Решение по делу № 2-501/2018 (2-9813/2017;) от 25.10.2017

Дело № 2-501/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2018 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Мусеевой Е.С.,

с участием истца Филиппова В.В.,

представителя ответчика Ладанова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова В.В. к МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации МО ГО «Сыктывкар», Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании убытков,

у с т а н о в и л:

Филиппов В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании убытков в размере 173 000 рублей, понесенных в связи с наймом жилых помещений для проживания. В обоснование иска указано на то, что убытки причинены не исполнением администрацией МО ГО «Сыктывкар» вступившего в законную силу решения суда о предоставлении Филиппову В.В. жилого помещения, в связи с чем по вине ответчика истцу причинены убытки в размере понесенной платы за наем жилых помещений за период с 30.12.2015 по 22.05.2017.

Определением суда от 27.11.2017 произведена замена ненадлежащего ответчика – администрацию МО ГО «Сыктывкар» – на надлежащего ответчика – МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации МО ГО «Сыктывкар» и Департамента финансов АМО ГО «Сыктывкар»

Впоследствии Филиппов В.В. уменьшил исковые требования, просил взыскать с ответчика убытки в размере 170 000 рублей

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми.

В судебном заседании Филиппов В.В. на иске настаивал.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Ранее в ходе рассмотрения дела представитель Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения иска.

Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в представленном отзыве возражал против удовлетворения иска.

Представитель Министерства финансов Республики Коми в представленном отзыве позиции по спору не высказал.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Филиппов В.В** ** ** относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, ...

Филиппов В.В., проживая в с. ... района Республики Коми, ** ** ** обратился в администрацию МР «...» о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

** ** ** администрацией МР «...» Филиппов В.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Также с указанной даты Филиппов В.В. был включен администрацией МР «...» в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список)

С ** ** ** Филиппов В.В. обучался в ГОУ НПО «... г. Сыктывкара.

Впоследствии Филиппов В.В. в период с ** ** ** осуществлял трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории г.Сыктывкара, и проходил военную службу.

С ** ** ** Филиппов В.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе.

** ** ** Филиппов В.В. обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с требованием о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в чем ему было отказано по причине отсутствии его в Списке, ведущемся на территории МО ГО «Сыктывкар».

Вступившим в законную силу 24.10.2016 решением Сыктывкарского городского суда от 09.08.2016 по гражданскому делу № 2-7428/2016 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Филиппову В.В. благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма, на состав семьи ... человек, общей площадью не менее ... кв.м.

** ** ** истец заключил с ... Т.И. договор найма жилого помещения по адресу: .... Размер платы за наем составил ... в месяц (п. 2.1.2 договора). ... Т.И. является законным представителем собственника указанного жилого помещения – ... Д.А.

Согласно распискам наймодателя ... Т.И., она получала от истца ежемесячно по ... за наем жилого помещения за периоды с ** ** ** (всего ...).

Указанное жилое помещение представляет собой ... квартиру общей площадью ... кв.м, из них жилая – ... кв.м

** ** ** между истцом и ... Л.Н. был заключен договор найма жилого помещения по адресу: .... Размер платы за наем составлял ... в месяц.

Согласно распискам наймодателя ... Л.Н., она получала от истца ежемесячно по ... за наем жилого помещения за периоды с ** ** ** (всего ...).

Указанное жилое помещение представляет собой ... квартиру общей площадью ... кв.м, из них жилая – ... кв.м.

Из содержания договора найма от ** ** ** следует, что передаваемое истцу в наем помещение представляет собой одну комнату жилой площадью ... кв.м.

Филиппов В.В. пояснил, что фактически ему в наем передавалась лишь одна комната (меньшая из двух) в квартире по адресу: .... Площадь в договор была включена с учетом площади общих помещений и указывалась примерно.

Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решение суда от 09.08.2016 к настоящему времени не исполнено. Жилым помещением на условиях специализированного найма Филиппов В.В. не обеспечен.

Согласно ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 указанного Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, их установившего.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статей 53 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием его органов или должностных лиц.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 указанной статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ (вступившим в силу 01.01.2013 и действовавшим до 01.01.2016), органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В силу ч. 3 указанной нормы органы местного самоуправления были наделены также государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 №104-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда подлежали предоставлению органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Таким образом, абзацем первым п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам вышеуказанной категории. К их числу относятся, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, включение в Список и окончание срока пребывания в образовательной организации.

В соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 № 151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

С учетом изложенного, обязанность администрации МО ГО «Сыктывкар» обеспечить Филиппова В.В. жилым помещением была обусловлена наличием у него статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижением им совершеннолетия, окончанием обучения в образовательном учреждении, а также фактом постоянного проживания истца на территории МО ГО «Сыктывкар», который мог быть установлен для обращении истца в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за включением в Список.

