Решение по делу № 2-2687/2018 от 21.09.2018

КОПИЯ

№ 2-2687/2018         

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

                          

г.Пермь 22 октября 2018 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дружининой О.Г.,

при секретаре Ефимовой Т.А.,

с участием представителя истцов Серяковой Е.Ю., по ордеру,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губиной Елены Александровны, Самариной Тамары Александровны к администрации Усть-Качкинского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Губина Е.А., Самарина Т.А. обратились в суд с иском к администрации Усть-Качкинского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенный в кадастровом квартале , по ? доли за каждой, в порядке наследования. В обоснование указали, что после смерти их матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследственное имущество, которое наследуется наследниками по закону первой очереди. Наследственное имущество заключается в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Этот жилой дом принадлежал родителям истцов - ФИО1 и ФИО2. Истцы постоянно проживали и были зарегистрированы в этом жилом доме с момента их рождения, сведения о хозяйстве с указанием всех членов семьи имеются во всех похозяйственных книгах, начиная с конца 70-х годов прошлого столетия по настоящее время. Родители истцов - отец ФИО1 и мать ФИО2 - так же, как истцы, постоянно проживали и были зарегистрированы по день своей смерти в этом жилом доме. После смерти отца ФИО1 и матери ФИО2 истцы с заявлением о принятии наследства в нотариальную контору не обращались. Родители истцов в зарегистрированном браке не состояли. Истцы - дочери по свидетельствам о рождении; одна записана на фамилию матери, вторая - на фамилию отца, хотя истцы и родители всегда знали, что истцы - родные сестры по отцу и матери. Других наследников на имущество ФИО1 и ФИО2 нет. Факт принятия наследства истцами имущества после смерти отца и матери подтверждается письменными документами. Истцы фактически приняли все наследство после смерти матери, так как постоянно проживали и продолжают проживать в жилом доме, в котором до дня своей смерти жили отец и мать. При получении паспорта истцам сразу поставили дату прописки, у Губиной Е.А. дата регистрации указана ДД.ММ.ГГГГ (по достижении 16-летнего возраста), у Самариной Т.А. дата регистрации по паспорту ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом в д<адрес> сельского поселения <адрес> принадлежал отцу ФИО1, а с ДД.ММ.ГГГГ года - матери ФИО2, на основании записей в похозяйственной книге за 1976-2001 годы. В органах БТИ <адрес> и в регистрационной службе право собственности на имя ФИО1 и ФИО2 при жизни зарегистрировано не было. Таким образом, нотариус, руководствуясь ст.48 Основ законодательства о нотариате, не вправе включать в наследственную массу имущество, в отношении которого правоустанавливающие документы отсутствуют или не были зарегистрированы в установленном порядке. Отсутствие регистрации прав в ЕГРН на жилой дом за наследодателем не свидетельствует о том, что данное имущество не является объектом наследственных прав.

Истцы Губина Е.А. и Самарина Т.А. в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом. От истцов поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов Серякова Е.Ю., действующая по ордеру, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик администрация Усть-Качкинского сельского поселения в судебное заседание представителя не направила; извещена надлежащим образом. Направила заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Согласно представленному отзыву на исковое заявление администрация Усть-Качкинского сельского поселения исковые требования считает правомерными, так как иного способа решения указанной ситуации у истца нет. Указывает, что основанием для признания права собственности на домовладение, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>, возникло у Губиной Е.А. и Самариной Т.А. путем фактического принятия имущества от родителей – ФИО2 и ФИО1 Согласно выпискам из похозяйственных книг указанные лица в действительности проживали и владели данным имуществом. Записи в похозяйственные книги вносятся только в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства и на нем находится домовладение, являющееся местом постоянного проживания и регистрации граждан.

Третье лицо нотариус Смирнова И.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Возражений не представлено.

Третье лицо Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. Направило отзыв на исковое заявление, из которого следует просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возражений не представлено.

Суд, выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Из свидетельства о рождении Самариной Тамары Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ее родителями являются: отец - ФИО1, мать – ФИО2 (л.д. 8).

Из свидетельства о рождении Губиной Елены Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ее родителями являются: отец – ФИО3, мать – ФИО2 (л.д. 9).

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 7).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена соответствующая запись в похозяйственную книгу <адрес> сельского Совета народных депутатов на 1991, 1992, 1993, 1994, 1995 годы хозяйства в д. <адрес>, лицевой счет (л.д. 29-30).

Из выписок из похозяйственных книг , , , , за периоды с 1976 года по 2001 год следует, что главой хозяйства по адресу: <адрес>, <адрес> являлся ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ (дату смерти), после смерти ФИО1 главой хозяйства указана ФИО2 (его жена). Также членами семьи главы хозяйства указаны: дочь Самарина Елена Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь Самарина Тамара Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 21-32).

Согласно копии паспорта Губиной Елены Александровны с 22.12.1995 года она зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 10).

Согласно копии паспорта Самариной Тамары Александровны с 05.12.2001 года она зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Из справки администрации <адрес> сельского поселения от 01.02.2018 года следует, что по адресу: <адрес>, д. <адрес> зарегистрированы: Губина Елена Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сестра Самарина Тамара Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; племянница ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).

Согласно техническому плану, заключению кадастрового инженера от 05.03.2018 года жилой дом, год завершения строительства - 1959, по адресу: <адрес>, <адрес>, расположен в кадастровом квартале . Площадь дома составляет 48,1 кв.м (л.д. 13-19).

Из отзыва на исковое заявление Управления Росреестра по Пермскому краю от 08.10.2018 года, уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 08.10.2018 года следует, что в ЕГРН не содержится сведений о зарегистрированных правах на жилой дом 48,1 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>

Согласно ответу Комитета имущественных отношений администрации <адрес> муниципального района от 09.10.2018 года на запрос суда жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 48 кв.м., расположенный в квартале , не находится в муниципальной собственности.

Из выписки из реестра муниципального имущества Усть-Качкинского сельского поселения от 16.10.2018 года следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> в реестре муниципальной собственности Усть-Качкинского сельского поселения не состоит.

Из ответа нотариуса Пермского районного нотариального округа Пермского края Смирновой И.А. от 02.10.2018 года на запрос суда следует, что наследственные дела к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом не заводились.

Согласно п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Для приобретения наследства наследник должен его принять (п.1 ст.1152 ГК РФ).

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п.2 ст.1152 ГК РФ).

Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками (п.3 ст.1152 ГК РФ).

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п.4 ст.1152 ГК РФ).

Согласно ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.

Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что на день своей смерти ФИО2 являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Завещание ФИО2 не составлялось. Наследниками ФИО2 являются дети Губина Е.А. и Самарина Т.А.

Как установлено судом, никто из наследников после смерти ФИО2 в установленный законом срок к нотариусу или уполномоченному должностному лицу с заявлением о принятии наследства либо заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство не обратился.

Вместе с тем, согласно письменным материалам дела (выпискам из похозяйственных книг за период с ДД.ММ.ГГГГ год, копиям паспортов Самариной Т.А. и Губиной Е.А, справке администрации Усть-Качкинского сельского поселения) на день смерти наследодателя ФИО12 совместно с ней были зарегистрированы дети Губина Е.А. и Самарина Т.А.

Губина Е.А. и Самарина Т.А. приняли наследство после смерти матери, что следует из доводов, изложенных в исковом заявлении, отзыва администрации Усть-Качкинского сельского поселения, согласно которым на момент смерти матери и по настоящее время истцы проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

Ответчик администрация Усть-Качкинского сельского поселения считает исковые требования Губиной Е.А. и Самариной Т.А. правомерными, не оспаривает нахождение в собственности наследодателя ФИО2 спорного жилого дома.

Третьи лица возражений по исковым требованиям не предоставили.

Таким образом, учитывая, что наследниками по закону после смерти ФИО2 являются ее дети Самарина Т.А. и Губина Е.А., которые фактически приняли наследство, открывшееся после смерти матери, в соответствии со ст. 1153 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцами права собственности на жилой дом, площадью 48,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, по ? доли за каждой, в порядке наследования.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с пп.5 п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Губиной Елены Александровны, Самариной Тамары Александровны к администрации Усть-Качкинского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования – удовлетворить.

Признать за Губиной Еленой Александровной, Самариной Тамарой Александровной право общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 48, 1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенный в кадастровом квартале , по ? доли за каждой, в порядке наследования.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья подпись Дружинина О.Г.

Копия верна. Судья Дружинина О.Г.

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2018 года.

Судья Дружинина О.Г.

Подлинный экземпляр подшит

в гражданском деле № 2-2687/2018

Пермского районного суда Пермского края

2-2687/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
22.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее