Дело № 2а-236/2020
УИД: 22RS0012-01-2020-000256-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славгород
25 мая 2020 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Нелиной Е.Н.,при секретаре Давлетовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к П.Д.Г. о взыскании задолженности по имущественным налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю обратилась в суд с названным иском к налогоплательщику П.Д.Г. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является налогоплательщиком и обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов в срок, установленный законодательством.
На основании сведений, поступающих в налоговый орган в электронном виде из ФГУП «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю через Управление ФНС России по Алтайскому краю и отражённых в учетных данных налогоплательщика, П.Д.Г. принадлежало 14 единиц имущества, в том числе следующий объект: иные строения, помещения и сооружения, 658823, Россия, <адрес>, кадастровый №, дата регистрации 09.09.2014.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более, чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Так, перерасчет налога на имущество за 2015-2017гг. был осуществлен, поскольку ранее не был исчислен, что подтверждается сведениями, содержащимися в налоговом уведомлении от 23.08.2018 № 50667849, а также в таблице «перерасчет налога на имущество» в графе «сумма ранее исчисленного налога» в уведомлении от 21.12.2018 № 522377, ввиду того, что сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости поступили в базу данных налогового органа, однако, автоматически не синхронизировались, и, после выявления данного факта и внесения сведений о стоимости, налог был исчислен в пределах установленного законом срока.
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за коте исчислен налог.
Сумма налога на имущество = налоговая база (Инвентаризационная стоимость х коэффициент-дефлятор) х доля в праве х налоговая ставка.
- Иные строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, кадастровый №, регистрации права 09.09.2014.
Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 года составила: налогов (сборов) 76 109 руб., пени 137,64 руб.
Должнику направлялось по почте налоговое уведомление от 21.12.2018 № 522377 о необходимости оплатить налог, однако налог своевременно уплачен не был.
На основании того, что данные суммы не были своевременно оплачены и в соответствии со ст. ст. 69 и 70 НК РФ должнику направлялось по почте требование об уплате налога, пени № 11245 по состоянию на 27.02.2020, которое на сегодняшний день не исполнено.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю, просит суд взыскать с административного ответчика П.Д.Г. в пользу истца задолженность всего: 76 246,64 рублей, в том числе по налогу на имущество за 2015-2017 г.г. налогов (сборов) 76 109 рублей, пени 137,64 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик П.Д.Г., представитель заинтересованного лица ООО «Пригородное» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Р.А.А. полагал, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. Заявил, что налоги должны исчисляться из кадастровой стоимости объекта недвижимости, не возражал против взыскания также пени.
В суд 25.05.2020 поступили возражения П.Д.Г. в которых он указывает, что не согласен с расчетом налогооблагаемой базы, исходя из инвентаризационной стоимости имущества и просит суд исчислить налогооблагаемую базу, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на основании правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.02.2019 № 10-П (л.л.д. 164-165). В Возражениях П.Д.Г. производит расчет налога за 3 года, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, всего полагает, что следует взыскать 6840, 31 руб., исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 456020, 77 руб.,
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в числе прочих, признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира, гараж, здание, строение, сооружение, помещение.
Как усматривается из материалов дела, в период с 9 сентября 2014 года П.Д.Г. на праве собственности принадлежит следующий объект: иные строения, помещения и сооружения (здание), <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.04.2020 (л.л.д. 101- 102).
В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерацииналог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое уведомление № 522377 от 21 декабря 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в отношении указанного выше объекта недвижимости направлено в адрес П.Д.Г. по почте заказным письмом 28 декабря 2018 года, что соответствует положениям статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлен срок уплаты налога до 19 февраля 2019 года (л.л.д 15-16).
Требование об уплате налога, пеней № 11245 по состоянию на 27 февраля 2019 года направлено налоговым органом П.Д.Г. по почте заказным письмом 01 марта 2019 года в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. В требовании установлен срок его исполнения до 12 апреля 2019 года (л.л.д.8,9,12,13).
Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд, сначала с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с П.Д.Г. налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы, пеней (16 сентября 2019 года), затем с административным иском (25 марта 2020 года) после отмены судебного приказа от 21 сентября 2019 года определением от 30 сентября 2019 г. административным истцом соблюдены (л.л.д.120 -123, 5-7, 125).
В силу пункта 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Алтайским краевым Законодательным Собранием не была установлена дата начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в связи с чем, на территории Алтайского края налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 404 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно решению Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края от 18.11.2014 № 40, ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования города Славгорода Алтайского края.
В соответствии со ст. 408 НК РФ исчисление налогов на имущество физических лиц, производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В указанном налоговом уведомлении №522377 от 21.12.2018 отражены суммы налога на имущество за 2015- 2017 гг., исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, поступившего в базу данных налогового органа, налог был исчислен в пределах установленного законом срока.
При рассмотрении дела в суде П.Д.Г. заявлено требование об использовании в целях исчисления налога на имущество физических лиц сведений о кадастровой стоимости в отношении вышеприведенного объекта недвижимости с кадастровым номером 22:40:090101:132 (л.л.д.164 -165).
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 года № 10-П, суд пришел к выводу о наличии оснований для исчисления сумм налога на имущество физических лиц в отношении указанного в заявлении П.Д.Г. объекта недвижимости с использованием сведений об их кадастровой стоимости и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В материалах дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года, на 1 января 2016 года и на 1 января 2017 года, подтверждающие кадастровую стоимость объекта налогообложения по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый № и подлежащую применению судом при расчете налога за 2015-2017 годы в сумме 456020,77 руб. (л.л.д.155,158,159).
Из сравнительного анализа сумм налога, исчисленного по вышеуказанным объектам недвижимого имущества, исходя из его инвентаризационной стоимости следует, что он существенно, в несколько раз и более превышает суммы налога, исчисленного из кадастровой (рыночной) стоимости.
Исходя из положений пунктов 2, 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, подлежит применению налоговая ставка равная 0,5%.
При осуществлении расчета с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости суд пришел к выводу о применении налоговой ставки равной 0,5%, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в отношении прочих объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах налог на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером 22:40:090101:132 (иные строения, помещения и сооружения, здание) за каждый налоговый период (2015, 2016, 2017 г.г.) составляет по 2 280 рублей (456020,77 рублей х 0,5% х 1), а всего 6840,31 руб.
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц на основании ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога.
При пени составит следующий размер:
3,99 руб. (с 20.02.2019 по 26.02.2019 за 2015 год) =2280 х 7 х 0,025%;
3,99 руб. (с 20.02.2019 по 26.02.2019 за 2016 год) =2280 х 7 х 0,025%;
3,99 руб. (с 20.02.2019 по 26.02.2019 за 2017 год) =2280 х 7 х 0,025%.
Итого, пени составит 11,97 руб.
Учитывая результат рассмотрения дела, в силу ч.1 ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 НК РФ следует взыскать с П.Д.Г. в доход муниципального образования г. Славгород Алтайского края госпошлину в сумме 2 400 руб.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к П.Д.Г. о взыскании задолженности по имущественным налогам удовлетворить частично.
Взыскать с П.Д.Г., проживающего по адресу: Россия, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю задолженность по налогу на имущество за 2015- 2017г.г. и пени, всего: 6 851,97 руб., в том числе:
- по налогу на имущество за 2015-2017 г.г.: налогов (сборов): 6 840 руб.;
пени 11 руб. 97 коп.
В остальной части иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к П.Д.Г. оставить без удовлетворения.
Взыскать с П.Д.Г. в доход муниципального образования г. Славгород Алтайского края госпошлину в сумме 400 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 29 мая 2020 года.
Председательствующий Нелина Е.Н.