УИД: 11RS0002-01-2024-003056-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 11 сентября 2024 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Матюшкиной А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2744/2024 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее ООО «Водоканал») о возложении на ответчика обязанности установить ему тарифную ставку (оклад) с 26.06.2023 в размере 67894,56 руб., с 01.01.2024 в размере 80431,56 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученную заработную плату.
В обоснование заявленных требований указал, что работает в ООО «Водоканал» ..., должность соответствует 12 разряду. Дополнительным соглашением от 26.06.2023 установлен оклад в размере 53848,00 руб.. Размер оклада, установленного с 26.06.2023, не соответствует условиям Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (далее ФОТС). По расчету истца размер оклада с 26.06.2023 должен составлять 67891,56 руб., а с 01.01.2024 – 80431,56 руб.
Ответчик с требованиями не согласился. В возражениях указал, что требования истца основаны на предположениях о распространении на ООО «Водоканал» Федерального отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023-2025 годы. Мотивированный отказ от присоединения к ФОТС отправлен в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ 14.07.2022. Причины, по которым ООО «Водоканал» не согласилось присоединиться к Соглашению, носят объективный характер, выражаются в том, что предприятие уже более 4 лет является банкротом. Истец занимал должность ведущего инженера по промышленной безопасности 12 разряда. Приказом ООО «Водоканал» №1587 от 31.12.2013 для 12 разряда установлен тарифный коэффициент 4,18. Приказом №210 от 19.12.2022 произведена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен, с учётом которой оклад истца с 01.01.2023 составляет 52848,00 руб., о чем сторонами подписано дополнительное соглашение к трудовому договору. Указали на пропуск срока обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
Истец извещен о месте и времени судебного заседания, не явился.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст.25 Трудового кодекса РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Статьей 45 Трудового кодекса РФ определено, что соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства (абз.8 ст. 45 Трудового кодекса РФ).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения ( ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ)
Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Судом установлено, что ФИО1 работал в ООО «Водоканал» с <дата> (приказ ...-лс от <дата>, трудовой договор ... от <дата>), уволен <дата> (приказ ...-лс от <дата>). Дополнительным соглашением к трудовому договору от <дата> ФИО1 с <дата> установлен оклад в размере 53848,00 руб.
Приказом ООО «Водоканал» от <дата> ...т работодателем с <дата> утверждена тарифная сетка, согласно которой тарифный коэффициент для 12 разряда – 4,18.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности установить оклад с 26.06.2023г. в размере 67891,56 руб., а с 01 января 2024 года в размере 80431,56 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученную заработную плату, суд приходит к следующему.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 г. утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное 20 июня 2022 г. на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 г.
Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, следовательно, оно относится к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно ч. 9 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из норм ТК РФ и настоящего ФОТС. Отказ признаётся мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
ООО «Водоканал» 14 июля 2022 г. направил в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России 18 июля 2022 г. под № В-76816, в котором указал, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС.
Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО «Водоканал» «Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» от 27 февраля 2022 г., принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Из ответа Минтруда России от 31 марта 2023 г. № 14-4/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14 июля 2022 г. № 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от18 июля 2022 г.), протокол консультаций к отказу не приложен.
Опровергая необходимость консультирования с ППО, ответчик ссылается на положения ст.372 Трудового кодекса РФ, обязывающей работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Однако в данном случае речь не идет о праве работодателя на принятие самостоятельного решения, выраженного в соответствующем изданном им акте, а ФОТС оговорок о необходимости учета мнения профсоюзного органа только в случае, если он представляет интересы большинства работников, не содержит.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что ответчик своевременно направил в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует о несоблюдении им порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 ТК РФ, в связи с чем, ФОТС распространяется ООО «Водоканал».
Согласно п.п. 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» (далее Положение об оплате труда), с 1 февраля 2020 г. размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г., 1 января 2024 г. и 1 января 2015 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Таким образом, поскольку п. 1.4 Положения об оплате труда размер месячного оклада определяется штатным расписанием и трудовым договором между работодателем и работником, при этом трудовым договором по решению работодателя работнику может быть установлен оклад, отличающийся от оклада установленного штатным расписанием, с учётом положения п. 2.3. ФОТС (Приложение № 1) минимальная месячная тарифная ставка (оклад) работника неквалифицированного труда первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г. должна составлять минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации на соответствующий год.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия её отдельных положений» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2023 г. установлен в размере 16 242,00 руб. в месяц.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 N 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2024 г. установлен в размере 19242,00 руб. в месяц.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока защиты прав, установленного ст. 392 ТК РФ.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно п.4.1 Положения об оплате труда заработная плата выплачивается работникам 2 раза в месяц: 30-го числа за первую половину месяца и 15 числа месяца, следующего за расчетным окончательный расчет.
Исковое заявление направлено в суд 07.08.2024, следовательно срок давности по требованиям об установлении оклада за период с 26.06.2023 г. по 30.06.2023 г. года истцом пропущен.
Поскольку заработная плата ФИО1 с <дата> выплачивалась исходя из меньшего размера оклада, то с <дата> ФИО1 подлежит установлению тарифная ставка (оклад) в размере 67891,56 руб. (16 242,00 руб. х 4,18), а с 01 января 2024 года по 09.08.2024 в размере 80431,56 руб. (19242,00 руб. х 4,18).
Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворенных требований с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» установить ФИО1 тарифную ставку (оклад):
с 01.07.2023 в размере 67891,56 руб.,
с 01.01.2024 по 09.08.2024 в размере 80431,56 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученные суммы.
В удовлетворении требований об установлении тарифной ставки (оклада) в размере 67891,56 руб. за период с <дата> по <дата> – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (<дата>)
Председательствующий Н.В.Полякова