Дело №2-1183/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 августа 2018 г. г. Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при секретаре Марокиной К.С.,
с участием представителя истца Руднева Р.Н. – Мишиной С.И., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» Афониной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Руднева Романа Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел», акционерному обществу «Орелгортеплоэнерго» о понуждении к заключению договора водоотведения,
установил:
Руднев Р.Н. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» (далее ООО «Газпром теплоэнерго Орел»), акционерному обществу «Орелгортеплоэнерго» (далее АО «Орелгортеплоэнерго») о понуждении к заключению договора водоотведения.
Исковые требования обоснованы тем, что Рудневу Р.Н. на праве собственности принадлежит 193/363 доли на жилой дом и ? доля на земельный участок по адресу: (адрес обезличен). Поскольку указанный дом не подключен к системе водоотведения, то истец обратился в МПП ВКХ «Орелводоканал» по вопросу получения технических условий подключения. В ответе истцу было рекомендовано обратиться в ООО «Газпром теплоэнерго Орел», эксплуатирующее систему водоотведения от котельной, расположенной рядом с домом истца, и являющегося собственником данной сети для заключения договора о присоединении. В свою очередь ООО «Газпром теплоэнерго Орел» указало, что на его балансе данная система канализации не стоит. В последующем истец также обращался в МУП ВКХ «Орелводоканал», Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, где ему по прежнему рекомендовалось решить возникший вопрос с ООО «Газпром теплоэнерго Орел», который в свою очередь уклонялся от заключения договора, ссылаясь на отсутствие в собственности системы водоотведения, к которой планирует подключиться Руднев Р.Н.
Полагая указанное бездействие ответчика неправомерным, Руднев Р.Н. просил суд обязать ООО «Газпром теплоэнерго Орел» заключить с ним договор о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения принадлежащего ему дома (адрес обезличен).
Определением суда в качестве соответчика привлечено АО «Орелгортеплоэнерго».
В судебном заседании представитель истца Мишина С.И. иск поддержала, полагая, что ответчик эксплуатирует систему водоотведения, к которой намерен подключиться истец, ввиду чего он не вправе уклониться от заключения договора.
Представитель ответчика ООО «Газпром теплоэнерго Орел» Афонина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поскольку ООО «Газпром теплоэнерго Орел» не является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а также собственником спорной системы водоотведения, на основании чего не вправе заключать с истцом договор о присоединении или разрешать присоединение к системе водоотведения.
Представитель АО «Орелгортеплоэнерго» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором ссылался на то, что спорная система водоотведения на балансе АО «Орелгортеплоэнерго» не состоит.
Третьи лица управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, Яшина Г.Н., МПП ВКХ «Орелводоканал» в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Истец Руднев Р.Н. в судебное заседание также не явился, воспользовавшись правом на участие в деле через представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истцу Рудневу Р.Н. и третьему лицу Яшиной Г.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: (адрес обезличен).
Указанный дом, согласно пояснениям представителя истца, не имеет подключения к центральной системе водоотведения, ввиду чего истцом приняты меры к заключению договора на подключение к дома к данной системе.
Согласно плану проектируемой канализационной сети, а также пояснениями специалиста ФИО5 подключение дома истца возможно к системе водоотведения котельной, принадлежащей АО «Орелгортеплоэнерго» и находящейся в аренде у ООО «Газпром теплоэнерго Орел». При этом ближайшей и реально возможной точкой подключения является колодец с отметками 185.09.
Для согласования подключения истец обращался в МПП ВКХ «Орелводоканал», однако из ответов названной организации следует, что для согласования подключения требуется договор о подключении к канализационной сети, который следует заключить с ООО «Газпром теплоэнерго Орел».
Истец обращался в ООО «Газпром теплоэнерго Орел» и АО «Орелгортеплоэнерго» по вопросу заключения договора о подключении, однако из представленных суду ответов следует, что в заключении указанных договоров отказано со ссылкой на отсутствие в собственности системы водоотведения, к которой истец планирует подключиться и отсутствие на балансе колодца в точке предполагаемого подключения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Руднева Р.Н. в суд.
Обосновывая свои требования, сторона истца ссылалась на то, что ответчики как владельцы водопроводной сети обязаны заключить с Рудневым Р.Н. договор технологического подключения.
Возражая против заявленных требований, ответчики ссылались на то, что они к организациям водопроводно-канализационного хозяйства не относятся, а также на то, что в их собственности система водоотведения не находится, ввиду чего они не вправе разрешать или запрещать подключение.
П. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из п. 13 названных Правил следует, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в п. 12 настоящих Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Согласно п. 15 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Правил, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, техническая возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна подтверждаться соответствующими техническими условиями.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1).
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в т.ч. застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. 2).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. 3).
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (п. 4).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (п. 5).
Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.
Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 утверждены Правил холодного водоснабжения и водоотведения, которыми регулируются отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).
Согласно п. 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
В силу п. 88 указанных правил заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
Вместе с тем, по смыслу п. 6, 8, 10, 16 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 определение необходимой нагрузки иным путем, нежели получения Технических условий не предусмотрено.
В силу п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:
а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах);
ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
Согласно п. 91 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в п. 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений организация водопроводно-канализационного хозяйства отказывает заявителю в принятии документов к рассмотрению и в течение 10 рабочих дней после получения таких документов возвращает их заявителю с указанием причин отказа в рассмотрении, в том числе направляет заявителю предложения по корректировке баланса водопотребления и водоотведения (п. 92).
В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя, не является гарантирующей организацией, такая организация обязана осуществить согласование подключения (технологического присоединения) с гарантирующей организацией в части наличия технической возможности для подключения (технологического присоединения) и с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к которой непосредственно присоединены водопроводные и (или) канализационные сети организации водопроводно-канализационного хозяйства. Гарантирующая организация и организация водопроводно-канализационного хозяйства, к которой непосредственно присоединены водопроводные и (или) канализационные сети, в течение 10 рабочих дней после получения обращения обязаны согласовать подключение (технологическое присоединение) либо выдать организации водопроводно-канализационного хозяйства заключение об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения), а также об отсутствии мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе гарантирующей организации (п. 93).
Таким образом, по своему правовому смыслу положения Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» применительно к настоящему спору, а именно порядку технологического присоединения к системе водоотведения относятся к правоотношениям с организациями водопроводно-канализационного хозяйства, и не могут применяться к физическим лицам, являющимся владельцами частных сетей, построенным на их личные средства.
О том, что указанный порядок применяется только в отношении организаций водопроводно-канализационного хозяйства свидетельствует безальтернативное указание в вышеперечисленных нормах именно организации водопроводно-канализационного хозяйства, под которой в силу п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Причем, под эксплуатацией системы водоотведения понимается не буквальное использование, а нахождение данной системы на балансе организации.
Положений о том, что согласование (подписание) договора технологического присоединения должно осуществляться с пользователями водопроводной сети вышеуказанные положения закона и постановлений Правительства не содержат.
В судебном заседании достоверно установлено и сторонами не оспаривалось, что Руднев Р.Н. намерен подключиться к системе канализации, ведущей от котельной, принадлежащей АО «Орелгортеплоэнерго»,к центральной системе канализации, находящейся на балансе МП ВКХ «Орелводоканал».
Указанная котельная передана в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Орел», что также не оспаривалось.
Вместе с тем, каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что вместе с котельной ответчикам принадлежит либо передавался участок канализационной сети, ведущий от котельной к центральной системе канализации, в материалы дела не представлено.
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, заключенному 21.05.2014 между МПП ВКХ «Орелводоканал» и ОАО «Орелгортеплоэнерго», на баланс ОАО «Орелгортеплоэнерго» передан колодец с отметками (номер обезличен), то есть колодец в точке присоединения спорного участка канализации к центральной системе канализации.
Более того, представитель ответчика в судебном заседании указал, что ООО «Газпром теплоэнерго Орел» не возражает против присоединения Руднева Р.Н. к колодцу с отметками (номер обезличен). В иных точках ответчик согласовывать подключение не правомочен.
Помимо этого, стороной ответчика представлены письма, адресованные в администрацию г. Орла с просьбой принять на учет спорный участок канализации как бесхозяйный, что также опровергает принадлежность участка канализационной сети кому-либо из ответчиков.
Кроме того, согласно разрешенным видам использования, отраженным в Едином государственном реестре юридических лиц, содержащемся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы, ответчики не относятся к организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Руднева Р.Н. о заключении с ним договора водоотведения к ответчикам предъявлены неправомерно и в их удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Руднева Романа Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел», акционерному обществу «Орелгортеплоэнерго» о понуждении к заключению договора водоотведения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2018.
Судья В.В. Каверин