Дело №2-4380/2024
УИД 55RS0007-01-2024-006665-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 14 ноября 2024 года
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рерих Ю.С., при секретаре судебного заседания Пировой Я.О., с участием представителей истца Тымченюк Т.И. и Вижеватовой Ю.Г., представителя ответчика Каленник О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляевой Елены Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ периодов трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Гуляева Е.Ю. обратилась в суд с иском, в котором сослалась на следующее.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее по тексту – ОСФР по Омской области) по ее заявлению от 25.04.2021 отказало в установлении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального страхового стажа.
С указанным решением истец не согласна, полагает, что ОСФР по Омской области не обоснованно не включило в ее страж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не включило периоды ее работы:
- с 01.04.1987 по 09.09.1987 в качестве медицинской сестры поликлиники, заведующей ФАП Железинской ЦРБ с. Кузьмино в льготном исчислении как 1 год за 1 год и три месяца;
- с 17.06.2010 по 30.06.2010 в МУЗ «Омская ЦРБ» в льготном исчислении как 1 год за 1 год три месяца;
- с 21.10.2004 по 31.12.2004 в КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»;
- с 10.04.2020 по 30.04.2020 в БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №2».
Кроме того, полагает, что необоснованно не включены в страховой стаж периоды работы:
- с 12.10.1987 по 05.11.1991 в качестве фельдшера тракторосборочного цеха ПО «Павлодарский тракторный завод им. В.И. Ленина»;
- с 13.03.1992 по 28.02.1994 в качестве штукатура маляра общественной организации молодежного жилого комплекса;
- с 02.03.1994 по 09.06.1995 в качестве фельдшера чугунолитейного цеха;
- с 10.09.1995 по 01.01.1996 в качестве фельдшера АО «Сталь»;
- с 01.01.1996 по 09.10.1998 в качестве фельдшера сталелитейного цеха АО «Литейно-кузнечного завода»;
- с 17.07.2001 по 30.06.2002 в качестве фельдшера ТОО фирма «Гортранс»;
- с 02.07.2002 по 15.03.2004 в качестве фельдшера ПФ ТОО «Кастинг»;
- с 10.04.2020 по 30.04.2020 в БУЗОО «БСМП №2» период неоплаты;
- периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- период обучения с 1983 по 1987 г.г. в Павлодарском медицинском училище.
Просит суд признать незаконным решение ОСФР по Омской области №151164/21 от 03.08.2021г.; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды:
- период обучения в Павлодарском медицинском училище с 1983 по 1987 года;
- с 01.04.1987 по 09.09.1987 в качестве медицинской сестры поликлиники, заведующей ФАП Железинской ЦРБ с. Кузьмино в льготном исчислении как 1 год за 1 год три месяца;
- с 17.06.2010 по 30.06.2010 в МУЗ «Омская ЦРБ» в льготном исчислении как 1 год за 1 год три месяца;
- с 21.10.2004 по 31.12.2004 в КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»;
- с 10.04.2020 по 30.04.2020 в БУЗОО «ГКБСМП №2».
Кроме того, просит обязать ОСФР по Омской области включить ей в страховой стаж периоды:
- с 12.10.1987 по 05.11.1991 в качестве фельдшера тракторосборочного цеха ПО «Павлодарский тракторный завод им. В.И. Ленина»;
- отпуска по уходу за детьми с 07.06.1988 по 12.04.1989, с 04.01.1990 по 09.11.1990, с 10.11.1990 по 10.05.1991;
- с 13.03.1992 по 28.02.1994 в качестве штукатура маляра общественной организации молодежного жилого комплекса;
- с 02.03.1994 по 09.06.1995 в качестве фельдшера чугунолитейного цеха;
- с 10.09.1995 по 01.01.1996 в качестве фельдшера АО «Сталь»;
- с 01.01.1996 по 09.10.1998 в качестве фельдшера сталелитейного цеха АО «Литейно-кузнечного завода»;
- с 10.01.1999 по 27.07.1999 получение пособия по безработице в центре занятости;
- 17.07.2001 по 30.06.2002 в качестве фельдшера ПФ ТОО «Кастинг»;
- с 10.04.2020 по 30.04.2020 в БУЗОО ГК «БСМП №2».
В последующем исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение ОСФР по Омской области №151164/21 от 03.08.2021; обязать ОСФР по Омской области включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- период обучения в Павлодарском медицинском училище с 1983 по 1987 годы;
- период работы с 01.04.1987 по 09.09.1987 в качестве медицинской сестры поликлиники, заведующей ФАП Железинской ЦРБ с. Кузьмино в льготном исчислении как 1 год за 1 год три месяца;
- период работы с 21.10.2004 по 31.12.2004 в КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»;
- периоды работы с 25.10.2010 по 20.12.2010, с 02.03.2015 по 31.03.2015, с 01.04.2020 по 04.04.2020, с 11.02.2020 по 03.03.2020 в БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №2»;
Обязать ОСФР по Омской области включить в страховой стаж:
- период работы с 12.10.1987 по 05.11.1991 в качестве фельдшера тракторосборочного цеха ПО «Павлодарский тракторный завод им. В.И. Ленина»;
- периоды нахождения в декретном отпуске с 07.06.1988 по 12.04.1989 и с 04.01.1990 по 10.05.1991;
- период работы с 13.03.1992 по 28.02.1994 в качестве штукатура маляра общественной организации молодежного комплекса;
- период работы с 02.03.1994 по 09.06.1995 в качестве фельдшера чугунолитейного цеха;
- период работы с 10.09.1995 по 01.01.1996 в качестве фельдшера АО «Сталь»;
- период работы с 01.01.1996 по 09.10.1998 в качестве фельдшера сталелитейного цеха АО «Литейно-кузнечного завода»;
- период безработицы с 10.01.1999 по 27.07.1999;
- период работы с 17.07.2001 по 30.06.2002 в качестве фельдшера ТОО фирма «Гортранс»;
- период работы с 02.07.2002 по 15.03.2004 в качестве фельдшера ПФ ТОО «Кастинг»;
- период безработицы с 11.01.2010 по 25.05.2010 (л.д. 1-11 том дела 2).
В судебном заседании истец Гуляева Е.Ю. участия не принимала, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца – по доверенности Вижеватова Ю.Г. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Требования в части возложения обязанности на ОСФР по Омской области по включению в специальный стаж истца периода ее работы с 01.04.2020 по 04.04.2020 в БУЗОО «БСМП №2», а также в страховой стаж периода работы с 12.10.1987 по 05.11.1991 не поддержала.
Представитель ответчика – по доверенности Каленник О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагала, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
С учетом надлежащего извещения истца, мнения участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив доводы истца, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ), целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ по общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим прав на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ назначается не ранее сроков, указанных в Приложении №7 к Федеральному закону №400-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.
Как следует из материалов дела, 22.04.2021 истец Гуляева Е.Ю. обратилась в УПФР Октябрьского АО г. Омска с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Решением №151164/21 от 03.08.2021 в установлении страховой пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Специальный стаж истца по представленным документам по состоянию на 25.04.2021 составлял: 15 лет 5 месяцев 16 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 45,519.
При подсчете специального стажа лечебной деятельности зачтены все периоды работы, имеющиеся в выписке из индивидуального лицевого счета Гуляевой Е.Ю.:
- в календарном исчислении с 01.01.2005 по 30.12.2009 в УОО «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония», с 05.10.2010 по 31.12.2020 в БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №2»;
- в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца: с 01.07.2010 по 27.07.2010, с 31.07.2010 по 22.09.2010 в МУЗ «Омская ЦРБ».
Не включены в специальный стаж периоды неоплаты, нахождения в административном отпуске, иные периоды, указанные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица без кода льготы, в частности периоды с 10.04.2020 по 30.04.2020, с 28.07.2010 по 30.07.2010, с 17.06.2010 по 30.06.2010, с 21.10.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2021по 24.04.2021.
Также не приняты к зачету в специальный стаж истца периоды ее работы с 01.04.1987 по 09.09.1987, с 12.10.1987 по 05.11.1991, с 02.03.1994 по 09.06.1995, с 01.01.1996 по 09.10.1998, с 02.07.2002 по 15.03.2004, поскольку льготный характер в указанные периоды компетентным органом республики Казахстан не был подтвержден, соответствующие документы не представлены.
Кроме того, в страховой стаж истца не были включены периоды работы истца с 13.03.1992 по 28.021994; с 02.03.1994 по 09.06.1995, с 10.09.1995 по 01.01.1996, с 17.07.2001 по 30.06.2002, с 02.07.2002 по 15.03.2004; с 10.04.2020 по 30.04.2020, с 28.07.2010 по 30.07.2010 (л.д. 67-70 том дела 1).
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с указанным иском, представив в обоснование своих требований: трудовую книжку, архивные справки, документы об образовании.
Согласно представленному истцом диплому серии КТ №142349 от 02.03.1987г. истец Гуляева Е.Ю. в 1983 году поступила в Павлодарское медицинское училище и в 1987 году окончила его по специальности фельдшер (л.д. 43 том дела 1).
Помимо документа об образовании, в материалы дела представлена архивная справка №1-10/11-164 от 26.08.2022 КГП ПХВ «Павлодарский медицинский высший колледж» управления здравоохранения Павлодарской области Акимата Павлодарской области, согласно которой истец Гуляева Е.ю. обучалась в Павлодарском медицинском училище на дневном (очном) отделении в период с 1983 по 1987 года по специальности «фельдшер». Приказ о зачислении №94-У от 23.08.1983; приказ об отчислении №41-У от 02.03.1987г. (л.д. 42 том дела 1).
Согласно представленной истцом трудовой книжки серии № от 01.04.1987 г. истец в период с 1983 по 02.03.1987 г. проходила обучение в Павлодарском медицинском училище;
01.04.1987 истец принята в Железинскую ЦРБ временно на должность медицинской сестры (приказ №101-л от 01.04.1987);
04.04.1987 истец переведена на должность заведующей ФАПом с. Кузьмино Башмачинского сельского совета (приказ №111-л от 04.05.1987);
09.09.1987 истец освобождена от занимаемой должности (приказ №156-л от 08.09.1987);
12.10.1987 истец принята фельдшером в тракторосборочный цех Производственного объединении Павлодарский тракторный завод им. В.И. Ленина (распоряжение №3487 от 09.10.1987);
06.07.1989 – переведена фельдшером в железнодорожный цех (распоряжение №2810 от 06.07.1989);
05.11.1991 – уволена в связи с переводом в МЖКА (распоряжение №4846 от 05.11.1991);
11.11.1991 истец принята переводом в Общественную организацию молодежного жилищного комплекса «Москат» на должность штукатур-маляр (приказ №2-07/27 от 11.11.1991);
12.11.1991 переведена в хозрасчетное подразделение «Участок» оМО МЖК» (приказ №1932/1-10 от 12.11.1991);
28.02.1994 истец уволена в связи с переводом в ЧЛЦ ГК «Павлодарстройторг» (приказ №82 от 28.02.1994);
02.03.1994 истец принята фельдшером в чугунолитейный цех в порядке перевода ГК «Павлодарстройторг» (приказ №77 от 01.031994);
09.06.1995 истец уволена переводом в АО «Сталь» (распоряжение №565 от 12.06.1995);
в период с 10.09.1995 по 01.01.1996 истец работала на должности фельдшера в АО «Сталь»;
в период с 01.01.1996 по 09.10.1998 истец работала фельдшером сталелитейного цеха АО «Литейно-кузнечного завода»;
в период с 17.07.2001 по 30.06.2002 истец работала фельдшером спец.медслужбы ТОО фирма «Гортранс»;
в период с 02.07.2002 по 15.03.2004 – фельдшером в ТОО «Кастинг»;
в период с 21.10.2004 по 30.12.2008 истец работала в должности фельдшера ГУ «Социально-реабилитированный Центр для несовершеннолетних»;
в период с 17.06.2010 по 22.09.2010 истец работала фельдшером – заведующей Ульяновским ФАП БУЗОО «Омская ЦРБ»;
05.10.2011 истец принята в МУЗ «ГКБСМП №2» на должность медицинской сестры (кабинета доврачебного приема);
01.12.2011 переведена в отделение функциональной диагностики на должность медицинской сестры;
На основании распоряжения Правительства Омской области от 02.11.2012 г. и распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 27.12.2011 г. МУЗ ГКБСМП №2 с 11.01.2012 переименовано в БУЗОО «ГК БСМП №2»;
01.02.2014 истец переведена в отделение ультразвуковой и функциональной диагностики на должность медицинской сестры, где работает по настоящее время (л.д. 51-65 том дела 1).
Помимо трудовой книжки, в подтверждение стажа на территории Республики Казахстан истцом в материалы дела представлена архивная справка от 18.06.2021 №7-18/3-01/Г-161 о трудовом, льготном стаже и заработной плате истца Гуляевой (в девичестве Курмей) Е.Ю., согласно которой истец 12.10.1987 принята фельдшером в тракторосборочный цех производственного объединения «Павлодарский тракторный завод им. В.И. Ленина»; 06.07.1989 г. переведена в железнодорожный цех фельдшером; уволена 05.11.1991 в связи с переводом. Представлены сведения о получаемой истцом в период с октября 1987 года по октябрь 1989 года.
Распоряжением от 18.05.1988 г. №1363 истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 07.06.1988 по 12.04.1989г.
Распоряжением от 23.01.1990 №213 истцу вновь предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 04.01.1990 по 09.11.1990г.
Распоряжением от 20.11.1990 №2553 истцу предоставлен частично оплачиваемый отпуск с 10.11.1990 по 19.05.1991 до достижения ее ребенком возраста полутора лет.
02.03.1994 истец зачислена переводом в цех ЧЛЦ фельдшером; 09.06.1995 истец уволена в связи с переводом.
10.06.1995 истец принята на должность фельдшера в АО «Сталь»; с 01.01.1996 в связи с ликвидацией АО «Сталь» истец зачислена на работу в СлЦ-1 фельдшером; уволена с 09.10.1998.
Также в указанной справке отражена заработная плата, начисляемая истцу в период с марта 1994 по октябрь 1998 г. (л.д. 74-76, 77-78, 79-80 том дела 1).
Согласно архивной справке от 02.09.2020 №7-17/4/3-15/Г-1, выданной КГУ «Государственный архив Павлодарской области» Управления культуры, развития языков и архивного дела Павлодарской области» Акимата Павлодарской области Железинский отдел, приказом от 01.04.1987 №101-л Гуляева Е.Ю. принята в штат Железинской ЦРБ сроком на один месяц с 01.04.1987 в качестве медсестры Ц.Л.С. и разрешении ночных дежурств на пункте скорой помощи на 0,5 ставки. Приказом от 04.05.1987 №111-л истец Гуляева Е.Ю. переведена с 04.05.1987 на должность фельдшера - заведующей ФАПом с. Кузьмино Башмачинского с/Совета. Приказом от 10.09.1987 №156-л Гуляева Е.Ю. освобождена от занимаемой должности в связи с переменой места жительства по семейному положению (л.д. 81 том дела 1).
В подтверждение периода работы с 05.11.1991 по 28.02.1994 истцом в материалы дела представлена архивная справка №135 от 07.12.2022, согласно которой истец в указанный период работала в хозрасчетном подразделении «Участок ОМО МЖК» (л.д. 83 том 1).
Согласно справке от 08.11.2010 г., выданной истцу заместителем руководителя отдела занятости и социальных программ г. Павлодара, истец Гуляева Е.Ю. в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «о занятости населения» от 15 декабря 1990 №413-XII, состояла на учете в качестве безработного, обратившегося в поисках работы в следующие периоды: с 10.01.1999 по 27.07.1999; получала пособие по безработице в 1999 году за январь 1707 тенге, февраль – 2310 тенге и март – 2310 тегне; с 02.07.2001 по 11.07.2001 и с 01.06.2004 по 10.06.2004.
В указанной справке дополнительно отражено, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» от 30 декабря 1998 года, пособие по безработице не назначается с 1 апреля 1999 года (л.д. 86-87 том дела 1).
В подтверждение периода работы с 17.07.2001 по 30.06.2002 в качестве фельдшера здравпункта ТОО фирмы «ГОРТРАНС» в материалы дела представлена соответствующая архивная справка №87 от 23.12.2022, выданная ТОО фирма «ГОРТРАНС» (л.д. 82 том дела 1).
Согласно справке №59 от 17.08.2022, выданной ПФ ТОО «Кастинг» Республики Казахстан, истец Гуляева Е.Ю. работала в указанной организации с 02.07.2002 по 15.03.2004 в должности фельдшера здравпункта; отражены сведения о получаемой в указанный период заработной плате (л.д. 84, 85 том дела 1).
АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан по запросу истца представил сведения о том, что на ее индивидуальный пенсионный счет в период с 17.08.2001 по 15.04.2004 перечислены обязательные пенсионные взносы, представлена соответствующая таблица уплаты таких взносов (л.д. 20-21, 24-25 том дела 1).
Помимо вышеуказанных документов в материалы дела представлен формуляр «О стаже работы», представленный АО «Единый накопительный фонд» Павлодарского областного филиала Республики Казахстан, в котором подтвержден стаж работы истца на территории республики Казахстан: с июля 2001 по март 2004 года (л.д. 22 том дела 1).
Согласно справке КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» от 20.06.2024 Гуляева Е.Ю. 21.10.2004 была принята на работы в ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 21.10.2004 на должность фельдшера. Уволена 30.12.2009 в связи с сокращением штата сотрудников (л.д. 44 том дела 1).
В подтверждение вышеуказанного периода работы истца в ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в материалы дела представлены приказы №302 от 25.10.2004 о приеме на работу и №802/л от 29.12.2009 - о расторжении трудового договора с истцом (л.д. 47, 48 том дела 1).
Также представлена архивная справка о переименовании ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в период с 19.04.1994 по 07.12.2012г (л.д. 45-46 том дела 1).
В подтверждение периода безработицы с 11.01.2010 по 25.05.2010 истцом в материалы дела представлена справка от 31.05.2010ГУ ГСЗН Омской области БУОО «Центр занятости населения Октябрьского АО г. Омска», согласно которой истец Гуляева Е.Ю. с 11.01.2010 была зарегистрирована в указанном учреждении в качестве безработной, ей в период с 31.03.2010 по 25.05.2010 производилась выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
Из представленного договора №162 о профессиональном обучении гражданина по направлению центра занятости от 26.03.2010, истец проходила повышение квалификации по направлению центра занятости в учебном заведении – БОУ Омской области «Центр – училище повышения квалификации работников здравоохранения» сроком 288 часов с 29.03.2010 по 25.05.2010. В указанный период Центр занятости оплачивал расходы, связанные с обучением истца, а также выплачивал истцу стипендию ежемесячно (л.д. 36, 37, 38-39 том дела 1).
В подтверждение периодов работы и льготного характера работы истца в БУЗОО «ГК БСМП №2» в материалы дела представлена справка №18, уточняющая условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», подтверждающая занятость в соответствии с постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. Согласно указанной справке Гуляева Е.Ю. полный рабочий день работает в БУЗОО «ГК БСМП №2» с 05.10.2010 в должности медицинская сестра кабинета доврачебного приема в структурном подразделении – поликлиника; с 01.12.2011 в должности медицинская сестра в структурном подразделении – отделение функциональной диагностики; с 01.02.2014 в должности медицинская сестра в структурном подразделении – отделение ультразвуковой и функциональной диагностики; с 01.09.23 в должности медицинская сестра по функциональной диагностики в структурном подразделении - отделение ультразвуковой и функциональной диагностики. Отпусков без сохранения заработной платы не имелось; имелись периоды профессионального обучения, предусмотренные постановлением от 04.03.2021 №322 с сохранением заработной платы и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: с 25.10.2010 по 20.12.2010, с 02.03.2015 по 06.04.2015, с 11.02.2020 по 03.03.2020. с 11.05.2021 по 14.05.2021 и с 04.02.2022 по 08.02.2022 (л.д. 49-50 том дела 1).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы и обучения истца подтверждены.
Разрешая заявленные истцом требования в части включения ей в страховой стаж периодов работы: с 12.10.1987 по 05.11.1991, с 13.03.1992 по 28.02.1994, с 02.03.1994 по 09.06.1995, с 10.09.1995 по 01.01.1996, с 01.01.1996 по 09.10.1998, с 17.07.2001 по 30.06.2002, с 02.07.2002 по 15.03.2004, суд исходит из следующего.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Гуляевой Е.Ю., истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 26.10.2004 г. (л.д. 102-108 том дела 1).
Спорные периоды работы истца имели место быть до регистрации истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета и проходили на территории Республики Казахстан.
Как следует из решения ОСФР по Омской области от 03.08.2021 г., в страховой стаж истца до регистрации ее в системе обязательного пенсионного страхования включены периоды ее работы с 01.04.1987 по 09.09.1987, с 12.10.1987 по 05.11.1991, а также с 11.11.1991 по 12.03.1992г. (л.д. 110-115 том дела 1).
Таким образом, поскольку спорный период работы истца с 12.10.1987 по 05.11.1991 включен в страховой стаж истца при определении ее права на назначение досрочной страховой пенсии, оснований для возложения на ОСФР по Омской области обязанности включить его в страховой стаж истца не имеется. В указанной части представитель истца исковые требования не поддержал, в связи с чем, судом не разрешаются.
Относительно остальных спорных периодов работы истца, в отношении которых истец заявила требование об обязании ОСФР по Омской области включить их в страховой стаж, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165 «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 №3167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения принимаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами – участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992), денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года, в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В соответствии со статьей 10 Соглашения государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения).
С учетом положений статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в данном случае в Республике Казахстан, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона №400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона №400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту – Правила №1015).
Согласно пункту 5 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
В силу п. 44 указанных Правил, в случае если застрахованное лицо является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, сведения о периодах, учтенных при установлении такой пенсии, подтверждаются документом, выданным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в этом государстве, или иной организацией, к полномочиям которой относится выдача таких документов.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июля 2004 №99 «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – Республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности начисления пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – Республик вывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 №173 –ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом письмом Минтруда России от 29 января 2003 №202-16 определено, что трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливается в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», когда в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, а после 01.01.2002 с учетом сведений об их уплате.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное обеспечение.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Гуляевой Е.Ю., истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 26.10.2004г. Периоды работы истца, имевшие место на территории Республики Казахстан включены в страховой стаж истца не в полном объеме, а именно с 12.10.1987 по 05.11.1991 и с 11.11.1991 по 12.03.1992г.
С учетом вышеприведенных норм материального права, учитывая, что спорные периоды работы истца (с 13.03.1992 по 28.02.1994, с 02.03.1994 по 09.06.1995, с 10.09.1995 по 01.01.1996, с 01.01.1996 по 09.10.1998), имели место до 01.01.2002, а также до регистрации истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждены трудовой книжкой, а также архивными справками, которые не были оспорены стороной ответчика, в связи с чем, подлежат включению в страховой стаж истца.
Относительно спорных периодов работы истца с 17.0.2001 по 30.06.2002 и с 02.07.2002 по 15.03.2004, то в подтверждение заявленных требований, помимо трудовой книжки и архивных справок, истцом в материалы дела представлены сведения об уплате в отношении истца в указанные периоды работодателем обязательных пенсионных взносов.
С учетом указанных обстоятельств, исходя из вышеприведенных положений норм материального права, указанные спорные периоды также подлежат включению в страховой стаж истца. В этой связи, заявление требования истца о возложении на ОСФР по Омской области обязанности включить в страховой стаж периодов ее работы с 13.03.1992 по 28.02.1994, с 02.03.1994 по 09.06.1995, с 10.09.1995 по 01.01.1996, с 01.01.1996 по 09.10.1998, с 17.0.2001 по 30.06.2002 и с 02.07.2002 по 15.03.2004 подлежат удовлетворению.
Относительно заявленных истцом требований о включении в страховой стаж периодов ухода за детьми с 07.06.1988 по 12.04.1989 и с 04.01.1990 по 10.05.1991, то, как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, указанные периоды включены в страховой стаж истца в бесспорном порядке, как период ее работы. В этой связи, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований истца в указанной части, поскольку вопрос о замене периодов работы на период ухода за детьми подлежит рассмотрению пенсионным органом при назначении истцу страховой пенсии и определении наиболее выгодного для истца варианта назначения страховой пенсии.
Разрешая требования о возложении на ОСФР по Омской области обязанности включить в страховой стаж истца периоды безработицы с 10.01.1999 по 27.07.1999 и с 11.01.2010 по 25.05.2010, то суд не усматривает оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
При этом аналогичная норма содержалась в статье 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, периоды именно выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Пунктом 58 Постановления Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (ред. от 23.09.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775) предусмотрено, что для подтверждения периода получения пособия по безработице, периода участия в оплачиваемых общественных работах и периода переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства гражданин вправе представить справку государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, утверждено Приложение N 2, справка службы занятости, в которой подлежат отражению сведения не просто о том, что гражданин состоял на регистрационном учете в качестве безработного, но и имел периоды, зачитываемые в стаж - периоды получения пособия по безработице.
В подтверждение заявленных периодов безработицы истцом представлены соответствующие справки с Центров занятости, в которых истец была зарегистрирована в качестве безработного. Однако указанные справки не содержат сведений о том, что истец в указанные периоды получала пособие по безработице, каков был размер указанного пособия.
Принимая во внимание вышеприведенные положения пенсионного законодательства, суд полагает обоснованными доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода нахождения в статусе безработной с 10.01.1999 по 27.07.1999 и с 11.01.2010 по 25.10.2010г., поскольку буквальное толкование норм пенсионного законодательства свидетельствует о возможности включения такого периода лишь при условии получения указанного пособия, а не в связи с нахождением гражданина в указанном статусе.
Разрешая заявленные истцом требования о возложении на ОСФР по Омской области обязанности включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, периодов учебы в Павлодарском медицинском училище, периоды работы с 01.04.1987 по 09.09.1987, с 21.10.2004 по 31.12.2004, а также с 25.10.2010 по 20.12.2010, с 02.03.2015 по 31.03.2015, с 11.02.2020 по 03.03.2020, суд учитывает следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец в период с 01.09.1983 по 02.03.1987 проходила обучение в Павлодарском медицинском училище, указанный период обучения включен в страховой стаж истца.
Разрешая заявленные истцом требования о включении указанного периода обучения в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, то суд не усматривает оснований для их удовлетворения.
Статьей 12 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрены периоды, которые наравне с периодами трудовой деятельности подлежат включению в страховой стаж, при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Периоды обучения в указанной статье в качестве периода, подлежащего включению в страховой стаж, не предусмотрены.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В период учебы истца (до 1990 года) действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (ред. от 30.01.1988).
Пунктом 109 данного Положения предусматривались периоды, помимо работы которые засчитывались в общий трудовой стаж.
Согласно п.п. «и» п. 109 указанного Положения к таким периодам относились периоды обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Как следует из вышеприведенных положений законодательства, как действующего, так и законодательства, действовавшего на период обучения истца, периоды обучения подлежал включению в страховой стаж истца. В страховой стаж период обучения истца в Павлодарском медицинском училище включен.
Также суд учитывает, что до 1 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в котором не предусматривалась возможность зачета работникам здравоохранения в специальный стаж периодов обучения.
Сохранение возможности такого зачета предусматривалось работника, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, как следует из вышеприведенных положений законодательства, как действующего, так и законодательства, действовавшего на период обучения истца, периоды обучения в страховой стаж по осуществлению лечебной деятельности, включению не подлежит.
Разрешая заявленные истцом требования о включении в стаж на соответствующих видах работ период ее трудовой деятельности с 01.04.1987 по 09.09.1987 во льготном исчислении, как й год работы за 1 год и 3 месяца, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в указанный период истец работала в Железинской ЦРБ Республики Казахстан. Приказом от 01.04.1987 была принята временно на должность медицинской сестры Железинской ЦРБ, с 04.04.1987 г. переведена на должность заведующей ФАП с. Кузьмино Башмачинского с/Совета; уволена с 09.09.1987г.
Должность заведующий ФАП относится к должностям среднего медицинского персонала, согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 26.09.1978 № 900, и дополнялась словами фельдшер, медицинская сестра или акушерка, в зависимости от наличия базового образования.
Поскольку спорный период работы истца имел место до 01.01.1992 г., к спорным правоотношениям применим вышеприведенный Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
В указанном Перечне поименованы фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, все, независимо от наименования должности во всех амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований, включая фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты.
Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных указанным Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Согласно п. 3 указанного Перечня, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы в учреждении здравоохранения по специальности, засчитывается также работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.
В силу пункта 5 указанного Перечня если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.
Учитывая, что спорный период истца, а именно с 04.04.1987 по 09.09.1987, истец занимала должность заведующей ФАП в с. Кузьмино Башмачинского с/Совета, то есть в сельской местности, указанный период подлежит исчислению как 1 месяц работы за 1,2 месяца и подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в указанном исчислении.
Период работы истца с 01.04.1987 по 03.04.1987 в льготном исчислении зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежит, поскольку проходил не в сельской местности, документов обратному в материалы дела не представлено. В этой связи, период работы истца с 01.04.1987 по 03.04.1987 в должности медицинской сестры Железинской ЦРБ подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Довод стороны истца о том, что вышеуказанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 года работы за 1 год и 3 месяца подлежит отклонению, поскольку вышеприведенным Перечнем предусматривалась лишь одна льгота – 1 месяц за 1,2 месяца. Указанная же льгота исчисления стажа, как 1 год за 1 год и 3 месяца предусматривалась позднее, а именно после 1 января 1992 года, то есть не в спорный период работы истца.
Разрешая заявленные истом требования в части возложения на ОСФР по Омской области обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ период ее работы с 21.10.2004 по 31.12.2004 в КУОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония», суд не усматривает оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец работала в ГУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» фельдшером с 21.10.2004 по 30.12.2009г. При этом период ее работы в указанном учреждении с 21.10.2004 по 31.12.2004 не был включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку работодателем при уплате в отношении истца страховых взносов не был приставлен в системе индивидуального (персонифицированного) учета соответствующий код льготы, дающий право на включение указанного периода в специальный стаж по медицинской деятельности. Период в указанном учреждении с 01.01.2005 по 30.12.2009 включен в специальный стаж истца.
Представленная выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Гуляевой Е.Ю. также не отражает кода льготы за спорный период.
Согласно ответу КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» от 03.10.2024, истец Гуляеева Е.Ю. являлась сотрудником ГУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» в должности фельдшера с 21.10.2004 по 30.12.2009. При этом, подтвердить либо опровергнуть достоверность отсутствия кода льготы «28-ГД» в индивидуальных сведениях за период с 21.10.2004 по 31.12.2004 на Гуляеву Е.Ю. не имеют возможности, поскольку отсутствуют сведения в лицевых счетах начислений заработной платы за указанный период (л.д. 208-210, 211-214 том дела 1).
С учетом указанных обстоятельств, поскольку льготный характер работы истца в период с 21.10.2004 по 31.12.2004 не подтвержден, указанный период не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. В этой связи, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая заявленные истцом требования о возложении на ОСФР по Омской области обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ периоды с 25.10.2010 по 20.12.2010, с 02.032015 по 31.032015 и с 11.02.2020 по 03.03.2020, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела в указанные периоды истец работала в БУЗОО «ГКБСМП №2» в должности медицинской сестры. Указанные периоды являлись ученическими отпусками с сохранением за истцом рабочего места, заработной платы и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Правила №516).
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днём, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 173 кодекса (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы истца) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу, с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных положений норм материального права, учитывая что в вышеуказанные спорные периоды предоставлялись истцу, занимающей должность медицинской сестры в медицинском учреждении здравоохранения, для профессионального обучения, за ней сохранялось рабочее место, заработная плата, а также в отношении нее работодателем были уплачены страховые взносы, указанные периоды подлежат включению в страховой стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.
Таким образом, заявленные истцом требования в части возложения на ОСФР по Омской области включить периоды ее работы с 25.10.2010 по 20.12.2010, с 02.03.2015 по 03.03.2020 и с 11.02.2020 по 03.03.2020 в стаж на соответствующих видах работ, подлежат удовлетворению.
Иных требований, подлежащих разрешению судом, истцом не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054) включить Гуляевой Елены Юрьевны (СНИЛС №) в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
- с 01.04.1987 по 03.04.1987 в должности медицинской сестры Железинской ЦРБ;
- с 04.04.1987 по 09.09.1987 в должности заведующей ФАПом с. Кузьмино Башмачинского с/Совета в льготном исчислении, как 1 месяц работы за 1,2 месяца;
- с 25.10.2010 по 20.12.2010, с 02.03.2015 по 31.03.2015 и с 11.02.2020 по 03.03.2020 в качестве медицинской сестры БУЗОО «ГКБСМП №2».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054) включить Гуляевой Елены Юрьевны (СНИЛС №) в страховой стаж периоды работы:
- 13.03.1992 по 28.02.1994 в качестве штукатура – маляра хозрасчетного подразделения «Участок ОМО МЖК»;
- с 02.03.1994 по 09.06.1995 в качестве фельдшера чугунного цеха ГК «Павлодарстройторг»;
- с 10.09.1995 по 01.01.1996 в качестве фельдшера сталелитейного цеха АО «Сталь»;
- с 01.01.1996 по 09.10.1998 в качестве фельдшера сталелитейного цеха АО «Литейно-кузнечного завода»;
- с 17.07.2001 по 30.06.2002 в качестве фельдшера ТОО фирма «Гортранс»;
- с 02.07.2002 по 15.03.2004 в качестве фельдшера Ф ТОО «Кастинг».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска.
Мотивированное решение составлено 28 ноября 2024 года.
Судья Ю.С. Рерих