УИД: 38RS0017-01-2021-001558-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Мархеева А.М.,
при секретаре судебного заседания Монастырской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1196/2021 по административному иску ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёву Виктору Борисовичу, старшему судебному приставу Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькину Виктору Николаевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании бездействия и постановления незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёв В.Б., старшему судебному приставу Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькину В.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области с требованиями:
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёв В.Б., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения;
- обязать старшего судебного пристава Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькина В.Н. отменить постановление об окончании исполнительного производства в целях возобновления исполнительного производства и выполнения полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение решения суда;
- в случае утраты исполнительного документа организовать работу по его восстановлению.
В обоснование заявленных требований указано, что 29.12.2018 г. судебным приставом-исполнителем Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёвым В.Б. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № 31849/18/38023-ИП, возбужденному 03.09.2018 на основании исполнительного документа ВС № 083432267 от 05.07.2018 г., выданного судебным участком № 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области о взыскании задолженности в размере 41948,12 руб. с должника Шестакова А.Ю. в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля». Копия указанного постановления с исполнительным документом возвращены в ООО «Агентство Финансового Контроля» не были, о нарушенном праве им стало известно только 05.07.2021 из банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте ФССП России.
С указанными действиями административный истец не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию исполнения вступившего в законную силу решения суда. Считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода, в частности, несвоевременного направления запросов и истребования ответов из контролирующих и регистрирующих органов таких как: банки, Росреестр, ЗАГС, ГИБДД, пенсионный фонд, операторы сотовой связи и так далее.
В судебное заседание административный истец ООО «Агентство Финансового Контроля» в лице своего представителя не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил провести судебное заседание без участия представителя.
Судебный пристав-исполнитель Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёв В.Б., начальник отделения - старший судебный пристав Нижнеудинского РОСП Тренькин В.Н., представитель УФССП России по Иркутской области, третье лицо Шестаков А.Ю. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени, месте судебного разбирательства.
Начальником отдела - старшим судебным приставом Нижнеудинского РОСП Тренькиным В.Н. была предоставлена, надлежащим образом заверенная копия исполнительного производства, письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обсудив причину неявки лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 226 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичное положение содержится в статье 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исчисление срока обращения с заявлением в суд необходимо начинать с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства, как указывалось ранее, лежит на административном истце.
Суд считает, что в данном случае административным истцом срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца о том, что о нарушенном праве ООО «Агентство Финансового Контроля» стало известно 05.07.2021, при этом настоящий административный иск подан 13.07.2021.
Согласно статье 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из статьи 4 указанного Закона одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу статьи 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Из представленных материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем 03.09.2018 возбуждено исполнительное производство № 31849/18/38023-ИП на основании исполнительного документа серия ВС № 083432267 от 05.07.2018, выданного судебным участком № 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области с должника Шестакова А.Ю. в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля», предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 41948,12 руб.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, административный истец ООО «Агентство Финансового Контроля» просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёва В.Б., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 31849/18/38023-ИП, предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»; возложить на старшего судебного пристава обязанность отменить постановление об окончании исполнительного производства и возобновить исполнительное производство, в случае утраты исполнительного документа, принять меры к его восстановлению.
Из сводки по исполнительному производству следует, что в период с 03.09.2018 по 29.12.2018 судебным приставом-исполнителем были сделаны неоднократные запросы в органы ГИБДД по получению сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах, в финансово-кредитные учреждения, ФНС России, ФМС, ПФ РФ, Росреестр, ЗАГС, операторам сотовой связи с целью получения информации о наличии у должника имущества и денежных средств, за счет которых возможно исполнение решения суда.
Согласно данным органов ГИБДД МВД России у должника отсутствуют зарегистрированные на праве собственности транспортные средства.
Объекты недвижимого имущества, зарегистрированные на имя должника, отсутствуют.
Судебным приставом исполнителем 26.12.2018 года было вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
29.12.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Согласно статье 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
При этом действия судебного пристава-исполнителя должны соответствовать федеральному законодательству, так как нарушение закона влечет нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Положениями статьи 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов вправе совершать исполнительные действия.
Анализ положений названного законодательства позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство РФ, регулирующее правоотношения в области исполнительного производства, представляет судебному приставу-исполнителю большой спектр полномочий по осуществлению исполнительных действий с целью принудительного исполнения судебного решения.
Вместе с тем, выбор необходимых исполнительных действий осуществляется исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия должника, ведения им хозяйственной деятельности или уклонения от исполнения судебного акта и сокрытия имущества.
Положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» не определяют последовательность конкретных действий, которые судебный пристав-исполнитель обязан совершить после возбуждения исполнительного производства.
Закон устанавливает, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, с учетом обстоятельств конкретного исполнительного производства, какие действия будут наиболее эффективны.
Закон не содержит требований на предмет периодичности совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем в пределах установленного двухмесячного срока, так как исполнительные действия должны осуществляться до окончания исполнительного производства.
Незаконное бездействие имеет место, когда лицо не предпринимает действия, обязанность совершения которых возложена на него законом.
Между тем материалами дела установлено, что судебным приставом-исполнителем принимались надлежащие меры по исполнению судебного приказа.
Доводы о нарушении судебным приставом-исполнителем сроков проведения исполнительных действий, не свидетельствуют о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Несоблюдение семидневного срока для предоставления ответов организацией на запросы судебного пристава-исполнителя и не привлечение по этому основанию организации к административной ответственности, на которые ссылается административный истец в иске, не является основанием для отмены постановления об окончании исполнительного производства.
Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата в кратчайший срок не свидетельствует о его бездействии.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действия (бездействия) нормативно правовыми актами и нарушение прав, свобод и законных интересов сторон.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, постановления должностных лиц службы судебных приставов их действия не могут быть признаны незаконными.
Кроме того судом установлено, 18.08.2021 обжалуемое постановление об окончании исполнительного производства было отменено старшим судебным приставом Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькиным В.Н., а исполнительное производство № 31849/18/38023-ИП возобновлено с присвоением нового номера № 60220/21/38023-ИП. Копия данного постановления направлена в адрес взыскателя.
18.08.2021 начальником отдела - старшим судебным приставом Нижнеудинского РОСП Тренькиным В.Н. направлено заявление о выдаче дубликата исполнительного листа ВС № 083432267 от 05.07.2018в адрес мирового судьи 76 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района.
Принимая во внимание, что заявленные нарушения прав ООО «Агентство Финансового Контроля», требующие, по его мнению, восстановления, устранены, оспариваемое бездействие административных ответчиков прав административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным, не имеется, поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований, отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ООО «Агентство Финансового Контроля» в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного иска ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Серенёву Виктору Борисовичу, старшему судебному приставу Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькину Виктору Николаевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании бездействия и постановления незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Председательствующий А.М. Мархеев
Решение в окончательной форме изготовлено 3 сентября 2021 года.