Дело № 2-526/2018
УИД 24RS0012-01-2018-000473-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Дивногорск
Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Поповой Ю.А.,
при секретаре Мальчонко Ю.С.,
с участием прокурора – заместителя прокурора г. Дивногорска Павлюкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска Красноярского края в интересах Савченко Натальи Викторовны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дивногорска в интересах Савченко Н.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года, а также за январь – март 2018 года в размере 17176 руб. 41 коп.
Требования мотивированы тем, что материальный истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, с 15.09.2015 года по 02.10.2017 года осуществляла трудовую деятельность в должности санитарки отделения ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники, с 03.10.2017 года по настоящее время работает в должности уборщика служебных помещений отделения ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники.
Полагает, что в спорный период заработная плата материальному истцу начислялась с нарушением норм действующего законодательства в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Дивногорска Павлюков Е.А., уточненные исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Истец Савченко Н.В., надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, с ходатайствами об отложении дела не обращались, уважительных причин неявки суду не представили, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным.
Выслушав прокурора, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37), минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакциях ФЗ от 19 декабря 2016, 28 декабря 2016), установлен минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 года в сумме 7500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, материальный истец Савченко Н.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, с 15.09.2015 года занимала должность санитарки в отделении ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники, с 03.10.2017 года переведена на должность уборщика служебных помещений в отделении ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники.
Трудовым договором и дополнительным соглашением к нему ей установлен оклад в размере 2454 руб., предусмотрен районный коэффициент в размере 30%, северная надбавка в размере 30%.
Учитывая приведенные нормы материального права, размер заработной платы работника, суд приходит к выводу, что ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку, исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 года МРОТ в сумме 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017 года - в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 года – в сумме 9 489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
С учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016 года истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 12000 рублей, с 01.07.2017 года – не менее 12480 рублей, с 01.01.2018 года – не менее 15182 рублей 40 копеек.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 17 176 руб. 41 коп. из расчета:
- за январь 2017 года в размере 828 руб. 21 коп. (4411 руб. 76 коп. (с учетом отработанного времени 80 часов: 7500х80/136) + 1323 руб. 52 коп. + 1323 руб. 52 коп.) – 6230 руб. 59 коп.;
- за май 2017 года в размере 1107 руб. (7500 руб. + 2250 руб. + 2250 руб.) – 10893 руб.;
- за июнь 2017 года в размере 914 руб. (7500 руб. + 2250 руб. + 2250 руб.) – 11086 руб.;
- за август 2017 года в размере 1 409 руб. 41 коп. (5571 руб. 42 коп. (с учетом отработанного времени 120 часов: 7800х120/168) + 1671 руб. 42 коп. + 1671 руб. 42 коп.) – 7504 руб. 85 коп.;
- за октябрь 2017 года в размере 1 170 руб. 35 коп. (7090 руб. 90 коп. (с учетом отработанного времени 160 часов: 7800х160/176) + 2127 руб. 27 коп. + 2127 руб. 27 коп.) – 10175 руб. 09 коп.;
- за ноябрь 2017 года в размере 186 руб. 60 коп. (7800 руб. + 2340 руб. + 2340 руб.) – 12293 руб. 40 коп.;
- за декабрь 2017 года в размере 126 руб. 60 коп. (7800 руб. + 2340 руб. + 2340 руб.) – 12353 руб. 40 коп.;
- за январь 2018 года в размере 3984 руб. 40 коп. (9489 руб. + 2846 руб. 70 коп. + 2846 руб. 70 коп.) – 11198 руб.;
- за февраль 2018 года в размере 3283 руб. 44 коп. (7478 руб. 08 коп. (с учетом отработанного времени 119 часов: 9489х119/151) + 2243 руб. 42 коп. + 2243 руб. 42 коп.) – 8681 руб. 48 коп.;
- за март 2018 года в размере 4166 руб. 40 коп. (9489 руб. + 2846 руб. 70 коп. + 2846 руб. 70 коп.) – 11016 руб.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, о том, что правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежит применению к правоотношениям, возникшим за прошедшее время, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 687 руб. 06 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Дивногорска Красноярского края в интересах Савченко Натальи Викторовны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в пользу Савченко Натальи Викторовны недоначисленную заработную плату в размере 17 176 рублей 41 копейки.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 687 рубля 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2018 года.
Судья Ю.А. Попова
СОГЛАСОВАННО: _________________ Ю.А. Попова