За включение в Список, ведущийся на территории МО ГО «Сыктывкар», Филиппов В.В. не обращался.

Факт постоянного проживания истца на территории МО ГО «Сыктывкар» был установлен в судебном порядке лишь 24.10.2016 при вступлении решения суда по гражданскому делу № 2-7428/16 в законную силу. Тогда же у администрации МО ГО «Сыктывкар» возникла обязанность обеспечить истца жилым помещением.

Согласно положением ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище является конституционным правом гражданина, исполнение обязанности по его обеспечению является безусловным, в связи с чем гражданин, не имеющий жилья, но обладающим правом на его получение, вправе требовать от ответственных должностных лиц возмещения ущерба, причиненного ему в связи с несвоевременным обеспечением им в виде фактически понесенных расходов по найму.

Таким образом, с момента вступления в законную силу решения суда от 09.08.2016, то есть с 24.10.2016, у администрации МО ГО «Сыктывкар» возникла обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях специализированного найма. Данная обязанность ответчиком не исполнена. Истец, подыскивая квартиру и заключая договоры найма жилых помещений, совершил действия, направленные на обеспечение себя жильем. Указанные действия были вызваны нарушением жилищных прав истца со стороны администрации МО ГО «Сыктывкар», не исполняющей вступившее в законную силу решение суда, в связи с чем расходы, связанные с наймом жилых помещений, понесенные истцом с 24.10.2016, могут быть признаны убытками истца.

Ответчиком суду не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на получение из республиканского бюджета Республики Коми субвенций для реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением.

За период с 24.10.2016 по 30.10.2016 истцом понесены расходы на наем жилого помещения в размере 2483 рубля 87 коп. (11000рублей/31день*7дней), за период с 22.11.2016 по 22.05.2017 – в размере 60 000 рублей (10000рублей*6 месяцев).

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно положениям ст. 60 указанного Кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу п. 7 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ во исполнение решения суда от 09.08.2016 истцу по договору найма специализированных жилых помещений подлежало предоставление жилое помещение в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Предоставление истцу по заявленной льготе жилого помещения в виде комнаты в квартире законом не предусмотрено.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что размер понесенных истцом расходов на наем жилых помещений не превышает сложившуюся на рынке недвижимости г. Сыктывкар среднюю стоимость найма однокомнатных квартир. Какого-либо злоупотребления правом со стороны истца судом в этой части не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет казны МО ГО «Сыктывкар» в пользу Филиппова В.В. убытки, понесенные в связи с наймом жилых помещений за период с 24.10.2016 по 30.10.2016 в размере 2483 рубля 87 коп. и за период с 22.11.2016 по 22.05.2017 в размере 60 000 рублей.

При этом оснований для удовлетворения исковых требований Филиппова В.В. в оставшейся части не имеется, поскольку такие убытки были понесены до возникновения у администрации МО ГО «Сыктывкар» обязанности обеспечить истца жилым помещением.

В силу положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 101 указанного Кодекса при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются. Истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела. В случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

Исходя из цены иска в 173 000 рублей, истцом подлежала уплате в соответствующий бюджет государственная пошлина в размере 4660 рублей. Истцом при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в размере 4460 рублей (недоплата 200 рублей).

В силу пп. 19) п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО ГО «Сыктывкар» освобождена от оплаты государственной пошлины. Уменьшение размера исковых требований на 3000 рублей (с 173 000 рублей до 170 000 рублей) не было обусловлено добровольным частичным исполнением требований истца со стороны ответчика после обращения в суд.

С учетом изложенного, а также с учетом частичного удовлетворения судом исковых требований Филиппова В.В., оплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 1483 рубля 09 коп (пропорционально размеру удовлетворенных требований с учетом недоплаты государственной пошлины при подаче иска) подлежит возврату истцу.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Филиппова В.В. к МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить частично.

Взыскать с МО ГО «Сыктывкар» в лице администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет казны МО ГО «Сыктывкар» в пользу Филиппова В.В. убытки, понесенные в связи с наймом жилых помещений за период с 24.10.2016 по 30.10.2016 в размере 2483 рубля 87 коп. и за период с 22.11.2016 по 22.05.2017 в размере 60 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Филиппова В.В. к МО ГО «Сыктывкар» в оставшейся части отказать.

Возвратить Филиппову В.В. государственную пошлину, уплаченную чеком-ордером ПАО «Сбербанк» от ** ** **, в части 1483 рублей 09 коп.

Выдать Филиппову В.В. из материалов гражданского дела копию чека-ордера ПАО «Сбербанк» от ** ** **

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья-                                Д.А. Паншин

2-501/2018 (2-9813/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Филиппов В.В.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
25.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017Передача материалов судье
25.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2017Судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
19.01.2018Судебное заседание
19.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее