствии с п.6 ст.41.7 Закона РФ «О прокуратуре в Российской Федерации» дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Согласно п.8 указанной статьи дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения.
Как следует из материалов дела, 04.08.2017 Лопатиной Т.Е. направлено уведомление о назначении служебной проверки. 26.09.2017 служебная проверка была окончена, о чем в этот же день составлено заключение по результатам служебной поверки в отношении Лопатиной Т.Е. По результатам служебной проверки на Лопатину Т.Е. возложена ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в период с 06.02.2017 по 02.08.2017.
Поскольку проступок обнаружен в день составления заключения по результатам служебной проверки, следовательно, на момент издания оспариваемого приказа 10.10.2017 срок привлечения к дисциплинарной ответственности не истек.
Таким образом, судом неверно применены и нарушены нормы материального права, что повлияло на законность оспариваемого решения, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены приведенного судебного акта в апелляционном порядке, с принятием по делу нового решения об отказе Лопатиной Т.Е. в удовлетворении требований о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 17 апреля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Лопатиной Татьяны Евгеньевны к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным приказа о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: