Решение по делу № 2-187/2022 (2-4389/2021;) от 23.08.2021

дело № 2-187/2022

03RS0004-01-2021-004776-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года город Уфа

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.Ф.,

при секретаре Бабаевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рожиной В. Д. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с правом выкупа,

У С Т А Н О В И Л:

Рожина В.Д. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с правом выкупа, исковые требования мотивировав тем, что Рожина В.Д. является собственником жилого дома площадью 31,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадь которого составляет 438 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Истец добросовестно и открыто владеет этим участком, не нарушает права третьих лиц. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений РБ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, собственность за плату без проведения торгов.

Ответ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок расположен в границах красных линий, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность не предоставля возможным. Истец на согласна с указанным ответом.

На основании вышеизложенного, просит суд обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить договор купли-продажи на земельный участок, площадью 438 кв.м с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, с Рожиной В.Д.

В судебном заседании представители истца Пахомова И.М., Смирнова А.Р. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Истец, ответчик, третьи лица на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Рожина В.Д. является собственником жилого дома, общей площадью 31,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности зарегистрировано на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее дом узаконен на основании Постановления главы <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеуказанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадью 438 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадью 438 кв.м, за плату без проведения торгов.

Письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , в предоставлении в собственность земельного участка было отказано со ссылкой на то, что земельный участок частично находится в границах красных линий.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 5 статьи 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику жилого здания гарантировано право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в качестве обеспечения основополагающие принципов земельного законодательства - единства судьбы объекта и платности использования земли без проведения торгов (подпункты 5, 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из системного толкования положений статей 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что земельный участок не предоставляется в собственность, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В статье 9 ГрК РФ (указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (часть 11 статьи 1, подпункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).

Следовательно, юридически значимым обстоятельством для предоставления в собственность за плату земельного участка собственнику жилого дома является установление факта принятия в отношении испрашиваемого земельного участка утвержденных по правилам Градостроительного кодекса документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения на нем объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом исследование вопроса о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, поскольку достаточным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установление обстоятельств, изложенных в части 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов для обслуживания индивидуального жилого дома.

Как следует из содержания ответа Главного управления архитектуры администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ /ПР указано что, земельный участок с кадастровым номером расположен частично (площадью 82.7 кв.м.) на территории общего пользования границах красных линий улицы Союзной. Красные линии на данную территорию разработаны и утверждены постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ № 4968 от 21.11.2012г. в составе проекта планировки территории северо-западной части жилого района «Затон» в Ленинском районе ГО г.Уфа РБ. На территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, вышеуказанным проектом предусмотрено размещение зелёных насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, организации городских парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях современного отдыха, проведения досуга населения.

Следовательно, испрашиваемый земельный участок кадастровым номером не может быть предоставлены в собственность истцу, поскольку в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов местного значения.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь статьями 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Рожиной В. Д. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с правом выкупа отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Судья                              Р.Ф.Фахрутдинова

2-187/2022 (2-4389/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рожина Валентина Дмитриевна
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Другие
Управление земельных и имущественных отношений
Администрация ГО г. Уфа
АО "СЗ ИСК г. Уфы"
Главное управление архитектуры и градостроительства АГО
Администрация Ленинского района Уфы
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Судья
Фахрутдинова Р.Ф.
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2021Передача материалов судье
26.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Подготовка дела (собеседование)
21.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее