Решение по делу № 2-665/2019 от 17.01.2019

Гр. дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 года ...

Советский районный суд ... в составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Бадмаевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баландина Михаила Геннадьевича к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по ... и Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании денежных средств, оплаченных за отопление, электроэнергию, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение

у с т а н о в и л:

В суд обратился истец с названным иском указав, что его семья является многодетной, у него и его супруги на иждивении находятся трое несовершеннолетних детей. Согласно Указа Президента РФ от 05.05.1992 года № 431, для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления – от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. В связи с тем, что до настоящего времени порядок и условия возмещения расходов на осуществление указанных мер не приняты, просит взыскать с ответчика денежные средства, оплаченные за отопление, электроэнергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение за период с января 2016 года по декабрь 2018 года в размере 60375,69 руб., а так же уплаченную госпошлину.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Баландина О.В., в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Бурятия

В судебное заседание истец Баландин М.Г. не явился, направив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерство финансов РФ по доверенности Аюшеева А.Д. в судебное заседание не явилась, направив суду письменный отзыв по требованиям истца и заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В отзыве просила в иске отказать указывая, что надлежащим ответчиком по требованиям истца будет являться ..., кроме того, полагала, что законных оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Представитель ответчика Министерство финансов РБ по доверенности Гомбоева Т.Ц. в судебное заседание не явилась, направив суду письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменного отзыва просила в иске отказать, т.к. обязательства у Республики Бурятия по возмещению расходов по коммунальным платежам отсутствуют

Третье лицо Баландина О.В. в судебное заседание не явилась, направив суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что семья Баландиных является многодетной, имеет троих несовершеннолетних детей, что подтверждено представленными в дело свидетельствами о рождении детей.

За период с января 2016 года по декабрь 2018 года истцом оплачены коммунальные услуги, 30% от которых составляет истребуемую в данном споре сумму – 60375,69 руб.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот.

Так, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Источник финансирования льготы в Указе Президента РФ №431 не определен, но пунктом 3 данного указа Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предложено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Пунктом 2 письма Министерства финансов РФ №51, Министерства социальной защиты населения РФ №1-2359-18 от 29.06.1992 г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» было предусмотрено, что скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.

Решением Верховного суда РФ от 26.03.2003 г. №ГКПИ 03-139 указанный пункт письма признан недействующим.

Таким образом, учитывая, что названный Указ Президента РФ предусматривает лишь общие положения по социальной поддержке многодетных семей и в настоящее время приняты ряд федеральных и республиканских законов предусматривающих конкретные меры поддержки указанных семей, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Не могут быть удовлетворены требования истца и за счет казны Республики Бурятия по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституцией РФ вопрос социального обеспечения относится к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ установлено, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных) отнесено к полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (п. 24 ч. 2 ст. 26.3).

Из абз.3 ч. 1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно абзацу 2 п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта РФ имеют право, а не обязанность устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ.

Таким образом, при применении статьи 72 Конституции РФ, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ.

Следовательно, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке многодетных семей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На территории республики действует Закон РБ от 06.07.2006 № 1810-111 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в ...».

Вместе с тем, ни данным законом, ни каким-либо иным правовым актом не предусмотрено предоставление многодетным семьям вышеуказанных льгот по оплате коммунальных услуг.

В силу ст. 10, 12 Конституции РФ закреплен принцип самостоятельности каждой из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) и органов местного самоуправления. С учетом данных норм Конституции РФ, а также ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не позволяет оспорить бездействие органов государственной власти и местного самоуправления по непринятию нормативного правового акта, об обязании принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции РФ и п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 г. принят позже Указа Президента от 05.05.1992 г. № 431 и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.

Таким образом, в отсутствие в Законе Республики Бурятия от 06.07.2006 № 1810-111 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в ...», ином правовом акте нормы по предоставлению порядка компенсации льгот, предусмотренных многодетным семьям Указом Президента Российской Федерации от 05.02.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», отсутствуют основания для удовлетворения требования прокурора о взыскании в пользу истца сумм, оплаченных за отопление, за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, канализацию электроэнергию, как за счет казны РФ, так и за счет казны РБ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Баландина Михаила Геннадьевича к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по ... и Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании денежных средств, оплаченных за отопление, электроэнергию, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд ...

Судья: И.Ю.Богданова

9

2-665/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Баландин Михаил Геннадьевич
Баландин М. Г.
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице УФК по РБ
Другие
Министерство финансов РБ
Баландина О. В.
БАЛАНДИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богданова И. Ю.
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
17.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2019Передача материалов судье
21.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2019Подготовка дела (собеседование)
14.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2019Судебное заседание
07.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Подготовка дела (собеседование)
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее