Дело <№>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27июля2022года г.ФурмановИвановскойобласти
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО4
с участием:
прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове ФИО1 <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО3, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан,
УСТАНОВИЛ:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ФИО1 <адрес> (далее ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району) об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан, в котором, с просил признать незаконными действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО3 сумм причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; возложить на ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району обязанность вернуть ФИО3 удержанные с октября 2019 года денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО3 проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав граждан. В ходе проверки установлено, что ФИО3 с <ДД.ММ.ГГГГ> пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению: ФИО1 <адрес>, в виде ежемесячной денежной выплаты по категории многодетная семья. ФИО3 как заявитель <ДД.ММ.ГГГГ> обратилась в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ). В ходе рассмотрения данного заявления органом социальной защиты проведена корректировка объемов потребления. Документы, содержащие сведения о произошедших изменениях, были получены ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в сентябре 2019 года. На основании предоставленных документов и полученных сведений из организаций ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты, в результате чего выявлена переплата в размере 682,79 руб. и <ДД.ММ.ГГГГ> принято решение об удержании с заявителя указанной суммы переплаты. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району при исполнении обязанности по осуществлению межведомственного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих, в том числе, к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах в рамках межведомственного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки граждан. Нормы регионального законодательства не позволяют при выявлении факта переплаты ЕДВ ЖКУ производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с изложенным прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец ФИО3 в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании<ДД.ММ.ГГГГ>, исковые требования не признали, указав, что расчет и удержание выплат ЕДВ ЖКУ ФИО3., произведено законно и обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения ФИО1 <адрес> ФИО6, в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которого полагала необходимым в удовлетворении иска отказать, поскольку действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району являлись правильными и законными.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Ивановской области от 25.02.2005 № 59-ОЗ «О социальном обслуживании граждан и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» меры социальной поддержки многодетных семей устанавливаются Губернатором Ивановской области. Порядок расходования средств областного бюджета, выделенных на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей, определяется Правительством Ивановской области.
В соответствии с подп. «а» п. 3 Указа Губернатора Ивановской области от 26.02.2004 № 19-уг «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в объеме 30 процентов установленной платы за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 1 Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные отдельным категориям граждан на основании Закона Ивановской области «О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» от 25.02.2005 № 59-ОЗ, предоставляются с <ДД.ММ.ГГГГ> в денежной форме (в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно ст. 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области (ч. 1). Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области (ч. 2).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Закона Ивановской области от 25.02.2005 № 59-ОЗ «О социальном обслуживании граждан и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области».
В соответствии с п. 11 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.
Согласно п. 15 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.
Пунктом 18 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, предусмотрено, что получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 20 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п.п. 3.13.1, 3.13.5, 3.13.7, 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке (п. 3.13.1). В случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке (п. 3.13.5). Расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата (п. 3.13.7). Процедура осуществляется до полного погашения средств. Максимальный срок выполнения административной процедуры по организации учета и возврату неправомерно полученных гражданами денежных средств не ограничен (п. 3.13.8).
Судом установлено, что ФИО3, зарегистрированная по адресу: <адрес>, <ДД.ММ.ГГГГ> обратилась в Управление с заявлением на предоставление государственной услуги в виде ЕДВ ЖКУ с приложением соответствующих документов. Решением от <ДД.ММ.ГГГГ> в отношении ФИО3 принято решение о назначении ЕДВ ЖКУ с <ДД.ММ.ГГГГ> по категории семьи, имеющие 3-х несовершеннолетних детей с учетом предоставленных счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг за февраль 2019 года.
ФИО3 подает заявление для перерасчета размера ЕДВ ЖКУ <ДД.ММ.ГГГГ> и предоставляет счета-квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2019 по август 2019. В результате перерасчета установлен факт переплаты ЕДВ ЖКУ за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в размере 682,79 руб.
В связи с чем ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району <ДД.ММ.ГГГГ> приняло решение <№> о перерасчете размера ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержании с заявителя переплаты в сумме 682,79 руб.
Как следует из информации о выплатах ФИО3 ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и пояснений представителей ответчика с октября 2019 года ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району средства ЕДВ ЖКУ были удержаны в счет погашения переплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации средств ЕДВ ЖКУ.
Правовые позиции, относящиеся к применению данных положений закона, в настоящее время содержатся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с октября 2019 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат во внесудебном порядке противоречат положениям п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району противоречат п.п. 3.13.5 и 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13, из которых следует, что удержание сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы. Как установлено в судебном заседании ФИО3 согласия на удержание сумм переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала.
Таким образом, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району для взыскания с ФИО3 суммы переплаты ЕДВ ЖКУ должно было обратиться в суд и предоставить доказательства недобросовестности со стороны получателя денежных средств, поскольку излишне полученные ФИО3 социальные выплаты в силу положений ст. 1102 и ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Аналогичная позиция изложена в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.
На основании изложенного суд, установив, что ФИО3 согласия на удержание излишне выплаченных гражданину ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала, решения суда о взыскании с ФИО3. переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, приходит к выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО3., к ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан подлежит удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу, что действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО3 сумм, причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, противоречат закону, ответчик обязан вернуть ФИО3 удержанные с октября 2019 года денежные средства причитающихся ЕДВ ЖКУ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО3, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан удовлетворить.
Признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО3 сумм, причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району обязанность вернуть ФИО3 удерживаемые с октября 2019 г. денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
ФИО3 ФИО2 <№>
Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ИНН <№>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО1 областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>