Решение по делу № 2-715/2020 от 27.05.2020

Дело (УИД) 42RS0033-01-2020-001180-32

№ 2-715/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области

в составе судьи Тихоновой Л.Г.,

при секретаре Кузнецовой Е.А.,

с участием представителя истца Карманова А.В. – Белокопытова И.А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

13 августа 2020 года

гражданское дело по иску Карманова ФИО9 к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец Карманов А.В. обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания в жилом доме по <адрес> <адрес> на момент обследования СФ АО ВНИМИ, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, включении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка» и ООО «Шахта Красногорская» и заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка» и ООО «Шахта Красногорская», мотивировав тем, что он зарегистрирован в указанном жилом доме, который находится на территории между горными отводами ООО «Шахта Зиминка» и ООО «Шахта Красногорская» и стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является его собственником. В настоящее время в спорном доме он не проживает ввиду опасности пребывания в нем и опасения за свою жизнь, проживает в съемном жилье. Согласно ответу администрации города Прокопьевска, жилой дом по <адрес> программу поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий. Жители дома подлежат переселению, однако в списке на переселение не значатся зарегистрированные граждане. Поскольку он не состоял на регистрационном учете в спорном жилом помещении на ДД.ММ.ГГГГ, оснований для включения его в список граждан на переселение нет.

Истец Карманов А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Белокопытов И.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска в судебное заседание не явился, представив письменные возражения, согласно которым правовых оснований для включения истца в уточненный список граждан на переселение не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что истец Карманов проживал по соседству в доме по <адрес> с 2006 года до 2014 года, пользовался огородом, делал в доме ремонт. Со слов отца истца ему известно, что данный дом истец купил.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что он проживал по <адрес> до 2009 года. Истец с 2006 года проживал в доме по <адрес> вместе с женой и ребенком, пользовались земельным участком, привозил уголь, ремонтировал машину. Данный дом истцу купили родители.

Выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.

Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.

Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).

В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

На реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков предоставляются из федерального бюджета межбюджетные трансферты, порядок и условия, предоставления которых, определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428.

В соответствии с пунктами 5, 6, 8 Правил на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в частности, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 года шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого направляются межбюджетные трансферты, размер которых определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (Правила в ред. 02.04.2015).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, …. осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В п. 8 Правил также перечислены основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим (в ред. от 28.09.2016).

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Поскольку Конституционные цели социальной политики РФ, предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.

В судебном заседании было установлено, что на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ истец Карманов ФИО10 является собственником жилого дома по <адрес> в <адрес>.

Ранее собственником указанного жилого дома, являлся отец истца – ФИО2, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Карманов А.В. зарегистрирован в указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Как следует из информации, представленной ответчиком, согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 324 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> подвергся влиянию горных работ, проводимых ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка». Дом подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Таким образом, дом по <адрес> подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка».

Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка», составлен на дату обследования СФ ОАО ВНИМИ – ДД.ММ.ГГГГ.

В списке на переселение с территории между горными отводами ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка» по адресу: <адрес> не значатся зарегистрированные граждане.

Истец Карманов А.В. в данном списке не значится, поскольку состоит на регистрационном учете по указанному адресу с октября 2013 года, т.е. после выдачи заключения ВНИМИ.

Для получения социальной выплаты истец Карманов А.В. обратился в суд с требованием об установлении факта его проживания в спорном жилом помещении на дату выдачи заключения СФАО ВНИМИ, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных и имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт проживания.

Судом установлено, что Карманов А.В. зарегистрирован в жилом <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и являлся членом семьи собственника данного жилого помещения, в настоящее время является его собственником.

Принимая во внимание, что регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер, является способом учета граждан в пределах РФ и не влияет на разрешение вопроса о праве лиц на пользование жилой площадью, а также пояснения свидетелей, подтвердивших, что истец Карманов А.В. проживал в спорном доме с 20006 года по 2014 год, суд считает, что истец Карманов А.В. приобрел право пользования спорным жилым домом по <адрес> на дату выдачи заключения СФ ОАО ВНИМИ.

Кроме того, истцом представлены письменные документы, а именно: акт ООО «Кузбасская энергосетевая компания» от ДД.ММ.ГГГГ, договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ, где адрес истца Карманова А.В. указан как <адрес>, что в совокупности свидетельствует о том, что истец проживал в спорном жилом доме на дату выдачи заключения ВНИМИ, жилой дом по <адрес> является для него единственным и постоянным местом жительства.

Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, как было указано выше, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Из толкования указанных норм права усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

Граждане, проживающие в ветхом жилье и нуждающиеся в переселении, т.е. не обеспеченные иным жильём, включаются в списки граждан, подлежащих переселению. Исключительным правом формирования, уточнения данных списков, обладают органы местного самоуправления, которые являются и получателями средств из федерального бюджета по направлению финансирования «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого», в данном случае, администрация <адрес>.

Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на дату принятия решения о ликвидации шахт.

Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения.

Истец на дату выдачи заключения ВНИМИ (24.06.2013г.) проживал в спорном жилом помещении, выезд из данного жилого дома носит вынужденный характер, поскольку в нем стало невозможно проживание, иного жилого помещения в собственности не имеет, право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания, не приобрел, т.е. он нуждается в социальной поддержке государства.

И поскольку в отношении истца была установлена вся совокупность условий, необходимых и достаточных для включения в списки граждан, подлежащих переселению, а внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем (заключению договора о предоставлении социальной выплаты), его требования к администрации <адрес> являются законными, обоснованными, и суд удовлетворяет требования о включении Карманова А.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка» и заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карманова ФИО11 к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Карманова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> в жилом доме по <адрес> на дату обследования СФ ОАО ВНИМИ – ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию <адрес> включить Карманова ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка» и ООО «Шахта Красногорская».

Обязать администрацию <адрес> заключить с Кармановым ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка» и ООО «Шахта Красногорская».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                Л.Г. Тихонова

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2020 года.

Судья                                                                                                                Л.Г. Тихонова

2-715/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Карманов Андрей Владимирович
Ответчики
администрация города Прокопьевска
Другие
Минэнерго РФ
Белокопытов Иван Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Судья
Тихонова Л.Г. - Председатель суда
Дело на странице суда
centr.kmr.sudrf.ru
27.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2020Передача материалов судье
01.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2020Подготовка дела (собеседование)
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
04.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее