Дело № 2а-3835/2019
РЈРР” 66RS0002-02-2019-003239-70
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
27.08.2019 г. Екатеринбург
Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе СЃСѓРґСЊРё РЎ.Рђ. Масловой, рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, действующего РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Уральского федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено,
установил:
Верхнесалдинский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, действующий РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга СЃ административным исковым заявлением Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Уральскому федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что прокуратурой РІ С…РѕРґРµ проверки исполнения законодательства РІ сфере противодействия распространению РІ телекоммуникационной сети В«Рнтернет» информации, содержащей сведения Рѕ деятельности, предоставляющей опасность для окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды, РІ том числе РІ сфере рыболовства, установлено, что РЅР° сайтах СЃ адресами: <...> размещена информация Рѕ продаже электроудочек, являющихся запрещенным орудием лова Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј массового истребления водных животных РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, ссылаясь РЅР° положения Федерального закона «О рыболовстве Рё сохранении водных биологических ресурсов», СЃС‚.СЃС‚.9, 10, 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации».
В судебное заседание прокурор, представитель административного ответчика не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.
Представитель административно ответчика Солодкий Р’.Р’. направил письменный отзыв РЅР° РёСЃРє, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ СЃРІРѕРµ отсутствие, исключить Управление РёР· числа лиц, участвующих РІ деле, привлечь правообладателя Рнтернет-ресурса.
В силу части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания (гл.33 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Рсследовав письменные доказательства РїРѕ делу, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон № 149 ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно С‡. С‡. 1, 2 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ, РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система – «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено», РІ который включаются: доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено.
Р’ соответствии СЃ пунктом 13 статьи 2 Федерального закона в„– 149-ФЗ, сайтом РІ сети В«Рнтернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин Рё РёРЅРѕР№ информации, содержащейся РІ информационной системе, доступ Рє которой обеспечивается через сеть В«Рнтернет» РїРѕ доменным именам Рё (или) РїРѕ сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет»; страница сайта РІ сети В«Рнтернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта РІ сети В«Рнтернет», доступ Рє которой осуществляется РїРѕ указателю, состоящему РёР· доменного имени Рё символов, определенных владельцем сайта РІ сети В«Рнтернет».
В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Частью 5 названной правовой РЅРѕСЂРјС‹ предусмотрено, что РѕРґРЅРёРј РёР· оснований для включения РІ указанный реестр сведений, указанных РІ С‡. 2 настоящей статьи является вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено.
Согласно рапортам помощника Верхнесалдинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕС‚ 12.07.2019, РѕС‚ 27.08.2019 РїРѕ результатам мониторинга телекоммуникационной сети Рнтернет выявлены Рнтернет-сайты <...> РЅР° котором размещены материалы Рѕ продаже электроловильных устройств для ловли рыбы. РќР° указанной странице сайта размещены фотографии, сведения Рѕ характеристиках Рё стоимости устройств, РїРѕСЂСЏРґРєР° РёС… получения, номер телефона для заказа, что следует РёР· скриншотов указанного интернет-сайта.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы – рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться определенные ограничения рыболовства. Одними из таких ограничений являются виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.
Как следует из ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Согласно п. 5 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ при обнаружении указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов таможенные органы Российской Федерации осуществляют их изъятие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 694 утвержден перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в который включены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Согласно ч.1 ст.43.1 названного Закона, Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В соответствии с п.15.2 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 N 402) запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты (далее - подводная охота), пневматического оружия, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) морских млекопитающих), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова). Аналогичные требования содержатся в Правилах рыболовства для иных бассейнов.
По описанию предложенные к продаже на указанном сайте электроудочки подпадают под понятие указанных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следовательно, запрещены к использованию на территории Российской Федерации.
Статьи 8.17, 8.37. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство. Пунктом "б" части 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, является уголовно наказуемым деянием, влекущим уголовную ответственность.
Таким образом, размещение информации Рѕ возможности приобретения указанных РѕСЂСѓРґРёР№ лова посредством сети Рнтернет создает условия для нарушения установленного законом запрета, способствует совершению противоправных деяний, Р·Р° которые предусмотрена административная или уголовная ответственность, РїСЂРё этом создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ значительного сокращения численности водных биоресурсов.
Предоставление возможности доступа Рє указанной информации СЃ использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, РІ том числе сети Рнтернет, фактически является распространением информации, которая запрещена РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Р’ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ силу С‡. 4 СЃС‚. 15.1 данного Закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию РІ реестр.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228.
При таких обстоятельствах ходатайство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу об его исключении из числа лиц, участвующих в данном процессе, безосновательно и удовлетворению не подлежит.
Довод заинтересованного лица о необходимости рассмотрения данного дела с привлечением к участию в деле в процессуальном статусе ответчика правообладателя интернет-ресурса, на котором размещена указанная информация, лица, на чье имя зарегистрирован интернет-ресурс, либо хостинг-провайдера, судом отклоняется, поскольку такие лица не указаны, судом не установлены.
РќР° основании изложенного, принимая РІРѕ внимание исследованные доказательства, СЃСѓРґ находит требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ признании информации, размещенной РЅР° страницах Рнтернет-сайтов <...>, информацией, распространение которой РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать информацию, размещенную РІ телекоммуникационной сети Рнтернет РїРѕ адресам: <...>, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья С.А. Маслова