Судья Бингачова Е.М. № 33-3266/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Ивановой Н.Е. и Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Полат И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3923/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 августа 2020 года по иску И.О.Г. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.О.Г. обратился с иском по тем основаниям, что в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ отбывал наказание в ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Карелия. Его пенсия и единовременные выплаты к ней переводились пенсионным органом ответчику, из указанных денежных средств исправительным учреждением удержано (...) на его содержание, в том числе на питание, коммунально-бытовые услуги, вещевое довольствие. Истец, полагая удержания необоснованными, ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил взыскать с ответчика денежные средства в размере (...) как неосновательное обогащение
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены УФСИН России по Республике Карелия, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное).
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда истец не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что судом неверно установлены обстоятельства дела и оценены представленные доказательства. Обращает внимание суда, что удержания из его пенсии произведены ответчиком без его согласия. В соответствии с частью 2 статьи 99 УИК РФ осужденные должны обеспечиваться постельными принадлежностями, одеждой по сезону, а также индивидуальными средствами гигиены безвозмездно. Кроме того, он является получателем выплат как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в связи с чем в силу пункта 4 части 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" на эти выплаты не может быть обращено взыскание.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица УФСИН России по Республике Карелия, действующая по доверенности Д..С.А., полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца, действующий по ордеру адвокат В.И.А., доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика, действующая по доверенности Ш.Н.А., с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2). Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (часть 3).
Судом установлено, что истец с июля 2012 года является получателем государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
На основании приговора Петрозаводского городского суда от 01 февраля 2018 года с учетом апелляционного постановления Верховного Суда Республики Карелия от 26 марта 2018 года истец в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Карелия
Из представленных бухгалтерией ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Карелия справок следует, что в период ХХ.ХХ.ХХ по лицевой счет осужденного И.О.Г. поступило всего (...)., в том числе сумма пенсии в размере (...)., сумма ЕДВ – (...). (...).; произведены удержания всего в размере (...)., в том числе по исполнительным листам – (...)., в связи с содержанием истца в исправительном учреждении – (...) (за питание - (...)., коммунально-бытовые услуги - (...)., вещевое довольствие – (...).)
Истец полагает неосновательным обогащением удержанные исправительным учреждением на его содержание денежные суммы с его лицевого счета.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Эти правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно части 4 статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Согласно части 5 статьи 98 УИК РФ из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что И.О.Г. в период отбытия наказания по приговору суда являлся получателем пенсии, у исправительного учреждения имелись правовые основания для удержаний из пенсии истца для возмещения расходов, связанных с его содержанием. Указанные удержания производились в соответствии с положениями УИК РФ, неосновательным обогащением не являются.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что при удержаниях ответчиком были соблюдены требования части 3 статьи 107 УИК РФ, в силу которой в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы истца о том, что удержания из его пенсии произведены ответчиком без его согласия, учитывая, что законом не предусмотрена необходимость получения согласия осужденных на удержания для возмещения расходов по их содержанию.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 июня 2008 года N 552-О-П, возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Ошибочными являются ссылки истца в апелляционной жалобе на положения части 2 статьи 99 УИК РФ, поскольку положения этой статьи не предусматривают безвозмездное обеспечение осужденных постельными принадлежностями, одеждой по сезону, а также индивидуальными средствами гигиены.
Не являются основанием для отмены судебного решения доводы жалобы истца о том, что он является получателем выплат как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы и в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено эти выплаты. Из представленных материалов следует, что истцу государственная пенсия по старости назначена как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Между тем указанное основание для назначения пенсии истцу не исключает возможность обращения взыскания на эту пенсию, учитывая, что удержаний из сумм ЕДВ не производилось.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи