84RS0001-01-2021-001021-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пигиной Н.А.,
при секретаре Лырминой В.Г.,
с участием административного истца Баранова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 69 по административному иску Баранова Владимира Александровича к инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края и Службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края о признании незаконным отказа в регистрации самоходной машины,
УСТАНОВИЛ:
Баранов В.А. обратился в Дудинский районный суд с иском к инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края о признании незаконным отказа в регистрации самоходной машины, указывая на то, что административному истцу на праве собственности принадлежит снегоход Рысь-УС 440 на основании решения мирового судьи судебного участка № 160 в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Инспекцией Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района административному истцу было отказано в постановке на учет указанного снегохода по причине отсутствия паспорта самоходной машины, 10.11.2021 года Службой по надзору за техническим состоянием самоходным машин и других видов техники по Красноярскому краю данное решение признано обоснованным со ссылкой на п.58 постановления Правительства РФ от 21.09.2020 года № 1507 «Об утверждении правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники». При этом для устранения причин отказа истцу рекомендовано обратился на предприятие- изготовитель с требованием о выдаче дубликата паспорта транспортного средства (далее-ПТС). Однако, из ответа завода – изготовителя ПАО «ОДК-УМПО» следует, что предприятие выпускало снегоход Рысь-УС-440 с 1991 по 2008 г.г. различных модификаций, техническая документация на снегоходы на предприятии отсутствует. При этом при принятии судом решения о признании права собственности на снегоход, были исследованы и установлены обстоятельства утраты ПТС в связи с пожаром, решением суда установлено все необходимые технические характеристики снегохода, необходимые для его постановки на учет. Сведения о правопритязаниях на снегоход в инспекции Гостехнадзора отсутствуют, идентификационные знаки на агрегатах являются подлинными, изготовлены заводским способом. Из п.п. 17, 19 указанного постановления Правительства РФ следует, что инспекция Гостехнадзора наделена полномочиями по выдаче дубликата паспорта самоходной машины взамен утраченного. Учитывая изложенное, ссылаясь на добросовестность владения самоходной машиной и решение суда, установившего все данные снегохода, истец полагает отказа административного ответчика незаконным, просит обязать Инспекцию Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района зарегистрировать на имя Баранова В.А. транспортное средство – снегоход «Рысь – УС-440» синего цвета, год выпуска 2000, заводской №, двигатель №, коробка передач № с выдачей Баранову В.А. паспорта транспортного средства.
Определением Дудинского районного суда от 10.01.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края.
Административный истец Баранов В.А., принимая участие в судебном заседании, исковые требования полностью поддержал, ходатайствовал о восстановлении срока обжалования решения инспекции от 19.03.2021 года, по тем основаниям, что после отказа в постановке на учет транспортного средства, в апреле 2021 года он обращался к мировому судье с иском о признании права собственности на снегоход, затем он обращался в прокуратуру для защиты нарушенного права, весь июль 2021 года находился на стационарном лечении, затем в очередном отпуске, в период пребывания в котором также обращался в Службу Ростехнадзора Красноярского края.
Административный ответчик – представитель Инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на административное исковое заявление, где указал на несогласие с требованиями истца ссылаясь на следующее. При обращении истца 19.03.2020 года в инспекцию Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о регистрации снегохода Рысь-СУ-440, не были представлены необходимые для такой регистрации документы. А именно паспорт самоходной машины (далее - ПСМ), что и послужило основанием для отказа в регистрации. При повторном обращении истца в инспекцию Гостехнадзора г.Красноярска, истцу 10.11.2021 года также было отказано в регистрации по тем же основаниям, поскольку в соответствии с п.6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 года № 1507 (далее – Правила государственной регистрации), государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники с представлением необходимых документов, в ом числе ПСМ. Разграничение компетенции по выдаче ПСМ регулируются постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации», которым установлено, что ПСМ в отношении снегохода административного истца подлежит выдаче предприятием – изготовителем. В случае утраты ПСМ, если он ранее был выдан предприятием-изготовителем, в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 года № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» выдача дубликата ПСМ выдается изготовителем, выдавшим паспорт в отношении изготовленной им машины, выпущенной в обращение, но не зарегистрированной органом, уполномоченным на регистрацию, каковым и является снегоход истца, поскольку в исходя из информации ВИС «Гостехнадзор эксперт» снегоход ранее не состоял на регистрационном учете, в связи с чем основания для выдачи дубликата ПСМ у органов гостехнадзора отсутствуют. Между тем, без наличия ПСМ произвести государственную регистрацию самоходной машины не представляется возможным, в связи с чем действия органов гостехнадзора являются законными. (л.д. 31-33)
Представитель административного соответчика Службы по надзору за техническим состоянием самоходным машин и других видов техники Красноярского края (далее – служба Гостехнадзора края) Поплюева К.А. в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, из ее возражений следует, что с требованиями истца она не согласна, полагает, что решение Службы Ростехнадзора является законным, в обоснование чего указаны доводы, аналогичные доводам представителя инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. (л.д. 66-67)
Представитель заинтересованного лица ПАО «ОДК-УМПО» о дне и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в зал суда не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что производство снегоходов Рысь на предприятии полностью прекращено в 2008 году. В настоящее время предприятие осуществляет иной вид деятельности, производство снегоходов полностью прекращено, сборочные цеха расформированы, изменено штатное расписание. В связи с чем в настоящее время ПАО «ОДК-УМПО» в настоящее время не является предприятием – изготовителем в понятии, определенном постановлением Правительства РФ № 460 от 15.05.1995 года. Более того, на предприятии отсутствуют бланки паспортов самоходных машин, так как в марте 2016 года были списаны последние остатки бланков. В связи с утверждением новой формы ПСМ. При этом согласно п.15 раздела 1 приказа Минпромторга России от 01.03.2016 года № 531, служба Ростехнадзора является уполномоченным органом. осуществляющим оформление ПСМ.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело при имеющейся явке.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом доказывание обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов административного дела, на основании договора купли – продажи от 18.12.2015 года административным истцом Барановым В.А. приобретен снегоход марки «РЫСЬ УС-440». (л.д. 17)
Решением мирового судьи судебного участка № 160 в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края от 13.05.2021 года за Барановым В.А. признано право собственности на снегоход марки «РЫСЬ УС-440», синего цвета, 2000 года выпуска, заводской № рамы №, двигатель №, коробка передач № (далее - снегоход). Указанное решение суда вступило в законную силу 16.06.2021 года. (л.д.14)
В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Пункт 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 (далее- Правила № 1507), обязывает владельцев техники зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с п. 6 Правил № 1507 государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляются документы, в числе которых: заявление по форме согласно приложению; документ, удостоверяющий личность владельца техники; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами; паспорт техники или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники).
25.02.2021 года снегоход был осмотрен государственным инженером – инспектором, в ходе чего установлено соответствие номерных агрегатов данным, указанным в документах. (л.д. 34, 38)
19.03.2021 года Баранов В.А. обратился в инспекцию Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о постановке на регистрационный учет снегохода, представив для регистрации следующие документы: договор купли – продажи, справка о факте пожара. (л.д. 34)
В регистрации снегохода административному истцу отказано руководителем инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого района от 19.03.2021 года, о чем имеется отметка в заявлении, по причине не представления паспорта самоходной машины. (л.д. 34, 35)
Решением инспекции Гостехнадзора г.Красноярска от 10.11.2021 года Баранову В.А. также отказано в регистрации снегохода. (л.д. 19-20)
Как установлено в судебном заседании у административного истца отсутствует паспорт самоходной машины, в связи с его утратой в результате пожара.
Согласно п.1 постановление Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", паспорта на самоходные машины введены с 01.09.1995 года, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации. При этом, обеспечение предприятий-изготовителей бланками паспортов на самоходные машины и другие виды техники производится органами, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора).
Пунктом 2 указанного постановления Правительства РФ № 460 установлены полномочия по выдачи паспортов на самоходные машины, установлено, что паспорта выдаются:
предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются:
предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.
Таким образом, из изложенного следует вывод о том, что паспорта на самоходные машины, выпущенные после 01.09.1995 года могут быть выданы органами гостехнадзора в отношении ранее зарегистрированных самоходных машин, то есть при наличии достоверной информации о идентифицирующих данных самоходной машины.
Как следует из письма от 08.04.2021 года № 34/11-101 ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение», а также из отзыва представителя заинтересованного лица, предприятие выпускало снегоход Рысь УС-440 с 1991 по 2008 г.г. различных модификаций, за истечением сроков давности хранения отгрузочной документации представить информацию по запрашиваемому снегоходу не представляется возможным. В настоящее время предприятие аналогичную технику не выпускает, бланки паспортов у них отсутствуют. (л.д. 15)
С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.
Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2016 года № 64-р Минпромторг России определен уполномоченным органом Российской Федерации, осуществляющим формирование и ведение национальной части единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.
Реестр уполномоченных органов (организаций) утвержден Приказом Минпромторга России от 01.03.2016 N 531. При этом ПАО «ОДК-УМПО» не включен в данный реестр, в связи с чем у предприятия отсутствуют полномочия по выдаче ПСМ в настоящее время.
Административным истцом Барановым В.А. спорный снегоход приобретен 18.12.2015 года по договору купли – продажи, ранее снегоход государственную регистрацию не проходил.
Между тем, право собственности Баранова В.А. на снегоход установлено решением суда, вступившим в законную силу, где содержится указание на то, что решение является основанием для регистрации транспортного средства в инспекции гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального образования. При этом решением суда установлены идентифицирующие данные транспортного средства: марка, год выпуска, заводской номер рамы, номер двигателя, номер коробки передач.
Решение мирового судьи сторонами не обжаловано, вступило в законную силу, в связи с чем в силу ст. 13 ГПК РФ является обязательным для исполнения.
Кроме того, возможность получения паспорта на предприятии – изготовителе у административного истца отсутствует.
Таким образом, судом установлено нарушение прав административного истца Баранова В.А. при вынесении оспариваемого решения, выражающееся в препятствиях реализации правомочий собственника самоходной машины без постановки ее на регистрационный учет, в отсутствие у него иной возможности в реализации своих прав.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд для обжалования принятого решения, суд приходит к выводу о наличии оснований для его восстановления, поскольку установлено, что в период установленного трехмесячного срока обжалования, административным истцом были предприняты попытки защиты своих прав иным способом путем обращения в вышестоящий орган, в органы прокуратуры, а также пропуск срока связан с необходимостью получения дополнительных доказательств.
При таких обстоятельствах, исковые требования Баранова В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Баранова Владимира Александровича удовлетворить.
Признать незаконным решение инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края от 19.03.2021 года об отказе Баранову В.А. в постановке на регистрационный учет снегохода «Рысь УС-440».
Обязать Службу по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края в лице инспекции Гостехнадзора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района зарегистрировать на имя Баранова Владимира Александровича транспортное средство снегоход марки «РЫСЬ УС-440», синего цвета, 2000 года выпуска, заводской номер рамы №, двигатель №, коробка передач №, и выдать Баранову Владимиру Александровичу паспорт самоходной машины на указанное транспортное средство - снегоход марки «РЫСЬ УС-440».
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья Н.А. Пигина
Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2022 года.