Дело № 2-775/2024
УИД № 44RS0001-01-2023-005823-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах К.Н. к ОГБУЗ «Кадыйская районная больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение медицинскими изделиями,
установил:
Прокурор Кадыйского района обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском в интересах К.Н., требования обоснованы тем, что К.Н., <дата> г.р., проживающая по адресу 1, состоит на учете в ОГБУ «...» с диагнозом Е11.5 ...», ей необходим контроль уровня сахара в крови с использованием глюкометра, тест-полосок для него, а также ланцетами для ручки-прокалывателя для глюкометра. Согласно информации, представленной ОГБУ «Кадыйский психоневрологический интернат», К.Н. указанными медицинскими изделиями не обеспечена. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации -на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов. В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. В соответствии постановлениями программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 28.12.2020 № 2299 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023г.г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий. Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи. В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Исходя из указанного, тест-полоски для проведения диагностики сахара в крови являются медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови, введения инсулина в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете». Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации. При таких обстоятельствах бесплатному обеспечению тест-полосками для проведения диагностики сахара в крови подлежат не только граждане до 18 лет. Стандартом медицинской помощи больным с инсулиннезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулиннезависимым сахарным диабетом. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 г. N 1054н утверждены Стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, согласно которому средняя продолжительность лечения законченного случая (количество дней): 365, средний показатель кратности исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора - 1460 (4 раза в день). Согласно пункту 3.2 Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 2 типа у взрослых" (утвержденным Минздравом России) для самоконтроля уровня глюкозы крови рекомендуется применять глюкометры, предназначенные для индивидуального использования. Рекомендуется проведение самоконтроля гликемии с помощью глюкометров всем пациентам с целью оценки гликемического профиля и эффективности проводимого лечения. При этом, рекомендуется использовать глюкометры для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные) у пациентов с в условиях лечебно-профилактических учреждений для контроля гликемии. Также рекомендуется применение системы непрерывного мониторинга глюкозы в "слепом" режиме пациентам с сахарным диабетом 2 типа для оценки гликемического профиля и эффективности проводимого лечения в определенных клинических ситуациях. Рекомендуется применение системы непрерывного мониторинга глюкозы в реальном времени пациентам с сахарным диабетом 2 типа на интенсифицированной инсулинотерапии для достижения индивидуальных целевых показателей гликемического контроля, снижения риска гипогликемии (в том числе тяжелой) и вариабельности гликемии, увеличения времени в целевом диапазоне, повышения качества жизни. Для самоконтроля уровня глюкозы в крови К.Н. должна быть обеспечена глюкометром. Ланцеты представляют собой стерильные иглы, которые устанавливаются в ручку-прокалыватель. Их используют для прокалывания кожи на пальце, чтобы взять необходимое количество крови для исследования в ней уровня глюкозы. Таким образом, поскольку использование глюкометра без ланцета невозможно, истец должна быть обеспечена за счет средств областного бюджета также ланцетами исходя из показанного ей количества измерений уровня глюкозы в крови ежедневно. Ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови, не отвечает требованиям закона. К.Н. как лицо, страдающее заболеванием «Сахарный диабет 2 типа», подлежит обеспечению средствами диагностики в виде глюкометра, тест полосок для определения сахара в крови, а также ланцетами для ручки-прокалывателя для глюкометра бесплатно. Неполучение соответствующих медицинских изделий К.Н. свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями со стороны Департамента здравоохранения Костромской области.
Истец просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области принять меры к бесплатному обеспечению К.Н., <дата> года рождения, изделиями медицинского назначения глюкометром, тест-полосками, а также ланцетами для ручки-прокалывателя для глюкометра в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям на весь период нуждаемости и до полной отмены их применения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены ГУП «Костромская областная аптечная база», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по КО, в качестве соответчика привлечена ОГБУЗ «Кадыйская районная больница».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, просит обязать ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» производить выписку К.Н., <дата> года рождения, льготных рецептов на получение изделий медицинского назначения: глюкометра, тест-полосками, а также ланцетами для ручки-прокалывателя для глюкометра. Обязать Департамент здравоохранения Костромской области принять меры к бесплатному обеспечению К.Н., <дата> года рождения, изделиями медицинского назначения глюкометром, тест-полосками, а также ланцетами для ручки-прокалывателя для глюкометра в полном объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям на весь период нуждаемости и до полной отмены их применения, обосновав тем, что в ходе проверки установлено, что К.Н. состоит в региональном регистре льготников в связи с заболеванием сахарный диабет, обеспечивается по региональной программе льготного обеспечения за счет средств областного бюджета лекарственными препаратами "метформин", тест полосками истец не обеспечена, рецепты на получение указанных медицинских изделий ей не выдаются. При этом по смыслу действующего законодательства, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 1.1 Приложения N 13 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года N ПО "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" -при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. Самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи - п. 2.1 Приложения N 13 к вышеуказанному Приказу. Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 №695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении. В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета). Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов. Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка). В силу п. 2.6 Порядка 2.6. назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты, изделия медицинского применения, специализированные продукты лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов для использования гражданами при амбулаторном лечении осуществляют врачи (фельдшеры), включенные Департаментом в Регистр врачей (фельдшеров) Костромской области, имеющих право на данный вид деятельности. Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска). Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента. В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года N 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения. Из чего следует, что обязанность обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями должна быть возложена на департамент здравоохранения Костромской области. В силу п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1.1 Приложения N 13 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года N ПО "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" - при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. Самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи - п. 2.1 Приложения N 13 к вышеуказанному Приказу. Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года N 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении. Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка). Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска). Приказом Министерства здравоохранения от 22 января 2021 года N 22н утвержден стандарт медицинской помощи при сахарном диабете 2 типа (диагностика и лечение), в который входит исследование уровня глюкозы в крови (А09.05.023). В соответствии с п. 2.2 Стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете, утвержденных Приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г. N 1054н усредненный показатель кратности измерения уровня глюкозы в крови составляет 1095 раз в год (в среднем 3 раза в сутки). Согласно клиническим рекомендациям Минздрава России, утвержденным в 2019 году, пациенту с сахарным диабетом второго типа, находящемуся на пероральной сахароснижающей терапии, показан самоконтроль уровня глюкозы в крови не менее одного раза в сутки в разное время, и один гликемический профиль не менее четырех раз в сутки один раз в неделю. Для проведения самоконтроля применется глюкометр - это прибор для измерения уровня глюкозы в органических жидкостях (кровь, ликвор и т.п.). Глюкометры используются для диагностики состояния углеводного обмена у лиц, страдающих сахарным диабетом, отсутствие которого может создавать препятствие в оказании надлежащей первичной медико-санитарной помощи больным сахарным диабетом. Таким образом, согласно клиническим рекомендациям по лечению сахарного диабета 2 типа использование глюкометра и тест-полосок для самоконтроля глюкозы (с тест-полоской через прокол пальца ланцетом) является важнейшей составляющей для лечения данного заболевания. Отсутствие в перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением Правительства от 30 июля 1994 года N 890 и распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р поименованных систем непрерывного мониторинга глюкозы и флеш-мониторинга глюкозы, а также ланцетов (наконечник для ручки скарификатора) не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанных постановлений, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания. Таким образом, обеспечение пациентов с сахарным диабетом средствами диагностики и медицинскими изделиями должно предоставляться по рецептам врача бесплатно. Учитывая, что при указанном заболевании средством диагностики является и глюкометр, подразумевающий использования таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники к ручке-скарификатору), то без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий использование глюкометра для ведения самоконтроля гликемии и установлении состояний, угрожающих жизни пациента, не представляется возможным. Одноразовые ланцеты (наконечники для ручки-скарификатора) относятся к средствам диагностики (медицинское изделие), фактически являются расходными материалами к ручке-скарификатору. Ланцеты используются для прокола кожи при измерении глюкозы в крови с помощью глюкометра, поэтому минимально необходимое количество ланцетов должно быть кратно выдаваемым тест-полоскам по рецепту врача согласно Клиническим рекомендациям не менее 6 в день (не менее 2190 шт. в год). Лечащий врач не выписывает истцу рецепты на тест-полоски из-за отсутствия их в аптеке по льготному отпуску в связи с недостаточным финансированием. Как следует из уставных документов, ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» является самостоятельным юридическим лицом, имеющим права и обязанности, несущим ответственность за нарушения законодательства при осуществлении своей деятельности, в том числе, медицинской деятельности и организации обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. При этом, как следует из медицинской документации ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» в выписке из истории болезни материального истца в рекомендациях лечащего врача, отсутствуют сведения об использовании (назначении) каких-либо медицинских изделий. Вышеизложенное свидетельствует также о бездействии медицинской организации выраженное в непринятии мер по выписыванию рецептов на бесплатный отпуск запрашиваемых медицинских изделий для определения уровня глюкозы в крови и возникновении в этой связи у данного учреждения обязанности в соответствии с медицинскими показаниями выписывать истцу соответствующие рецепты.
В судебном заседании прокурор Кадыйского района Костромской области не присутствовал, извещены надлежащим образом.
Материальный истец К.Н. в судебном заседании не участвует, законный представитель ОГБУ «Кадыйский психоневрологический интернат» явку представителя не обеспечил, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области П,п., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения, полагал, что Департамент здравоохранения не является надлежащим ответчиком, поскольку организацией обеспечения К.Н. медицинскими изделиями должен заниматься ОГБУ «Кадыйский психоневрологический интернат», то есть учреждение, имеющее лицензию на занятие медицинской деятельностью, в условиях стационара которого проживает К.Н. на постоянной основе.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ГУП «Костромская областная аптечная база», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по КО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (часть 5).
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).
В соответствии со ст. 82 данного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации -на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.
В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 13 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года N ПО "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" -при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи - п. 2.1 Приложения N 13 к вышеуказанному Приказу.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.
В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета). Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов. Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).
В силу п. 2.6 Порядка назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты, изделия медицинского применения, специализированные продукты лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов для использования гражданами при амбулаторном лечении осуществляют врачи (фельдшеры), включенные Департаментом в Регистр врачей (фельдшеров) Костромской области, имеющих право на данный вид деятельности.
Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска). Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 г. N 1054н утверждены Стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, согласно которому средняя продолжительность лечения законченного случая (количество дней): 365, средний показатель кратности исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора - 1460 (4 раза в день).
В соответствии с п. 2.2 Стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете, утвержденных Приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г. N 1054н усредненный показатель кратности измерения уровня глюкозы в крови составляет 1095 раз в год (в среднем 3 раза в сутки).
Согласно пункту 3.2 Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 2 типа у взрослых" (утвержденным Минздравом России) для самоконтроля уровня глюкозы крови рекомендуется применять глюкометры, предназначенные для индивидуального использования. Рекомендуется проведение самоконтроля гликемии с помощью глюкометров всем пациентам с целью оценки гликемического профиля и эффективности проводимого лечения.
Глюкометры используются для диагностики состояния углеводного обмена у лиц, страдающих сахарным диабетом, отсутствие которого может создавать препятствие в оказании надлежащей первичной медико-санитарной помощи больным сахарным диабетом.
Таким образом, согласно клиническим рекомендациям по лечению сахарного диабета 2 типа использование глюкометра и тест-полосок для самоконтроля глюкозы (с тест-полоской через прокол пальца ланцетом) является важнейшей составляющей для лечения данного заболевания.
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.
В силу п.1.3.6 к региональным льготникам относятся жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета) ( п.1.5 Порядка).
Как установлено судом, К.Н., <дата> г.р. решением Макарьевского районного суда Костромской области от <дата> признана недееспособной.
ОГБУ «...» согласно договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № от <дата> является законным представителем К.Н.
У К.Н. имеется повышение уровня сахара в крови, которое выявлено <дата>. Она наблюдается в поликлинике ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» с <дата>. Диагноз: ... установлен <дата> при прохождении диспансеризации, назначено лечение: метформин 850мг х 2 раза в день.
В связи с наличием указанного заболевании К.Н. необходим контроль уровня сахара в крови с использованием глюкометра, тест-полосок для него, а также ланцетами для ручки-прокалывателя для глюкометра.
Согласно информации, представленной ОГБУ «...», с сентября 2023 года К.Н. уровень сахара не контролируется в связи с неисправностью глюкометра.
Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год, на плановый период 2024 и 2025 годов. Аналогичная программа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утверждена Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2023 года № 616-а.
В соответствии постановлениями программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», все лекарственные средства и медицинских изделий, средства диагностики.
В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Ланцеты используются для прокола кожи при измерении глюкозы в крови с помощью глюкометра, поэтому минимально необходимое количество ланцетов должно быть кратно выдаваемым тест-полоскам по рецепту врача согласно Клиническим рекомендациям не менее 6 в день (не менее 2190 шт. в год).
Одноразовые ланцеты (наконечники для ручки-скарификатора) относятся к средствам диагностики (медицинское изделие), фактически являются расходными материалами к ручке-скарификатору.
Учитывая, что при указанном заболевании средством диагностики является и глюкометр, подразумевающий использования таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники к ручке-скарификатору), то без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий использование глюкометра для ведения самоконтроля гликемии и установлении состояний, угрожающих жизни пациента, не представляется возможным.
Как усматривается из искового заявления лечащий врач ОГБУЗ «Кадыйская районная больница» не выписывает К.Н. рецепты на тест-полоски из-за отсутствия их в аптеке по льготному отпуску в связи с недостаточным финансированием.
В выписке из истории болезни К.Н. в рекомендациях лечащего врача, отсутствуют сведения об использовании (назначении) каких-либо медицинских изделий, что свидетельствует также о бездействии медицинской организации выраженное в непринятии мер по выписыванию рецептов на бесплатный отпуск запрашиваемых медицинских изделий для определения уровня глюкозы в крови и возникновении в этой связи у данного учреждения обязанности в соответствии с медицинскими показаниями выписывать истцу соответствующие рецепты.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
В рамках пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В разделе VII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее -Правила) определен порядок ведения единого реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 101 Правил ведение реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с пунктом 14 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ осуществляется территориальным фондом по форме согласно приложению № 4 к настоящим Правилам в электронном виде в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования путем формирования и внесения изменений в записи реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация включается территориальным фондом в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на основании уведомления о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, подаваемого ею в сроки, устанавливаемые в соответствии со статьей 15 Закона № 326-ФЗ.
Участником обязательного медицинского страхования признаются только те медицинские организации, которые заявляют о своем желании участвовать в системе ОМС путем подачи соответствующего уведомления через государственную систему (ГИС ОМС) и включены в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на соответствующий период.
Как следует из пояснений Территориального фонда обязательного страхования Костромской области, представленных в суд, согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2023 года № 616-а ОГБУ «Кадыйский психоневрологический интернат» не является медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС Костромской области в 2024 году. До 2024 года ОГБУ «Кадыйский психоневрологический интернат» также не являлся медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС Костромской области.
Таким образом, медицинская организация, не участвующая в реализации территориальной программы ОМС, не наделена правом на финансовое обеспечение за счет средств ОМС.
Согласно главе 5 Территориальной программы источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования. При этом Территориальной программой установлен перечень случаев, подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом, согласно пункту 13 Территориальной программы в целях оказания гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, медицинской помощи департаментом здравоохранения Костромской области организуется взаимодействие стационарных организаций социального обслуживания с близлежащими медицинскими организациями.
В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с привлечением близлежащих медицинских организаций проводится диспансеризация, а при наличии хронических заболеваний - диспансерное наблюдение в соответствии с порядками, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При выявлении в рамках диспансеризации и диспансерного наблюдения показаний к оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи лица, находящиеся в стационарных организациях социального обслуживания, переводятся в специализированные медицинские организации в сроки, установленные настоящей Программой.
Следовательно, при необходимости оказания медицинской помощи застрахованным лицам, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, данная помощь оказывается в рамках территориальной программы в близлежащей медицинской организации за сет средств обязательного медицинского страхования.
При этом Территориальной программой на 2024 года (как и все предыдущие) предусмотрена закупка лекарственных препаратов и обеспечение лекарственными препаратами отдельных групп населения, в соответствии с категорией заболевания за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
В связи с этим суд считает необоснованными доводы представителя Департамента здравоохранения Костромской области о необходимости возложения на ОГБУ «Кадыйский психоневрологический интернат» обязанности по организации обеспечения К.Н. медицинскими изделиями.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что имело место нарушение прав истца по обеспечению медицинскими изделиями, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4401004514, ░░░░ 1024400523564) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.03.2024 ░░░░.