УИД 79RS0002-01-2022-005856-43
Дело № 2-64/2023
Решение
Именем Российской Федерации
20 января 2023 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Бобровой И.А.
с участием представителя истца Королева В.В.
представителей ответчика Тойтмана О.Л. Мелисова А.А
при секретаре Завьяловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Психиатрическая больница» о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Биробиджана ЕАО, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Психиатрическая больница» о возложении обязанности совершить определенные действия. Просит суд возложить обязанность на ОГБУЗ «Психиатрическая больница» в срок до 31.12.2022 установить по периметру учреждения ограждение высотой не менее 2 метра 50 сантиметров в соответствии с п. 5.4. ГОСТ Р 59588-2021 и обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об увеличении исковых требований, в частности прокурор г. Биробиджана просит суд возложить обязанность на ОГБУЗ «Психиатрическая больница» в срок до 01.07.2023 установить шлагбаум при въезде на территорию объекта, дооборудовать систему видеонаблюдения, обеспечив с учетом
количества устанавливаемых камер и мест их размещения непрерывное
видеонаблюдение, в количестве 5 дополнительных камер видеонаблюдения по
периметру объекта, в количестве 2 камер видеонаблюдения в помещении
отделения для принудительного лечения (специализированного типа), в
количестве 3 камер видеонаблюдения в помещении кабинета медицинских
экспертиз, а также обеспечить архивирование и хранение данных системы
видеонаблюдения не менее 1 месяца, организовать на объекте пропускной и внутриобъектовый режимы, а также охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, оснастить пост охраны объекта ручным металлодетектором.
От требований установить по периметру учреждения ограждение высотой не менее 2 метра 50 сантиметров в соответствии с п. 5.4. ГОСТ Р 59588-202 отказался.
В судебном заседании прокурор прокуратуры г. Биробиджана Королев В.В. просил прекратить производство по делу в связи отказом от иска от исковых требований в части обязания ответчика дооборудовать систему видеонаблюдения, обеспечив с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения непрерывное видеонаблюдение, в количестве 5 дополнительных камер видеонаблюдения по периметру объекта, в количестве 2 камер видеонаблюдения в помещении отделения для принудительного лечения (специализированного типа), в
количестве 3 камер видеонаблюдения в помещении кабинета медицинских
экспертиз, а также обеспечения архивирования и хранения данных системы
видеонаблюдения не менее 1 месяца в связи с установлением системы видеонаблюдения.
Уточнил требования, просил обязать ответчика оснастить объект ручным металлодетектором.
В остальной части исковые требования поддержал, суду пояснил, что при проведении проверки исполнения ответчиком требований действующего законодательства в области соблюдения безопасности, антитеррористической защищенности установлены нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц. Требования прокурора основываются на положениях закрепленных в Постановлении правительства № 8 от 13.01.2017г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Требования об организации на объекте внутрипропускного и внутриобъектового режима с привлечением сотрудников ЧОП основаны на положениях Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 28.12.2022) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Учитывая изложенное, просил суд исковые требования учетом уточнений удовлетворить в полном объеме, в части в которой прокурор города отказался от иска производство по делу прекратить.
Представитель ответчика Тойтман О.Л. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что ответчик уже обязан по решению суда от 2016 года установить ограждение (забор). Ответчиком постоянно направляются запросы в Департамент здравоохранения правительства ЕАО с просьбой выделить денежные средства. В смете на установку ограждения также указан и шлагбаум, в связи чем он не видит оснований для вынесения решения об установке шлагбаума, тем более пока не установлено ограждение территории больницы. В настоящее время пропуск несанкционированный на территорию больницу не осуществляется, поскольку на въезде находится сторож, который осуществляет пропуск только тех автомобилей, которые имеют право заезжать на территорию объекта.
Видеонаблюдение ответчиком уже установлено.
Внутриобъектовый и пропускной режимы на объекте осуществляется сторожем.
Система оповещения и управления эвакуацией имеется, ее можно модернизировать. Кроме того, есть дежурный, который оповещает в случае необходимости о чрезвычайных ситуациях сотрудников и иных лиц, находящихся на объекте.
Против требований о привлечения сотрудников охранных организаций для охраны объекта не возражал, суду пояснил, что для этого необходимы также денежные средства, которых у лечебного учреждения не имеется.
Для приобретения металлодетектора также необходимы денежные средства, более того, у них в больнице нет поста охраны.
Считает, что в данном случае на Департамент здравоохранения правительства ЕАО должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на устранения недостатков, выявленных в ходе проверки.
В судебном заседании представитель ОГКУЗ «Психиатрическая больница» Мелисов А.А. с исковыми требованиями согласился частично, суду пояснил, что также не видит необходимости в настоящее время устанавливать шлагбаум, до тех пор, пока не будет установлено ограждение. На въезде имеется приспособление, которое не дает возможности несанкционного заезда не территорию объекта. Видеонаблюдение в больнице уже установлено. Против того, что объект должен охраняться сотрудниками ЧОП возражений не имеет. Вместе с тем не согласен с тем, что внутриобъектовый и пропускной режимы должны осуществляться сотрудниками ЧОП, а не сторожем. Система оповещения и управления эвакуацией у них имеется на случай пожара, ее также можно использовать в целях антитеррористической защищенности.
Кроме того, лечебное учреждение не обладает денежными средствами для устранения всех указанных прокурором недостатков.
Просил суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения правительства ЕАО в зал судебного заседания не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Постановлением правительства РФ от 13.01.2017 N 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» определены требования направленное на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование.
Согласно п. 7 указанного постановления для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
В соответствии с пп. е п. 10 указанного постановления в ходе своей работы комиссия определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствие с настоящими требованиями с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
В соответствии с п. 12 постановления с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 100 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 500 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 50 до 100 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 30 до 50 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 N 357)
г) объекты (территории) четвертой категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 30 млн. рублей.
(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 357)
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. (п.13)
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п. 14 постановления в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Из Устава ОГБУЗ «Психиатрическая больница» следует, что больница является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждений является Еврейская автономная область. Функции и полномочия учредителя осуществляются Департаментом здравоохранения правительства ЕАО.
Согласно п. 1.6. учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские прав и несет гражданские обязанности.
В соответствии с п. 19 собственник имущества не несет ответственности по обязательствам Учреждения, за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам.
Согласно п. 6.7 Учреждение обязано осуществлять содержание имущества, закрепленного им на праве оперативного управления.
10.11.2022г. заместителем председателя правительства начальником департамента здравоохранения по ЕАО ФИО9 утвержден паспорт безопасности ОГБУЗ «Психиатрическая больница».
ОГКУЗ «Областная больница» отнесено к третьей категории.
Из акта обследования и категорирования объекта следует, что комиссия проводившая обследование объекта, пришла к выводу о том, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) ОГБУЗ «Психиатрическая больница» не соответствует характеру угроз и обеспечивается в не полном объеме.
Акт утвержден заместителем главного врача по лечебной работе ОГБУЗ «Психиатрическая больница» ФИО10 05.10.2022г., он же являлся председателем комиссии. Сведений о том, что кто-либо из членов комиссии не согласился с принятым решением, материалы дела не содержат, особого мнения никто из членов комиссии не выразил.
В целях повышения антитеррористической защищенности объекта комиссией рекомендовано установить ограждение объекта (в соответствии с п. 16(1) а), 16(1) в), 16(1) е), 16(1) ж) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8.
Установить шлагбаум при въезде на территорию объекта (в соответствии с п. 16(1) а), 16(1) в), 16(1) е), 16(1) ж) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8.
Дооборудовать систему видеонаблюдения, обеспечив с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения непрерывное видеонаблюдение территории объекта, а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (в соответствии с п. 16 б), 16(1) в), 16(1) е), 16(1) ж) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8.
Организовать на объекте пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществлять контроль за их функционированием (в соответствии с п. 16(1) а) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8.
Оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией (в соответствии с п. 16 н) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8.
Обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций (в соответствии с п. 16(1) г) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от13 января 2017 г. № 8.
Оснастить объект ручным металлодетектором (в соответствии с п. 16 е) требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8.
Указанные требования предусмотрены вышеуказанными нормами Постановления правительства РФ № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», ему не противоречат.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12. суду пояснил, что внутриобъектовый и пропускной режимы осуществляются с привлечением сотрудников охранных организаций, у которых имеется право на ношение специальных средств. На объекте обязательно должен быть металлодектор для проверки при пропуске лиц на объект на наличие запрещенных предметов. Система оповещения и эвакуации людей не обязательно должна быть автономий.
Согласно п. 6 ст. 1.1 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности.
В соответствии с п. 7 указанного закона пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
Согласно п. 7 ст. 11 вышеуказанного закона одним из видов охранных услуг является охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В вязи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что указанные функции должны обеспечиваться именно сотрудниками охранных организаций, обладающими специальной подготовкой, навыками, имеющими право на ношение специальных средств.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.11.2016г. ОГБУЗ «Психиатрическая больница» обязано обеспечить оснащение территории лечебного учреждения ограждением высотой не менее 2.5 м. в срок до 31.12.2017г. Требование об установлении шлагбаума при этом прокурором в ходе рассмотренного дела не заявлялось. Из представленных ответчиком документов (сметы) следует, что в расчете стоимости ограждения учитывается также и стоимость установки шлагбаума. Весте с тем, поскольку в решении суда не содержится указания на обязанность ответчика установить шлагбаум при въезде на территорию лечебного учреждения, суд считает необходимым заявленное требование удовлетворить, так как наличие шлагбаума в смете само по себе не обязывает ответчика к его установке.
Система оповещения и управления эвакуацией людей согласно акту комиссии в целях антитеррористической защищенности отсутствует, имеется система оповещения и управления эвакуацией людей транслирующая речевое сообщение о возникновении пожара и необходимости эвакуации.
Вместе с тем, доказательств того, что указанная система может применяться также и в целях антитеррористической защищенности объекта, ответчиком суду не представлено.
Согласно ч.5 ст. 123. 22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Данный иск не вытекает из отношений по причинению вреда, в связи с чем Департамент здравоохранения правительства ЕАО не может в данном случае нести субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Каких либо требований к указанному лицу прокурором не предъявлено, в связи с чем оснований для возложения обязанности по финансированию затрат для устранения выявленных недостатков на указанное лицо в настоящий момент отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора с учетом уточнений подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд считает необходимым установить в решении суда срок исполнения обязанности по организации на объекте пропускного и внутриобъектового режимов, организации охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, оборудования объекта системой оповещения и управления эвакуацией, оснащения объекта ручным металлодетектором в срок до 01.07.2023.
При этом, установку шлагбаума в отсутствии ограждения, в вышеуказанный срок суд считает нецелесообразным, поскольку в отсутствии ограждения на территорию лечебного учреждения возможно попасть иным путем, в связи с чем суд считает необходимым обязать ответчика произвести установку шлагбаума при установке ограждения.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.
В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Суд, изучив материалы дела, суд считает возможным принять отказ истца в части исковых требований об обязании установки ограждения и дооборудования системы видеонаблюдения, поскольку отказ истца от иска не противоречит нормам действующего законодательства не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 56, 194-196 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Психиатрическая больница» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Психиатрическая больница» ИНН 7900001909, ОГРН 1027900509230 установить шлагбаум при въезде на территорию объекта при установке ограждения.
Организовать на объекте пропускной и внутриобъектовый режимы, организовать охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, оснастить объект ручным металлодетектором в срок до 01.07.2023.
Производство по делу по иску прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Психиатрическая больница» о возложении обязанности совершить определенные действия в части исковых требований об обязании установить по периметру учреждения ограждение высотой не менее 2 метра 50 сантиметров в соответствии с п. 5.4. ГОСТ Р 59588-202, дооборудовать систему видеонаблюдения, обеспечив с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения непрерывное
видеонаблюдение, в количестве 5 дополнительных камер видеонаблюдения по
периметру объекта, в количестве 2 камер видеонаблюдения в помещении
отделения для принудительного лечения (специализированного типа), в
количестве 3 камер видеонаблюдения в помещении кабинета медицинских
экспертиз, а также обеспечить архивирование и хранение данных системы
видеонаблюдения не менее 1 месяца – прекратить в связи с отказом истца от указанной части исковых требований.
Разъяснить, что повторное обращение в суд к тому же лицу, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья И.А. Боброва
Мотивированное решение изготовлено 27.01.2023г.