дело № 2-244/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «26» мая 2020 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда Лапатиной О.Н.,
с участием истца Алимовой Н.В. и её представителя Просвирова В.А., действующего на основании доверенности от 31 октября 2019 года,
представителя ответчика Даулетовой Г.Ж. – адвоката Бурдыко О.В., действующей на основании доверенности от 29 октября 2019 года и ордера № 008819,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алимовой Н. В. к Шевыревой Е. В., администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, Даулетовой Г. Ж. о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество
УСТАНОВИЛ:
Алимова Н.В. обратилась в суд с иском к Шевыревой Е.В. и администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о включении имущества в наследственную массу.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать Маринина К. М., которая при жизни имела в собственности 1/183 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный на территории Новогригорьевского сельского поселения, а также поголовье домашнего скота: коровы - 4 головы; телки до 1 года – 5 голов; овцематки и ярки старшего 1 года – 10 голов; ярочки до 1 года – 10 голов, 7 уток. Она и ответчик по делу Шевырева Е.В. после смерти матери являются наследниками первой очереди по закону. Шевырева Е.В. подарила ей причитающуюся часть наследственного имущества. Нотариусом Барановым А.М. ей было выдано свидетельство на наследство в виде земельной доли. Как наследник, она вступила во владение наследственным имуществом, зарегистрировала право на земельную долю в установленном законом порядке. Нотариус отказал ей в выдаче свидетельства о праве на наследство в части подсобного хозяйства, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов. С июля 2019 года она и члены её семьи ухаживают за домашним хозяйством, оставшимся после смерти матери.
Полагает, что приобрела право собственности на указанное подсобное хозяйство, поскольку владеет им на законных основаниях, поскольку, после смерти матери приняла наследство, в том числе и спорное имущество, пользуется им, несёт бремя по его содержанию.
Просила включить в наследственную массу после смерти Марининой К. М., подсобное хозяйство, состоящее из 3 голов крупного рогатого скота возрастом 3-4 года, 1 бычка до 1 года, 10 голов овец, 5 домашних уток.
В судебном заседании истец Алимова Н.В. и её представитель Просвиров В.А. с учётом изменения исковых требований просили включить в наследственную массу после смерти Марининой К.М. поголовье домашних животных, и признать за Алимовой Н.В. право собственности в порядке наследования на указанное имущество.
Суду Алимова Н.В. пояснила, что её мать Маринина К.М. проживала совместно с отцом Даулетовой Г.Ж. – Бурсулаковым Ж. И., брак между ними зарегистрирован не был. В подсобном хозяйстве мать и Бурсулаков Ж.И. имели домашний скот и птицу. 26 июля 2018 года мать умерла, она и её сестра - ответчик по делу Шевырева Е.В. являются наследниками по закону первой очереди. Шевырева Е.В. подарила ей причитающуюся свою долю наследственного имущества. После смерти матери она вступила в наследство на земельную долю в земельном участке сельскохозяйственного назначения. После смерти Бурсулакова Ж.И. в июле 2019 года она забрала и перегнала в своё домовладение, оставшееся после смерти матери поголовье домашних животных – 3 головы крупного рогатого скота возрастом 3-4 года, 1 бычка до 1 года, 10 голов овец, 5 домашних уток. До настоящего времени она ухаживают за данным хозяйством. Согласно выписке из похозяйственной книги Маринина К.М. являлась главой хозяйства, за ней числилось поголовье домашнего скота. На ее имя заведён ветеринарно-санитарный паспорт, как на владельца сельскохозяйственных животных. С апреля 2018 года Маринина К.М. заболела и не смогла самостоятельно заниматься хозяйством, в связи с чем, ветеринарно-санитарный паспорт на домашних животных был оформлен на Бурсулакова Ж.И. Полагает, что собственником поголовья домашнего хозяйства являлась Марининой К.М., Бурсулаков Ж.И. право на него не приобрел, т.к. в браке они не состояли. С учетом изложенного все имеющееся поголовье животных подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти Марининой К.М.
Определением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 26 февраля 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Даулетова Г. Ж., как наследник после смерти Бурсулакова Ж. И..
Ответчик Даулетова Г.Ж., извещенная в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Бурдыко О.В.
Представитель ответчика Даулетовой Г.Ж. – Бурдыко О.В. считает требования Алимовой Н.В. не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. – отец Даулетовой Г.Ж., более 30 лет проживали совместно, имели в подворном хозяйстве поголовье домашнего скота. Вместе с тем при жизни они разделили поголовье животных поровну и вели раздельное хозяйство, что следует из записей похозяйственной книги. После смерти Марининой К.М., Бурсулаков Ж.И., выполняя ее волю, передал 1 корову её дочери Шевыревой Е.В. За животными Бурсулаков Ж.И. ухаживал и распоряжался ими, как собственными до дня смерти – 26 марта 2019 года. После смерти Бурсулакова Ж.И. его дочь Даулетова Г.Ж. вступила в наследство. В мае 2019 года в администрации Новогригорьевского сельского поселения Даулетова Г.Ж. получила выписку из похозяйственной книги о наличии подсобного хозяйства у её отца Бурсулакова Ж.И.. Однако Алимова Н.В. отказалась передать Даулетовой Г.Ж. животных, заявив, что всё поголовье принадлежит её умершей матери Марининой К.М., и является её наследством.
Ответчик Шевырева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в заявлении просила о рассмотрении дела без её участия.
Представитель ответчика - администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении, глава сельского поселения Тарасова И.С. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании 05 марта 2020 года Тарасова И.С. пояснила, что Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. являлись жителями поселения, каким образом они вели хозяйство, ей не известно. Органом местного самоуправления поселения, на территории которого имеются хозяйства, осуществляется ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств, книга закладывается на пять лет, на каждую улицу. При регистрации личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге сотрудником администрации указывается лицевой счет хозяйства и адрес, сведения о подсобном хозяйстве вносятся в похозяйственную книгу один раз в год со слов хозяина, после чего хозяин ставит свою подпись в книге, при этом наличие личного подсобного хозяйства не проверяется. На основании данных похозяйственной книге выдаются выписки. В станице Старогригорьевской ведется одна похозяйственная книга, поскольку там имеется только одна улица.
Третье лицо нотариус Иловлинского района Волгоградской области Баранов А.М. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, возражений не представил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
При разрешении спора судом установлено, что Маринина К.М и Бурсулаков Ж.И. проживали совместно на протяжении более 30 лет, содержали подсобное хозяйство.
ДД.ММ.ГГГГ Маринина К. М. умерла (л.д.9).
Наследодатель Маринина К.М. являлась собственником 1/183 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 55272000 кв.м., расположенный на территории Новогригорьевского сельского поселения, кадастровый № (л.д.13,37, 38-39).
После смерти Марининой К.М. открылось наследство, на вышеназванную земельную долю и поголовье домашних животных.
Наследниками по закону после смерти Марининой К.М. являются её дети -истец по делу, которой после заключения брака была присвоена фамилия Алимова, и ответчик Шевырева Е.В.(л.д. 23, 31-35).
Шевырева Е.В. распорядилась наследственным имуществом в виде земельной доли, передав её безвозмездно на основании договора дарения от 10 июля 2019 года Алимовой Н.В. (л.д.10-12).
07 июня 2019 года нотариусом Иловлинского района Барановым А.М. Алимовой Н.В. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из 1/183 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 55272000 кв.м., расположенный на территории Новогригорьевского сельского поселения, кадастровый № (л.д. 8, 14).
Таким образом, Алимова Н.В. приняла наследство, открывшееся после смерти матери Марининой К.М.
ДД.ММ.ГГГГ умер Бурсулаков Ж. И..
Наследодатель Бурсулаков Ж.И. являлся собственником жилого дома, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, а также автомобиля «Daewoo Nexia»,государственный регистрационный знак С 740 РН 34.
Наследником по закону после смерти Бурсулакова Ж.И. является его дочь Даулетова Г.Ж.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, при жизни Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. содержали поголовье домашних животных.
Также не оспаривается сторонами и то обстоятельство, что после смерти Марининой К.М. одну корову Бурсулаков Ж.И. передал дочери Марининой К.М. -Шевыревой Е.В.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ N 345 от 11.10.2010 г., ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Исходя из п. 7 Порядка, записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что члены хозяйства самостоятельно определяют, кого из них записать первым. В случае сомнений рекомендуется первым записывать члена хозяйства, на которого оформлен земельный участок или жилой дом. Записанного первым определяют как главу хозяйства.
Согласно представленной истцом справке, выданной главой Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 16 мая 2019 года № 464, в похозяйственной книге № 7 лицевой счёт № 71, первой записана глава хозяйства Маринина К. М., затем Бурсулаков Ж. И. (сожитель), значится следующее поголовье домашнего скота: коровы -4 головы, телки до 1 года – 5 голов, овцематки и ярки старшего 1 года – 10 голов, ярочки до 1 года – 10 голов, 7 уток (л.д.13).
Представителем ответчика Даулетовой Г.Ж. – Бурдыко О.В. представлена выписка из похозяйственной книги № 9, лицевой счет №9 администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес>, согласно которой в хозяйстве Бурсулакова Ж.И. по адресу: <адрес>, числилось личное подсобное хозяйство по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на день смерти Бурсулакова Ж.И. (ДД.ММ.ГГГГ): коровы - 3 головы, телята до 1 года – 4 головы, овцы – 10 голов, утки – 7 голов (л.д. 77).
В связи с расхождением сведений в представленных сторонами выписках из похозяйственных книг, судом были истребованы похозяйственная книга № 7 (лицевой счёт № 71) и похозяйственная книга № 9 (лицевой счет № 9).
По состоянию на 2017 год в похозяйственной книге № 7 по данному подворью значится запись о наличии поголовья скота, принадлежащего Марининой К.М. – телята до 1 года -1 голова, корова -2 головы, овцы -5 голов, куры - 5 шт., утки - 20 шт.; а также поголовье, принадлежащее Бурсулакову Ж.И., который обозначен в книге как «Ж.» - 2 головы коров, 5 голов овец, 2 головы телят до 1 года(л.д. 99-106).
Указанные сведения скреплены в похозяйственной книге подписями главы хозяйства Марининой К.М., что соответствует установленному в администрации поселения порядку внесения записей в книги, о чем указано главой сельского поселения Тарасовой И.С.
Впоследствии, после смерти Марининой К.М., и по истечении пятилетнего периода ведения похозяйственной книги №7, была произведена её перезакладка, что соответствует положениям пункта 5 Порядка ведения хозяйственных книг, предусматривающего, что книга закладывается на пять лет на основании правового акта руководителя органа местного самоуправления, по истечении пятилетнего периода руководитель органа местного самоуправления издает правовой акт о перезакладке книг.
В похозяйственной книге № 9, в лицевом счёте № 9, по адресу: <адрес>, указан Бурсулаков Ж.И. у которого в личном подсобном хозяйстве по состоянию на 23.10.2018 года и на день смерти Бурсулакова Ж.И. (26.03.2019 года) значилось: коровы - 3 головы, телята до 1 года – 4 головы, овцы – 10 голов, утки – 7 голов.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями в суде свидетеля Свидетель №1, до 2019 года являвшегося главой Новогригорьевского сельского поселения, о том, что Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. длительное время проживали совместно, вели личное подсобное хозяйство. С целью учёта личных подсобных хозяйств, органом местного самоуправления осуществлялось ведение похозяйственных книг. На основании заявления хозяина подворья в похозяйственную книгу ответственное лицо администрации вносит сведения о личном подсобном хозяйстве один раз в год. Исходя из сложившейся практики работы, полагает, что животные, записанные в похозяйственной книге на Ж. принадлежали Бурсулакову Ж.И., а другие – соответственно Марининой К.М., то есть члены хозяйства таким образом выразили свою волю и разделили между собой хозяйство.
В связи с изложенным, довод представителя истца о нарушении порядка ведения похозяйственных книг, является необоснованным.
Свидетель Хайронов Г.Л., работающий пастухом и осуществляющий выпас домашних животных жителей станицы Старогригорьевская Иловлинского района пояснил, что Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. пригоняли в его стадо 4 коровы, при этом оплату производили раздельно. Бурсулаков Ж.И. оплачивал его услуги за своих двух коров, Маринина К.М. вносила оплату за принадлежащих ей двух коров. После смерти Марининой К.М., Бурсулаков Ж.И. осуществлял выгон 3 коров. После смерти Бурсулакова Ж.И. выпас одной коровы оплачивала Алимова Н.В., а 2 других коров – Даулетова Г.
Свидетель Мунтаева С. суду пояснила, что Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. в отношении домашних животных вели раздельное хозяйство. 2 коровы принадлежали Марининой, 2 коровы – Бурсулакову.
Свидетель Свидетель №2 - ветеринарный врач Иловлинской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных суду пояснила, что Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. проживали совместно, содержали животных, изначально все поголовье скота было записано на Маринину К.М., ветеринарные мероприятия оплачивала Маринина К.М. Весной 2018 года данные услуги стал оплачивать Бурсулаков Ж.И.
Свидетели Осипов В.В. и Порфирьев В.Л. суду показали, что проживали по-соседству с Марининой К.М. и Бурсулаковым Ж.И. Последние проживали совместно, содержали хозяйство. Какой режим собственности в отношении животных был установлен между Марининой К.М. и Бурсулаковым Ж.И., им неизвестно.
Исходя из данных похозяйственной книги, исследованной в судебном заседании, которые согласуются с показаниями свидетелей Свидетель №1, Хайронова Г.Л., Мунтаевой С., суд приходит к выводу о том, что при жизни наследодатели Маринина К.М. и Бурсулаков Ж.И. вели раздельный режим собственности в отношении поголовья домашних животных.
Доказательств обратного суду не представлено.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Поскольку судом установлено, что Марининой К.М. на момент смерти принадлежало поголовье домашних животных, состоящее из 2 голов крупного рогатого скота – коров, одна из которых была передана Шевыревой Е.В., 1 теленка, 5 овец, 5 домашних уток, соответственно только указанное имущество и в данном объеме подлежит включению в наследственную массу.
Алимова Н.В., как наследник первой очереди после смерти матери и принявшая иное наследственное имущество, в силу закона приобрела право собственности на спорное имущество в количестве поголовья животных, включенном в наследственную массу.
Что касается иного спорного имущества, состоящего из 2 голов коров, 5 голов овец, 2 голов телят до 1 года, судом установлено, что оно на момент смерти не принадлежало Марининой К.М., а потому не может быть включено в состав наследственного имущества.
Иск Алимовой Н.В. к администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследственное имущество не основан на законе, поскольку имущественные права и интересы истца органом местного самоуправления не нарушаются, в спорных правоотношениях администрация не является надлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░, 1 ░░░░░░░, 5 ░░░░░ ░░░░, 5 ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░, 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 1 ░░░░, 5 ░░░░░ ░░░░, 5 ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░