ДЕЛО № 2-1522/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2017 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе председательствующего Филипповой О.В.
при секретаре Оленберг О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Филимонова В.В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Филимонову Л.А., Артемовой Т.А. о признании права на приватизацию, признании приватизации действительной, признании права собственности на квартиру,
встречному исковому заявлению Артемовой Т.А. к Филимонову В.В., Филимонову Л.А., Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула об установлении факта принятия наследства, признании приватизации действительной, признании права собственности на квартиру,
встречному исковому заявлению Филимонова Л.А. к Артемовой Т.А., Филимонову В.В. о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Филимонов В.В. обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Филимонову Л.А., Артемовой Т.А., в котором с учетом уточнений, просит признать за ним право собственности на 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>, мотивируя свои требования тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена Барнаульским станкостроительным заводом Филимонову А.В., Филимоновой Н.Н., Филимонову В.А. по 1/3 доли каждому. Право общей долевой собственности было зарегистрировано в Барнаульским городским бюро технической инвентаризации, что подтверждается регистрационным удостоверением № № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент приватизации в квартире проживало три человека.
Филимонова Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти открылось наследство, в состав которого вошла 1/3 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>, наследниками первой очереди к имуществу умершей являлись ее муж Филимонов А.В., ее сын Филимонов В.А., которые фактически приняли наследство, но к нотариусу в установленный законом срок с заявлением о принятии наследств не обращались.
Филимонов А.В. умер 18ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти открылось наследство, в состав которого входила ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес> наследниками первой очереди к имуществу умершего являлись его дети Филимонов В.А., Филимонов Л.А., Артемова (до брака Филимонова) Т.А., которые в установленный срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но свое право собственности на него в установленном законом порядке не зарегистрировали, так как в выдаче свидетельства о праве на наследство им было отказано в связи с ненадлежащее оформленной приватизацией квартиры, а также в связи с неправильным указанием имени матери в регистрационном удостоверении, Нэля вместо Неля.
Филимонов В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти открылось наследство, в состав которого входит 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>. Филимонову В.В. принял наследство в виде 2/3 доли в праве собственности на квартиру (1/3 доли квартиры в порядке приватизации, по 1/6 доли в порядке наследования после смерти каждого из родителей).
Единственным наследником первой очереди Филимонова В.А. является его сын Филимонов В.В., он своевременно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но в выдаче свидетельства ему было отказано.
Артемова Т.А., не согласившись с данными требованиями, подала встречное исковое заявление в котором, с учетом уточнений, просит установить юридический факт принятия наследства, оставшегося после смерти Филимоновой Н.Н., ее мужем Филимоновым А.В., ее дочерью Артемовой Т.А., признать передачу квартиры № № по адресу: г. <адрес> в порядке приватизации в собственность Филимонову А.В. на основании приказа Барнаульского станкостроительного завода № № от ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу квартиры в собственности гражданам от ДД.ММ.ГГГГ действительной; признать за Артемовой Т.А. право собственности на 1/3 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году право собственности на спорную квартиру приобрел только Филимонов А.В.. Наследство после смерти Филимонова А.В. в установленном законом порядке приняли его дети Артемова (до брака Филимонова) Т.А., Филимонов Л.А., Филимонов В.А., им выданы свидетельства на часть имущества из наследственной массы.
С заявлением о принятии наследства после смерти Филимоновой Н.Н. к нотариусу никто не обращался, однако ее дочь Артемова Т.А. и ее муж Филимонов А.В. фактически приняли наследство после ее смерти.
Филимонов Л.А., не согласившись с данными требованиями, подал встречное исковое заявление, в котором просил признать за Филимоновым Л.А. право собственности на 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>, в обоснование заявленных требований, указав, что тоже принял наследство после смерти Филимоновой Н.Н. и Филимонова А.В., однако оформление права собственности на квартиру невозможно в связи со спором относительно долевого распределения наследственной массы, необходимостью установления факта принятия наследства.
В судебном заседании представитель Филимонова В.В. – Ефимова Л.Н. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске, против удовлетворения встречных исковых требований возражала.
В судебном заседании Артемова Т.А., ее представитель Плахотник Д.Н. против удовлетворения исковых требований возражали, на удовлетворении встречного искового заявления настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года передача жилых помещений в собственность оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти и органами местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По делу установлено, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации и передачи в собственность гражданам ведомственного жилищного фонда» что квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящая из трех комнат была предоставлена Барнаульским станкостроительным заводом Филимонову А.В., Филимоновой Н.Н., Филимонову В.А. по 1/3 доли каждому. Право общей долевой собственности было зарегистрировано в Барнаульским городским бюро технической инвентаризации, что подтверждается регистрационным удостоверением № № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент приватизации в квартире проживало три человека.
На момент проведения приватизации, в силу не сложившейся правоприменительной практики, договор на передачу жилья в собственность был заключен ненадлежащим образом, имя Неля ошибочно указано как Нэля.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным предприятием бюро технической инвентаризации выдано регистрационное удостоверение № №, согласно которому квартира № № по ул<адрес> в Железнодорожном районе г.Барнаула зарегистрирована по праву общей долевой собственности на основании Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 за Филимоновым А.В., Филимоновой Н.Н., Филимоновым В.А.. В качестве основания выдачи регистрационного удостоверения указан приказ Барнаульского станкостроительного завода № № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом стороны не оспаривали, что в регистрационном удостоверении, договоре о приватизации имя Нэля указано ошибочно, на самом деле Филимонову звали Неля, что следует из всех ее документов.
Согласно выписке из домовой книги, в квартире № № по ул<адрес> на момент приватизации были зарегистрированы Филимонов А.В. (с ДД.ММ.ГГГГ года), Филимонов В.А. (с ДД.ММ.ГГГГ года), Филимонова Н.Н. с (ДД.ММ.ГГГГ года).
В силу ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31.05.2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умерших. При этом указанные доли в праве общей собственности на жилое помещение признаются равными.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что у Филимонова А.В., Филимоновой Н.Н., Филимонова В.А. в ДД.ММ.ГГГГ году возникло право общей долевой собственности на спорную квартиру в равных долях за каждым, по 1/3 доле, которое, в отсутствие надлежаще оформленного договора о безвозмездной передачи жилья в собственность, государственной регистрации данного договора, является в настоящее время юридически действительным в силу ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Филимонова Н.Н., что подтверждается свидетельством о смерти №. ДД.ММ.ГГГГ умер Филимонов А.В., что подтверждается свидетельством о смерти №, ДД.ММ.ГГГГ умер Филимонов В.А., что подтверждается свидетельством о смерти №.
В соответствии со ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ч. 2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
В соответствии со ст. 1153 ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в том числе, если он вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества.
После смерти Филимоновой Н.Н. наследники в установленный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, фактически наследство приняли муж Филимонов А.В., который проживал в спорном жилом помещении, нес бремя его содержания, ее дочь Артемова Т.А., и сын Филимонов Л.А., которые после смерти матери забрали принадлежащие ей личные вещи, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО27., ФИО28 фотографиями.
Что касается сына Филимонова В.А., суд приходит к выводу, что он не принял наследство после смерти матери Филимоновой Н.Н., поскольку доказательств этому не представлено.
Не смотря на то, что он был зарегистрирован на момент смерти матери Филимоновой Н.Н. (ДД.ММ.ГГГГ) в указанной квартире, согласно показаниям свидетелей ФИО29., ФИО30. отец после смерти матери несколько лет жил один, сын ФИО31 не нес расходы на содержание жилья, не забирал вещи матери. Свидетель ФИО32 также не смогла ничего пояснить по факту принятия наследства сыном Филимоновым В.А., поскольку была в квартире Филимоновых еще до смерти Филимоновой Н.Н,. в ДД.ММ.ГГГГ году.
Таким образом, после смерти Филимоновой Н.Н. фактически приняли наследство Филимонов А.В., Филимонов Л.А., Артемова Т.А., которые в порядке наследования стали собственниками спорной квартиры по 1/9 доле каждый.
После смерти Филимонова А.В. нотариусом ФИО33. заведено наследственное дело № №, согласно которому в нотариальную контору обратились его дети Артемова Т.А., Филимонов В.А., Филимонов Л.А. с заявлением о принятии наследства по закону.
После смерти Филимонова В.А. в установленный законом срок к нотариусу ФИО34. обратился его сын Филимонов В.В. с заявлением о принятии наследства по закону, что подтверждается ответом на запрос № № от ДД.ММ.ГГГГ. Другие наследники к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались.
Доказательств, свидетельствующих об ином, суду не представлено.
Таким образом, доля в праве собственности на квартиру, принадлежавшая отцу Филимонову А.В. определенная судом как 4/9 (1/9 доля в порядке наследования + 3/9 доли в порядке приватизации) должна быть разделена на 3 наследников Филимонова В.А., Филимонова Л.А., Артемову Т.А., по 4/27 доли каждому.
На основании изложенного, суд признает право на приватизацию квартиры № № по адресу: г. <адрес> за Филимоновым А.В., Филимоновой Н.Н., Филимоновым В.А.;
- признает передачу квартиры № № по адресу: г<адрес> в порядке приватизации в собственность Филимонову А.В., Филимоновой Н.Н., Филимонову В.А. на основании приказа Барнаульского станкостроительного завода № № от ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу квартир в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ действительной;
- устанавливает факт принятия наследства после смерти Филимоновой Н.Н. Филимоновым А.В., Артемовой Т.А.. Поскольку Филимонов Л.А. требований об установлении факта принятия наследства после смерти Филимоновой Н.Н. не заявлял, однако при определении размера причитающейся ему доли исходил из этого факта, суд устанавливает факт принятия наследства после смерти матери Филимоновым А.В., Артемовой Т.А. и определяет в указанном наследственном имуществе по 1/3 дли каждому.
Учитывая выше изложенное, суд признает право собственности на квартиру № № в доме № № по ул. <адрес> за Филимоновым В.В. в размере 13/27 долей (1/3 доля полученная наследодателем Филимоновым В.А. в порядке приватизации + 4/27 доли, полученные наследодателем Филимоновым В.А. после смерти Филимонова А.В.), за Артемовой Т.А. и за Филимоновым Л.А. в размере 7/27 долей каждому (по 1/9 доли, полученных в порядке наследования после смерти Филимоновой Н.Н. + по 4/27 доли, полученных в порядке наследования после смерти Филимонов А.В.).
В удовлетворении остальных требований Филимонову В.В., Артемовой Т.А., Филимонову Л.А. суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Филимонова В.В., встречные исковые требования Артемовой Т.А., Филимонова Л.А. удовлетворить частично.
Признать право на приватизацию квартиры № № по адресу: г. <адрес> за Филимоновым А.В., Филимоновой н.Н., Филимоновым В.А..
Признать передачу квартиры № № по адресу: <адрес> порядке приватизации в собственность Филимонову А.В., Филимоновой Н.Н., Филимонову В.А. на основании приказа Барнаульского станкостроительного завода № № от ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу квартир в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ действительной.
Установить факт принятия наследства после смерти Филимоновой Н.Н. Филимоновым А.В. и Артемовой Т.А. по 1/3 доле каждый.
Признать право собственности на квартиру № № по адресу: г. <адрес> за Филимоновым В.В. в размере 13/27 долей, за Артемовой Т.А. в размере 7/27 долей, за Филимоновым Л.А. в размере 7/27 долей.
В удовлетворении остальных требований Филимонову В.В., Артемовой Т.А., Филимонову Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.
Судья: О.В. Филиппова