Дело № 2-508/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре Шукурова М.Э., с участием: истцов Каретниковой В.В., Каретникова А.Ю., Каретникова Д.Ю., третьего лица Каретникова Ю.В., представителя третьего лица Шаньгиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каретниковой В.В., которая действует в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Каретникова Д.Ю., Каретникова А.Ю., к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третьи лица: ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (город Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, -
УСТАНОВИЛ:
Каретникова В.В., Каретников А.Ю. обратились в суд с иском, в котором просят признать за ними, а также за несовершеннолетним Каретниковым Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке приватизации право общей долевой собственности на <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что истец Каретникова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. проходила службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации. Приказом командира войсковой части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уволена с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). С ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава части. В период прохождения действительной военной службы Каретниковой В.В. и совместно проживающими с ней членам семьи (мужу Каретникову Ю.В., дочери Каретниковой Е.ЮДД.ММ.ГГГГ рождения, сыну Каретникову А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыну Каретникову Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года была предоставлена для проживания трехкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>. Указанная квартира была исключена из числа служебных, в связи с чем, истцу с составом семьи из четырех человек (Каретников Ю.В. – муж, Каретникова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – дочь, Каретников А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – сын, Каретников Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - сын) ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на занимаемое ими жилое помещение. По указанному адресу Каретникова В.В. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года, а Каретников Ю.В., Каретникова Е.Ю., Каретников А.Ю., Каретников Д.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. В последующем Каретникова Е.Ю. после регистрации брака изменила фамилию на «Басовская». Басовская Е.Ю. снялась с регистрации по адресу: <адрес> В, <адрес>, и зарегистрировала свое место проживания по адресу: Украина, <адрес>. Басовская Е.Ю. и Каретников Ю.В. отказались от участия в приватизации, о чем ими поданы нотариально удостоверенные заявления. Ранее истцы не реализовали право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации. Истцы обращались в структурные подразделения МО РФ с просьбой передать предоставленную им квартиру в собственность путем приватизации, однако квартиру им в собственность до настоящего времени так и не передали, в связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Каретникова В.В., Каретников Ю.В., Каретников Д.Ю. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, предоставил письменные возражения.
Представитель третьего лица - ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебном заседании против заявленных требований возражала по предоставленным письменным возражениям.
Третье лицо Каретников Ю.В. в судебном заседании согласился с исковыми требованиями, пояснил, что просит приватизировать квартиру без его участия.
Третье лицо Басовская Е.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица – 1 отдел (город Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения на иск.
Суд, выслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Каретникова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. проходила службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации.
Приказом командира войсковой части 09882 от ДД.ММ.ГГГГ № уволена с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). С ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава части.
В период прохождения действительной военной службы Каретниковой В.В. и совместно проживающими с ней членам семьи (мужу Каретникову Ю.В., дочери Каретниковой Е.ЮДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыну Каретникову А.ЮДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыну Каретникову Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года была предоставлена для проживания трехкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>. По указанному адресу Каретникова В.В. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ года, а Каретников Ю.В., Каретникова Е.Ю., Каретников А.Ю., Каретников Д.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением исполнительного комитета городского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании ходатайства руководства 1998 ОМИС Черноморского флота Российской Федерации и в соответствии с п.6 Положения «О порядке предоставления служебных жилых помещений в Украинской ССР» № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была исключена из числа служебных.
Истцу с составом семьи из четырех человек (Каретников Ю.В. – муж, Каретникова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – дочь, Каретников А.ЮДД.ММ.ГГГГ года рождения, – сын, Каретников Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - сын) ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на занимаемое ими жилое помещение.
Каретникова Е.Ю. после регистрации брака изменила фамилию на «Басовская». Басовская Е.Ю. снялась с регистрации по адресу: <адрес> В, <адрес>, и зарегистрировала свое место проживания по адресу: Украина, <адрес>.
Басовская Е.Ю. и Каретников Ю.В. отказались от участия в приватизации, о чем ими поданы нотариально удостоверенные заявления.
Статья 1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даёт понятие приватизации жилых помещений, которой является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1,2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в котором указано, что, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Статья 11 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепляет, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих » предусмотрено, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1550 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" (вместе с "Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями"), на Департамент имущественных отношений МО РФ России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
Судом установлено, что <адрес> находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности, выданным ДД.ММ.ГГГГ исполкомом Феодосийского городского совета.
Согласно предоставленных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым уведомлений об отсутствии информации относительно прав Каретниковой В.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимости следует, что зарегистрированных прав на недвижимое имущество Каретников А.Ю., Каретников Д.Ю. не имеют.
Следовательно, указанные лица не реализовали право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации.
Истцы обращались в структурные подразделения МО РФ с просьбой передать предоставленную им квартиру в собственность путем приватизации, однако квартиру им в собственность до настоящего времени не передали.
Предусмотренное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Соответствующая правовая позиция была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст. ст. 17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации может быть признано за истцами в судебном порядке, поскольку, имея право на безоплатную приватизацию жилья, они не могут реализовать его по независящим от них причинам.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Каретниковой В.В., которая действует в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Каретникова Д.Ю., Каретникова А.Ю. удовлетворить.
Признать за Каретниковой В.В., Каретниковым Д.Ю., Каретниковым А.Ю. право общей долевой собственности на <адрес> расположенную по адресу: <адрес>В, по 1/3 доли за каждым.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Правительства Российской Федерации на <адрес> расположенную по адресу: <адрес>В.
Настоящее решение является основанием для регистрации права общей долевой собственности Каретниковой В.В., Каретникова Д.Ю., Каретникова А.Ю. на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>В, по 1/3 доле за каждым, и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Д.С. Быстрякова
Копия верна -
Судья
Секретарь