Решение по делу № 2-332/2020 от 23.12.2019

Дело № 58RS8-01-2019-005456-96

           № 2-332/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2020 года                             г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.,

при секретаре Панковой А.Ю.,

с участием прокурора Бойко О.Н.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева А.Г. к Министерству здравоохранения Пензенской области о возмещении убытков, компенсации морального вреда,

установил:

Киреев А.Г. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пензенской области о возмещении убытков, компенсации морального вреда, указав, что является инвалидом 1 группы и имеет право на получение лекарственных препаратов бесплатно. В ноябре 2018 года ему назначено лечение препаратом «капецитабин», выдан рецепт на бесплатное получение препарата в течение года. Лечение заключается в непрерывном приеме препарата в течение года. В мае 2019 года ему было отказано в выдаче препарата ввиду отсутствия препарата. Ответчик признал факт отсутствия препарата при его обращении, мер по обеспечению его лекарственным препаратом ответчик не принял. Поскольку в аптеках г. Пензы этого препарата не было, он был вынужден приобрести препарат в другом регионе (в г. Москве) за свой счет. Его лечение было прервано, опухоль стала увеличиваться, в связи с чем он испытывал физические и нравственные страдания.

Просил взыскать с ответчика стоимость лекарственного препарата «капецитабин» в размере 13000 руб., расходы на проезд в размере 2000 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

В судебном заседании Киреев А.Г. иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что лекарственный препарат «капецитабин» ему был рекомендован в ноябре 2018 года, при обращении в поликлинику по месту жительства ему выдавались рецепты на получение лекарственного препарата «капецитабин» бесплатно в аптеке на ул.Суворова в г.Пензе. Выданного по рецептам бесплатно лекарственного препарата «капецитабин» ему хватило до конца мая 2019 года, в мае 2019 года в поликлинике рецепт на получение лекарственного препарата «капецитабин» бесплатно ему не был выдан со ссылкой на отсутствие лекарственного препарата в аптеках г.Пензы. По вопросу обеспечения лекарственным препаратом «капецитабин» он в устной форме обратился в Министерство здравоохранения Пензенской области, где ему пояснили об отсутствии лекарственного препарата в аптеках г.Пензы без указания возможной даты обеспечения его лекарственным препаратом, в связи с чем он был вынужден приобрести рекомендованный ему врачом лекарственный препарат «капецитабин» в аптеке г.Москвы. 19.06.2019г. в г. Москве он приобрел две упаковки лекарственного препарата «капецитабин» по 120 таблеток в каждой упаковке стоимостью 6500 руб. каждая упаковка. Его расходы на проезд к месту приобретения лекарственного препарата и обратно составили 2000 руб. Приобретенный за свой счет лекарственный препарат «капецитабин» он начал принимать с 20.06.2019г. В начале июля 2019 года терапевт из поликлиники по месту жительства уведомил его о возможности получения рецепта на получение лекарственного препарата «капецитабин» бесплатно. После назначения ему лекарственного препарата «капецитабин» он принимал препарат по 9 таблеток в день по схеме лечения: две недели приема препарата, одна неделя – перерыв. Его лечащий врач К.Л. при назначении ему лекарственного препарата «капецитабин» не разъяснила ему, что ему следует принимать по 8 таблеток в день, также К.Л. при его обращении в связи с необеспечением его лекарственным препаратом «капецитабин» бесплатно в июне 2019 года не разъяснила ему о возможности прекращения приема лекарственного препарата. Действиями (бездействием) Министерства здравоохранения Пензенской области ему причинен моральный вред, он является инвалидом 1 группы, страдает заболеванием кишечника, при поездке в г.Москву и обратно с целью приобретения лекарственного препарата «капецитабин» он вынужден был претерпевать определенные трудности, испытывать боль и лишения, в связи с необеспечением его лекарственным препаратом «капецитабин» у него были опасения за свое здоровье, в связи с тем, что у него был перерыв в приеме лекарственного препарата «капецитабин» его состояние здоровья ухудшилось, что подтверждается результатами КТ-исследований.

Представитель Министерства здравоохранения Пензенской области Гришин В.И. в судебном заседании выразил несогласие с иском, указав, что лекарственное обеспечение граждан осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2019г. № 628 норматив финансовых затрат на 2019 год составляет 860,60 руб. Обеспечение граждан лекарственными препаратами производится за счет средств федерального бюджета в рамках оказания государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г.                            № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и осуществляется на основании заявок, сформированных медицинскими организациями в рамках финансирования, поступающего из федерального бюджета. Все заявки медицинских организаций исполнены. Лечебные учреждения получают лекарственные препараты по ходатайствам при наличии возможности перераспределения лекарственных препаратов. Заявка                ГБУЗ «Городская поликлиника» на препарат «капецитабин» на 2019 год была в количестве 154 упаковки, фактически указанное учреждение получило 437 упаковок данного препарата. При отсутствии возможности перераспределения по федеральной льготе учреждениями здравоохранения должны приниматься меры по обеспечению граждан лекарственными препаратами в рамках постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. №890 за счет средств регионального бюджета в рамках финансирования, закупки лекарственных препаратов за счет средств регионального бюджета лечебными учреждениями осуществляются самостоятельно. За период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года Киреев А.Г. обеспечивался лекарственным препаратом «капецитабин» за счет средств бюджетов двух уровней: федерального и регионального. За счет средств регионального бюджета Киреев А.Г. обеспечен 3 упаковками лекарственного препарата «капецитабин», а именно: 19.12.2018г., 22.01.2019г., 06.02.2019г., за счет средств федерального бюджета 13 упаковками, а именно: 04.03.2019г., 21.03.2019г., 19.04.20190г., 26.04.2019г., 11.07.2019г., 29.07.2019г., 03.08.2019г., 23.08.2019г., 24.09.2019г., 18.10.2019г., 23.11.2019г. Исходя из рекомендованной Кирееву А.Г. лечащим врачом схемы лечения и дозы лекарственного препарата у Киреева А.Г. был перерыв в приеме лекарственного препарата с 26.06.2019г. по 01.07.2019г. В справке от 29.05.2019г. в рекомендациях лечащего врача отсутствует назначение Кирееву А.Г. лекарственного препарата «капецитабин». Аукционы на лекарственный препарат «капецитабин» на 2019 год по заявкам учреждений здравоохранения организовывались в соответствии с действующим законодательством. Министерство здравоохранения Пензенской области является ненадлежащим ответчиком.

Представители третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника» Привалова Д.О. и Акжигитова А.А. в судебном заседании оставили иск на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника» Акжигитова А.А. в судебном заседании пояснила, что пациент должен самостоятельно отслеживать даты, в которые ему следует обращаться в лечебное учреждение с целью получения рецепта на бесплатное обеспечение рекомендованным лечащим врачом лекарственным препаратом. В период с декабря 2018 года по июнь 2019 года                   Киреев А.Г. обеспечивался лекарственным препаратом «капецитабин» за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета и получил 8 упаковок. За счет средств регионального бюджета Киреев А.Г. обеспечен 4 упаковками лекарственного препарата «капецитабин», а именно: 19.12.2018г. – выписан рецепт, 20.12.2018г. – получен препарат, 25.12.2018г. – выписан рецепт, 27.12.2018г. – получен препарат, 22.01.2019г. – выписан рецепт, 24.01.2019г. – получен препарат, 06.02.2019г. – выписан рецепт, 07.02.2019г. – получен препарат. За счет средств федерального бюджета Киреев А.Г. обеспечен 13 упаковками указанного лекарственного препарата, а именно: 28.02.2019г. – выписан рецепт, 04.03.2019г. – получен препарат, 18.03.2019г. – выписан рецепт, 21.03.2019г. – получен препарат, 17.04.2019г. – выписан рецепт, 19.04.20190г. – получен препарат, 24.04.2019г. – выписан рецепт, 26.04.2019г. – получен препарат, 08.07.2019г. – выписан рецепт, 11.07.2019г. и 29.07.2019г. – получен препарат (2 упаковки), 30.07.2019г. – выписан рецепт, 03.08.2019г. – получен препарат, 22.08.2019г. – выписан рецепт, 23.08.2019г. – получен препарат, 23.09.2019г. – выписан рецепт, 24.09.2019г. – получен препарат, 17.10.2019г. – выписан рецепт, 18.10.2019г. – получен препарат (2 упаковки), 19.11.2019г. - выписан рецепт, 23.11.2019г. – получен препарат (2 упаковки). Лечащим врачом Кирееву А.Г. рекомендован прием лекарственного препарата «капецитабин» 2000 мг 2 раза в сутки с 1 по 14 день с перерывом 7 дней. С 19.12.2018г по 19.06.2019г. исходя из первого дня лечения – 20.12.2018г. и рекомендованных схемы и дозы приема Кирееву А.Г. необходимо было для приема 8 упаковок данного лекарственного препарата (9 курсов, 126 дней х 8 таблеток = 1008 таблеток), за указанный период Киреев А.Г. был обеспечен лекарственным препаратом «капецитабин» 500 мг № 120 в количестве 8 упаковок. 19.06.2019г. является 14 днем приема лекарственного препарата, 7-дневный перерыв по 26.06.2019г., следующий прием лекарственного препарата с 27.06.2019г. по 10.07.2019г., дата выписки рецепта – 08.07.2019г.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Киреев А.Г. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию.

Как следует из справки ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» от 27.11.2018г., Кирееву А.Г. выставлен диагноз: Данные изъяты

27.11.2018г. врачом ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» Кирееву А.Г. рекомендовано получение по ДЛО лекарственного препарата «капецитабин» 500 мг № 120, 200 мг р/ос х 2 раза в день с 1 по 14 день, перерыв 7 дней.

Киреев А.Г. обеспечивался лекарственным препаратом «капецитабин» за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета.

За счет средств регионального бюджета Киреев А.Г. обеспечен 4 упаковками лекарственного препарата «капецитабин», а именно: 19.12.2018г. – выписан рецепт, 20.12.2018г. – получен препарат, 25.12.2018г. – выписан рецепт, 27.12.2018г. – получен препарат, 22.01.2019г. – выписан рецепт, 24.01.2019г. – получен препарат, 06.02.2019г. – выписан рецепт, 07.02.2019г. – получен препарат.

За счет средств федерального бюджета Киреев А.Г. обеспечен 13 упаковками лекарственного препарата «капецитабин», а именно: 28.02.2019г. – выписан рецепт, 04.03.2019г. – получен препарат, 18.03.2019г. – выписан рецепт, 21.03.2019г. – получен препарат, 17.04.2019г. – выписан рецепт, 19.04.20190г. – получен препарат, 24.04.2019г. – выписан рецепт, 26.04.2019г. – получен препарат, 08.07.2019г. – выписан рецепт, 11.07.2019г. и 29.07.2019г. – получен препарат (2 упаковки), 30.07.2019г.– выписан рецепт, 03.08.2019г. – получен препарат, 22.08.2019г. – выписан рецепт, 23.08.2019г. – получен препарат, 23.09.2019г. – выписан рецепт, 24.09.2019г. – получен препарат, 17.10.2019г. – выписан рецепт, 18.10.2019г. – получен препарат (2 упаковки), 19.11.2019г.- выписан рецепт, 23.11.2019г. – получен препарат (2 упаковки).

Таким образом, в период с декабря 2018 год по июнь 2019 года Киреев А.Г. был обеспечен лекарственным препаратом «капецитабин» за счет средств бюджетов двух уровней: регионального и федерального в количестве 8 упаковок.

Лечащим врачом Кирееву А.Г. рекомендован прием лекарственного препарата «капецитабин» 2000 мг 2 раза в сутки с 1 по 14 день с перерывом 7 дней.

С 19.12.2018г по 19.06.2019г. исходя из первого дня лечения–20.12.2018г. и рекомендованных схемы и дозы Кирееву А.Г. необходимо было для приема 8 упаковок препарата (9 курсов, 126 дней х 8 таблеток = 1008 таблеток). 19.06.2019г. - 14 день приема лекарственного препарата, далее следует 7-дневный перерыв по 26.06.2019г., следующий прием лекарственного препарата с 27.06.2019г. по 10.07.2019г. Лечебным учреждением Кирееву А.Г. рецепт на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом выдан 08.07.2019г., лекарственный препарат получен Киреевым А.Г. 11.07.2019г.

30.07.2019г. Территориальным органом Росздравнадзора по Пензенской области в адрес Министерства здравоохранения Пензенской области по результатам рассмотрения обращения Киреева А.Г. вынесено предостережение о недопустимости нарушения п. 1 ст. 4, п 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1, п. 8                ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приложения № 1 постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890.

Специалист К.Л. – врач-онколог диспансерного отделения ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» в судебном заседании пояснила, что является лечащим врачом Киреева А.Г. с ноября 2018 года. Кирееву А.Г. назначен лекарственный препарат «капецитабин», выдана соответствующая справка на срок 1 год, до декабря 2019 года. Схема приема Киреевым А.Г. лекарственного препарата «капецитабин»: 8 таблеток в день, 2 недели приема препарата и 1 неделя перерыв.                   Киреев А.Г. принимал лекарственный препарат с декабря 2018 года. В 2017 году Кирееву А.Г. была сделана операция, после которой была назначена лучевая химиотерапия. На фоне химиотерапии у Киреева А.Г. возникли осложнения, химиотерапия была отменена, Киреев А.Г. был переведен на поддерживающую терапию. В июле 2018 года у Киреева А.Г. были обнаружены изменения в легких, ему было назначено 6 курсов химиотерапии. После проведенного лечения и контрольного обследования была установлена частичная регрессия, Киреев А.Г. был переведен на поддерживающую терапию с применением лекарственного препарата «капецитабин». Курс лечения указанным препаратом составляет 6 месяцев, затем возможны химиотерапевтические каникулы (перерыв) либо продолжение лечения. Врачи стараются продолжить лечение пациентов. В процессе лечения у пациентов может снижаться резистентность, но                   Киреев А.Г. был стабилен. В том случае, если у пациента наблюдаются какие-либо отклонения, допускается перерыв в приеме лекарственного препарата на 2-3 недели, лечение откладывается до нормализации процессов. В мае 2019 года было проведено обследование Киреева А.Г., установлено, что новых очагов заболевания не образовалось, а в старых очагах заболевания имеется увеличение не более 10%, что не является ухудшением состояния пациента. Ею было принято решение о продолжении Киреевым А.Г. приема лекарственного препарата «капецитабин». На момент перерыва в приеме лекарственного препарата «капецитабин» Киреев А.Г. принимал этот препарат в течение 6 месяцев (с декабря 2018 года по май 2019 года) и прием лекарственного препарата «капецитабин» Кирееву А.Г. можно было отменить, перерыв в приеме данного лекарственного препарата в 1 месяц при таких условиях не может отразиться на здоровье пациента и в данном случае на здоровье                 Киреева А.Г. не отразился. Если бы ей было известно об отсутствии в аптеках г. Пензы лекарственного препарата «капецитабин», то она перевела бы Киреева А.Г. под наблюдение. С декабря 2019 года               Киреев А.Г. находится на лечении в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» в условиях дневного стационара и обеспечивается двумя лекарственными препаратами «капецитабин» и «авастин», поскольку в настоящее время лекарственный препарат «капецитабин» входит в состав комбинированной схемы, Киреев А.Г. получает оба лекарственных препарата бесплатно за счет средств ОМС в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер».

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011г.                    № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к числу основных принципов охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г.              № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст. 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011г.                   № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999г.                     № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011г.                           № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В силу п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г.                 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890, в графе «Группы населения» предусмотрены инвалиды 1 группы, в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения»- все лекарственные средства, в графе «Категории заболеваний» указаны онкологические заболевания, в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в разделе III и разделе V которой указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания при новообразованиях. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на обеспечение лекарственными препаратами. Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Пензенской области от 28.12.2018г. №735-пП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которая разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 1506. В силу п. 2.2 указанной Программы граждане имеют право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания при новообразованиях. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Программой. В перечень и объем видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области в 2019 году, входит обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890, Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 2738-р, и п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно п.п. 2.1, 2.3, 2.4, 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями.

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

В п. 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013г. № 30-пП, предусмотрено, что Министерство в рамках своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере охраны здоровья:

защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1        ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Пензенской области в их системной взаимосвязи следует, что здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь. Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п.п. 2.1 - 2.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу п. 2.7 указанного Порядка, должно осуществляться бесперебойно. Право инвалида на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Суд признает, что Министерством здравоохранения Пензенской области были нарушены социальные права Киреева А.Г., являющегося инвалидом 1 группы, страдающего онкологическим заболеванием, и имеющего право на обеспечение лекарственными препаратами бесплатно.

В результате того, что Министерством здравоохранения Пензенской области не были приняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения Киреева А.Г. рекомендованным ему лечащим врачом лекарственным препаратом «капецитабин», Киреев А.Г. был лишен возможности реализовать предоставленное ему законом право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями, вследствие чего был вынужден приобрести этот лекарственный препарат за счет собственных средств.

Судом установлено, что Киреев А.Г. не был обеспечен лекарственным препаратом «капецитабин» по состоянию на 27.06.2019г. – на дату начала последующего лечебного курса исходя их схемы приема препарата и дозы, рекомендованных Кирееву А.Г. лечащим врачом. Лечебным учреждением очередной рецепт на обеспечение Киреева А.Г. лекарственным препаратом бесплатно выписан Кирееву А.Г. 08.07.2019г., по которому Киреев А.Г. получил лекарственный препарат 11.07.2019г.

Довод Киреева А.Г. о том, что он принимал в день по 9 таблеток лекарственного препарата «капецитабин», не может быть принят судом во внимание, как противоречащий назначению лечащего врача.

Ссылка представителя Министерства здравоохранения Пензенской области Гришина В.И. на то, что в справке от 29.05.2019г. в рекомендациях лечащего врача отсутствует назначение Кирееву А.Г. лекарственного препарата «капецитабин», несостоятельна. Лекарственный препарат «капецитабин» лечащим врачом рекомендован Кирееву А.Г. в ноябре 2018 года, в справке от 29.05.2019г. Кирееву А.Г. рекомендовано продолжить МХТ (медикаментозную химиотерапию). Допрошенная в судебном заседании К.Л. - лечащий врач Киреева А.Г. подтвердила факт назначения Кирееву А.Г. в ноябре 2018 года на срок 1 год лекарственного препарата «капецитабин». В ходе судебного разбирательства установлено, что назначенный Кирееву А.Г. лекарственный препарат «капецитабин» лечащим врачом не отменялся.

Министерство здравоохранения Пензенской области в нарушение требований действующего законодательства не обеспечило                    Киреева А.Г., имеющего право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, рекомендованным лечащим врачом лекарственным средством на бесплатной основе на один курс лечения, что привело к необходимости приобретения Киреевым А.Г. лекарственного препарата за счет собственных средств, в связи с чем потраченные Киреевым А.Г. средства на приобретение одной упаковки лекарственного препарата «капецитабин» в размере 6500 руб., должны быть возмещены Кирееву А.Г.

Также подлежат возмещению Кирееву А.Г. и расходы на проезд из г.Пензы в г.Москву и обратно с целью приобретения лекарственного препарата «капецитабин» в размере 2000 руб.

Расходы Киреева А.Г. на приобретение лекарственного препарата и транспортные расходы подтверждены документально (товарным и кассовым чеками, билетами).

В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В ст. 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с п. 3 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что Киреев А.Г., являющийся инвалидом 1 группы, страдающий онкологическим заболеванием, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в установленном действующим законодательством порядке не был обеспечен необходимым ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом «капецитабин», назначенным ему лечащим врачом, бесплатно, в связи с чем испытывал нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своих жизни и здоровья, возможного наступления отрицательных последствий из-за несвоевременного приема лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ему по жизненным показаниям.

Довод Киреева А.Г. о том, что по причине перерыва в приеме лекарственного препарата «капецитабин» его состояние здоровья ухудшилось, ничем объективно не подтвержден. КТ-исследования сами по себе указанное обстоятельство не подтверждают. В судебном заседании К.Л., являющаяся лечащим врачом Киреева А.Г., пояснила, что перерыв в приеме лекарственного препарат «капецитабин» на здоровье Киреева А.Г. не отразился.

С учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины Министерства здравоохранения Пензенской области, характера и степени нравственных страданий Киреева А.Г., связанных с его индивидуальными особенностями, а также требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в 5000 руб.

Вопреки ст. 56 ГПК РФ Министерством здравоохранения Пензенской области не представлены доказательства отсутствия вины Министерства здравоохранения Пензенской области в причинении материального вреда и морального вреда Кирееву А.Г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Киреева А.Г. к Министерству здравоохранения Пензенской области о возмещении убытков, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Пензенской области в пользу Киреева А.Г. расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 6500 руб., расходы на проезд с целью приобретения лекарственного препарата в размере 2000 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме внесено 23.04.2020г.

Судья                                                                                С.А. Миллер

2-332/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Киреев Александр Геннадьевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
Другие
Министерство финансов Пензенской области
ГБУЗ "Областной онкологический диспансер"
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Миллер Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Подготовка дела (собеседование)
14.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
12.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
16.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее