по делу № 2-690/2024
УИД 16RS0031-01-2024-000184-57
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 мая 2024 года г. Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Каюмовой А.Г., при помощнике Мавлиевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагумановой Г.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Нагуманова Г.З. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с вышеуказанным иском указав в обосновании требований, что решением от 29 ноября 2023 года за №530792/23 ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии определив страховой стаж в размере 17 лет 03 месяцев 13 дней и не включив в указанный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В иске Нагуманова Г.З. просит суд обязать ответчика включить спорные периоды в стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда.
В судебное заседание стороны не явились, от представителя Нагумановой Г.З. поступило ходатайство о рассмотрении спора без ее участия, требования поддерживает, просит удовлетворить; представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в суд не явился, поступило письменное возражение в которой указывая на то, что в соответствии с пунктом 21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» спорные периоды не могут быть включены в трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда; дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные сведения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы без кода «выслуга лет», общим стажем, просят в иске отказать в полном объеме.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьи 8 указанного Федерального закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П указано, что органы осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12 ноября 2002 года производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно пункту 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков», в стаж на соответствующих видах работ может быть засчитан период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года.
Как следует материалам дела, 24 августа 2023 года Нагуманова Г.З. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № Нагумановой Г.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа 30 лет.
В стаж на соответствующих видах работы не включены, в том числе, периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 3 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 13 февраля 2009 года по 29 мая 2010 года.
В иске Нагумановой Г.З. оспаривается решение Пенсионного органа в части не включения указанных периодов.
Нагуманова Г.З. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 1 марта 2000 года, по состоянию на 31 декабря 2022 года выработано 17 лет 3 месяца 13 дней, требуемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеется.
Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку отпуска по уходу за ребенком в периоды с 3 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 13 февраля 2009 года по 29 мая 2010 года были предоставлены Нагумановой Г.З. после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (после 6 октября 1992 года), то данные спорные периоды (отпуска по уходу за ребенком) включению в специальный стаж Нагумановой Г.З. не подлежат.
Следовательно, оснований в удовлетворении исковых требования о включении в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов не имеется.
Более того, судом также учитывается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, по спорным периодам были сданы работодателем без указания льготного кода.
Не подлежат также удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Нагумановой Г.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми, компенсации морального вреда, отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: