Решение по делу № 2-18/2019 от 15.11.2018

Дело №2-18/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Петухово                                 19 февраля 2019 года

Петуховский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Александровой О.В.,

при секретаре Гладковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Актабанского сельсовета обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.

В обосновании иска указано, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и руководствуясь распоряжением администрации Курганской области от 13.05.1994 № 167-р, Администрацией Петуховского района Курганской области 01.08.1994 вынесено Постановление № 320 «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей ТОО «Рассвет». Указанным постановлением был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями в ТОО <данные изъяты>, всего 109 человек, с определением размера доли каждого собственника 19,5 га., что соответствует 404,7 баллогектарам. Земельный участок с кадастровым , площадью 33133000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, расположенные на территории Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области. Администрация Актабанского сельсовета составила список лиц земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пунктах 1-2 статьи 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п.4 ст.12.1 Федерального закона № 101-ФЗ вышеуказанный список был опубликован в газете «Новый мир» 22.11.2016 № 90 за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности и размещен на информационных стендах на территории Актабанского сельсовета. С момента публикации 22.11.2016 в течение 90 дней принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. 28.02.2017 Администрация Актабанского сельсовета созвала общее собрание собственников земельных долей земельного участка в границах ТОО <данные изъяты> для утверждения списка невостребованных земельных долей. Общее собрание собственников земельных долей земельных участков в границах ТОО <данные изъяты> протоколом от 28.02.2017 признано не состоявшимся из-за присутствия на нем участников долевой собственности менее 20% от общего их числа. По истечении 4-х месяцев с момента опубликования списка лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными, Администрация Актабанского сельсовета, на основании п.7 ст.12 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Постановлением №19 от 29.03.2017 утвердила список невостребованных земельных долей с кадастровым . Просит суд прекратить право собственности ФИО1 на невостребованную земельную долю; признать за муниципальным образованием «Актабанский сельсовет» право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , размером 19,5 га одной земельной доли, согласно вышеуказанного списка.

Представитель истца глава администрации Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области Жучков А.П., действующий на основании распоряжения № 43-р от 16.09.2014, на исковых требованиях настаивал. Пояснил, что право собственности закрепленное за ответчиком никому не передавалось с 01.08.1994, таким образом, земельная доля не используется ответчиком более двадцати двух лет. Собственник выдел долей не произвел и не распорядился полученной земельной долей до настоящего времени.

        Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Согласно п. 2 ст. ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве вымороченного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам ст.12.1 ФЗ 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило права собственности на указанные земельные доли, свидетельства о праве на вымороченное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно РФ не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Положениями ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В силу п.1 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 2 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.

В силу п. 4 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).

В п.8 ст.12.1 ФЗ 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со ст.1151 ГК РФ можно назвать выморочными.

Список невостребованных земельных долей, в том числе принадлежащей ФИО1, был опубликован в газете «Новый мир» от 22.11.2016 № 90, и размещен на информационных стендах на территории Актабанского сельсовета.

В течение трех месяцев с момента публикации сообщения о невостребованных земельных долях заявлений о желании воспользоваться правами участников долевой собственности не поступило.

В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом.

Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок, которое состоялось 28.02.2017, признано несостоявшимся из-за отсутствия на нем участников долевой собственности менее 20% от общего их числа.

В соответствие с п.7 ст.12 ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 Постановлением Администрации Актабанского сельсовета от дата «Об утверждении списка невостребованных земельных долей на землях сельскохозяйственного назначения в границах земель ТОО «<данные изъяты>», ТОО <данные изъяты>» Петуховского района Курганской области» был утвержден список невостребованных земельных долей.

Установлено, что на территории Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области имеется земельный участок с кадастровым , принадлежащий гражданам на праве общей долевой собственности, категория - земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно списку лиц, из числа обладающих правом общей долевой собственности на указанный земельный участок, доли которых могут быть признаны невостребованными, составленного Администрацией Актабанского сельсовета, в качестве собственника земельной доли значится умершая ФИО1

ФИО1 умерла дата, что подтверждается сведениями из адресной справки отдела по вопросам миграции МО МВД России «Алапаевский», где указано, что ФИО1, дата г.р. умерла дата, а/з от дата.

Из сообщения Нотариальной палаты Свердловскиой области от 29.12.2018 следует, что наследственное дело после смерти ФИО1 нотариусами Свердловской области не заводилось.

Принимая во внимание приведенные положения закона, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Администрацией Актабанского сельсовета соблюдены порядок и условия, предусмотренные требованиями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для признания права собственности за муниципальным образованием.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации Актабанского сельсовета к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, ФИО1 о прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО1 на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , размером 19,5 га одной земельной доли.

Признать за муниципальным образованием «Актабанский сельсовет» право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , размером 19,5 га одной земельной доли, принадлежащую ранее ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2019.

Судья                                 О.В. Александрова

2-18/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области
Публичное акционерное общество "Уральский банк реконструкции и развития"
Ответчики
Щенникова Анна Васильевна
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской области
Евсеев Владимир Анатольевич
Другие
Жучков Анатолий Павлович
Администрация Петуховского района Курганской области
Суд
Петуховский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
petuhovsky.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
19.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее