РЕШЕНИЕ по делу № 12-258/2017
28 июля 2017 года г. Грязовец
Судья Грязовецкого районного суда Вологодской области Дунаева А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Зазеркалье» Нечаева Ю.А. на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Директор ООО «Зазеркалье» Нечаев Ю.А. обратился в суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Вологодской области от 27 апреля 2017 года, согласно которому Нечаев Ю.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что норма, предусматривающая наличие приказа или проекта обращения с отходами, не распространяется на деятельность ООО «Зазеркалье», так как требования СанПиНа 2.17.1322-03 предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель. Кроме того, обществом заключен договор на утилизацию отходов со специализированными организациями. Навоз используется обществом для собственных нужд, в связи с чем требования об обеззараживании на них не распространяются. Считает, что отсутствует событие административного правонарушения.
Одновременно просит восстановить срок на подачу жалобы, так как копия постановления была получена 10 мая 2017 года. 22 мая 2017 года, в последний день, общество подало жалобу, но не было представлено доказательств, подтверждающих получение постановления в указанный срок, в связи с чем жалоба была возвращена. В настоящее время документы представлены.
В судебном заседании представитель Нечаева Ю.А. по доверенности Данилова В.А. доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что в действиях Нечаева Ю.А. отсутствует состав правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению. Либо просит применить ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния, так как никакого существенного вреда причинено не было.
Представители Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Архипова С.С. и Пензина Н.Н. просили в удовлетворении жалобы отказать, суду пояснили, что выявленные нарушения по размещению отходов, а также использование навоза без предварительного обеззараживания создает непосредственную угрозу для здоровья населения, оказывает негативное влияние на окружающую среду. Все указанные нормативы применяются к ООО «Зазеркалье», в связи с чем считают привлечение директора ООО «Зазеркалье» Нечаева Ю.А. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ законным и обоснованным, просят оставить постановление без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Нечаева Ю.А. - Данилову В.А., представителей Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Архипову С.С. и Пензину Н.Н., суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 30.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов административного дела усматривается, что постановление от 27 апреля 2017 года о привлечении к административной ответственности было получено Нечаевым Ю.А. 10 мая 2017 года. 22 мая 2017 года, то есть без нарушения процессуального срока, Нечаев Ю.А. направил жалобу на постановление в Грязовецкий районный суд. Определением Грязовецкого районного суда от 26.05.2017 года жалоба возвращена заявителю, так как не было представлено доказательств подачи жалобы в установленный срок. 08 июня 2017 года после исправления недостатков Нечаев Ю.А. вновь подал жалобу на указанное постановление.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что изначально жалоба Нечаевым Ю.А. была подана своевременно, в связи с чем решения вопроса о восстановлении процессуального срока не требуется.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Вологодской области от 27 апреля 2017 года директор ООО «Зазеркалье» Нечаев Ю.А. признан виновным и подвергнут административному взысканию по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
При проведении плановой проверки с 30.03.2017 года по 20.04.2017 года было установлено, что директором ООО «Зазеркалье» Нечаевым Ю.А. не обеспечено соблюдение требования ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования с организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», Санитарных правил для животноводческих предприятий:
- условия сбора и накопления, места временного хранения для ООО «Зазеркалье» не определены приказом или проектом обращения с отходами;
- на территории гаража в ... металлолом, отработанные покрышки, отходы резины, пластмассовые ёмкости из-под масел хранятся неупорядоченно, частично непосредственно на земле без твердого покрытия, допускается розлив отработанных масел на территорию около емкостей, предназначенных для их сбора, в гараже допускается складирование в одной емкости металлолома и промасленных отходов, не обеспечено своевременное удалении, обезвреживание и утилизация отходов производства и потребления (емкости для отходов переполнены);
- навоз с животноводческой фермы в ... ежедневно вывозится на сельскохозяйственные поля без предварительного обеззараживания в буртах или навозохранилищах.
При рассмотрении дела директор ООО «Зазеркалье» Нечаев Ю.А. с правонарушением был согласен.
Суд полагает, что факт совершения директором ООО «Зазеркалье» Нечаевым Ю.А. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по данному делу доказательствами: актом проверки юридического лица №... от 20 апреля 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 20.04.2017 года и всеми материалами дела в совокупности.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления (далее - отходы) относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Правовые основы гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03.
Судья считает, что ссылки Нечаева Ю.А. и его представителя о том, что требования СанПиН 2.1.7.1322-03 не распространяется на деятельность ООО «Зазеркалье» необоснованны и опровергаются действующим законодательством.
Из пункта 1.2, 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, следует, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
Согласно п. 3.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Таким образом, размещение отходов на территории гаража, не обеспечение своевременного удаления, обезвреживания и утилизации отходов производства образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с п.п. 5,5 5,6 Санитарных правил для животноводческих предприятий жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями. Твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
Каких-либо исключений к требованиям об обеззараживании навоза Санитарные правила не содержат, в связи с чем ссылки Нечаева Ю.А. и его представителя на разъяснения Минприроды России судья считает необоснованными и применению не подлежащими.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что директор ООО «Зазеркалье» Нечаев Ю.А. правомерно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, его действия квалифицированы верно, наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом фактических обстоятельств дел, нарушений требований законодательства при вынесении постановления не допущено.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Суд считает, что не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность), учитывая, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм в части обеспечения населения питьевой водой может привести к нарушению здоровья, развитию массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы директора ООО «Зазеркалье» Нечаева Ю.А.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил :
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Вологодской области от 27 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Зазеркалье» Нечаева Ю.А. оставить без изменения, жалобу Нечаева Ю.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодской областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней.
Судья – А.Е. Дунаева