Судья: Аверина О.А. Дело 2-547/2024
Докладчик: Крейс В.Р. 33-6338/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Александровой Л.А.,
судей Крейса В.Р., Давыдовой И.В.,
при секретаре Митрофановой К.Ю.
с участием прокурора Бердниковой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 4 июля 2024 года гражданское дело
по заявлению С.В.Д. в интересах несовершеннолетней П.С.А. о признании безвестно отсутствующим П.А.И.,
по апелляционной жалобе С.В.Д. на решение Калининского районного суда города Новосибирска от 21 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения С.В.Д., заключение прокурора, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С.В.Д., действуя в интересах несовершеннолетней дочери П.С.А., обратилась в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим П.А.И.
В обоснование заявление указано, что она является взыскателем по исполнительному производству о взыскании алиментов с П.А.И. в ее пользу на содержание несовершеннолетней П.С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
До 16.05.2021 года П.А.И. постоянно проживал по адресу: <адрес>.
16.05.2021 года П.А.И. ушёл из дома по причине обоюдно принятого решения прекратить ведение совместного хозяйства и проживания; ни с ней, ни с ребенком после ухода связи не поддерживал.
П.А.И. не платит алименты, не участвует в жизни ребенка; никаких сведений о его жизни, здоровье и местонахождении у заявителя нет.
Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется в интересах ребенка. По исполнительному производству о взыскании алиментов судебным приставом-исполнителем был объявлен розыск П.А.И., который результатов не дал.
21 марта 2024 года решением Калининского районного суда города Новосибирска в удовлетворении заявления С.В.Д. отказано.
С.В.Д. в апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о том, что сам факт нахождения П.А.И. в розыске в рамках исполнительного производства не является бесспорным доказательством для признания eго безвестно отсутствующим, неправомерен, так как П.А.И. с 01.03.2021 года действительно состоит на регистрационном учёте в <адрес>, однако факт его проживания по адресу не был подтвержден.
Обращает внимание, что П.А.И. с 2021 года является должником по уплате алиментов, а также имеет другие задолженности, начиная с 2021 года и по текущий год 2024 включительно, что подтверждается данными с сайта ФССП.
Суд не учёл тот факт, что с момента получения последних сведений о П.А.И. и до настоящего времени прошло почти 4 года, что позволяет допустить, что П. действительно является безвестно отсутствующим. Нахождение П.А.И. в розыске не препятствует признанию его безвестно отсутствующим.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.3 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.
В соответствии со ст. 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Согласно ст. 42 ГК РФ, гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
В силу приведенной правовой нормы, предмет доказывания по делам данной категории охватывает установление следующих обстоятельств: установление места жительства гражданина; отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года; принятие заявителем мер по его розыску; невозможность установления места нахождения данного гражданина; существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности, находится в розыске; наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.А.И. является отцом несовершеннолетней П.С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, матерью которой является заявитель С.В.Д. (ранее П.В.Д.
Брак между С.В.Д. и П.А.И. не заключался.
15.09.2021 выдан исполнительный лист о взыскании с П.А.И. в пользу П. (ныне С.В.Д.) В.Д. алиментов на содержание дочери П.С.А. в размере ? части всех видов заработка (дохода) ежемесячно, начиная взыскания с 28.06.2021 года и до совершеннолетия ребенка на основании решения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 09.09.2021 (л.д. 9-10).
24.03.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Калининскому р-ну г. Новосибирска в отношении П.А.И. возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 12-14).
08.07.2022 П.А.И. объявлен в исполнительный розыск; в отношении него заведено розыскное дело.
05.07.2023 судебный приставом – исполнителем произведен расчет по состоянию на 01.07.2023 года задолженности по уплате алиментов П.А.И., которая составляет 373 045 руб. 50 коп. При этом указано, что в период с 01.03.2023 года по 30.06.2023 года была произведена частичная оплата алиментов в размере 500 руб.
Из адресной справки от 26.12.2023 следует, что П.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> что является его последним известным местом жительства.
При этом, факт отсутствия П.А.И. и сведений о нем в месте его жительства более года, предусмотренного ч. 1 ст. 42 ГК РФ, в ходе рассмотрения дела не подтвержден.Какие-либо доказательства, подтверждающие, что П.А.И. не проживает по указанному адресу более года и его местонахождение неизвестно, заявителем С.В.Д. на рассмотрение суда не представлены.
Из ответа на запрос судебного пристава-исполнителя ОСП по Калининскому р-ну г. Новосибирска от 21.02.2024 года следует, что согласно адресной справке П.А.И. зарегистрирован и проживает <адрес>. В рамках розыска направлено розыскное задание в Западный ОСП по Приморскому р-ну г. Санкт-Петербурга, согласно полученному ответу и выходу по адресу должник не установлен, двери никто не открыл, на звонки не отвечает, установлено, что квартира принадлежит П.Л.И.; розыскное задание направлено повторно.
При этом, согласно сведениям ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. от 12.02.2024 года, П.А.И. состоит на индивидуальном персонифицированном учете и за март 2022 года имеются сведения о его трудоустройстве в ООО «Автозавод Санкт-Петербург», расположенного в г. Санкт-Петербурге.
П.А.И. к уголовной и административной ответственности не привлекался, в розыске не находится; сведений о перемене имени, регистрации брака, расторжении брака в Органах ЗАГС в отношении П.А.И. не имеется; на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах он не состоит.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что сам по себе факт нахождения П.А.И. в розыске в рамках исполнительного производства не является бесспорным доказательством его безвестного исчезновения с июня 2021 года, как указывает заявитель.
Факт осуществления розыскных мероприятий в рамках исполнительного производства не предполагает проведение всех необходимых проверочных мероприятий в части установления места нахождения лица, в отношении которого подано заявление о признании безвестно отсутствующим.
Суд пришел к выводу, что обращение заявителя с заявлением о признании П.А.И. безвестно отсутствующим связано исключительно с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей по уплате алиментов. Розыск П.А.И. в качестве должника по уплате алиментов дает основания полагать, что он может намеренно скрываться с целью уклонения от уплаты алиментов на содержание ребенка.
Судебная коллегия с вывода суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд, им дана правовая оценка, которую судебная коллегия находит правильной.
Вопреки доводам жалобы, доказательства, которые бы с неопровержимостью свидетельствовали о наличии оснований для признания П.А.И. безвестно отсутствующим, в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что П.А.И. умышленно скрывается от правоохранительных органов с целью уклонения от уплаты алиментов на содержание ребенка, не свидетельствует о его безвестном отсутствии.
Доводы жалобы о том, что с момента получения последних сведений о П.А.И. и до настоящего времени прошло почти 4 года, являются несостоятельными и противоречат материалам дела, поскольку все сведения, в отношении П.А.И. были представлены в материалы дела на основании запросов суда в рамках и в период рассмотрения данного гражданского дела, направленных в соответствующие органы в 2023-2024 гг.
Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебные приставы при осуществлении розыска должников наделены широким спектром полномочий, позволяющих разыскивать должников как самостоятельно, так и при содействии полиции с использованием централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, и проводить проверку по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Таким образом, в настоящее время у судебных приставов имеется механизм для сбора полной и достоверной информации о разыскиваемых гражданах, являющихся должниками, который может использоваться судом для разрешения вопроса о признании гражданина безвестно отсутствующим.
В рамках разрешения настоящего спора заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что в течение года отсутствуют сведения о месте пребывания, фактического места жительства П.А.И., а сам по себе факт его нахождения в розыске в рамках исполнительного производства не является бесспорным доказательством безвестного отсутствия, поскольку признанию безвестного отсутствия предшествует определенная система розыскных мер.
Наличие у П.А.И. задолженности по алиментам с учетом установленных по делу обстоятельств, не может служить основанием для удовлетворения заявлении.
Доводы жалобы установленных судом обстоятельств дела и выводов суда не опровергают, они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, для которой судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, оснований не усматривает.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было.
Нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Калининского районного суда города Новосибирска от 21 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.Д. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: