Решение по делу № 2а-1225/2020 от 16.09.2020

Дело № 2а-1225/2020

УИД45RS0008-01-2020-001785-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.

при секретаре Чуевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 4 декабря 2020 г. административное дело по административному иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Большечаусовского сельсовета) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование заявленных требований указано, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области 03.07.2020 в 10-05 был проведён плановый (рейдовый) осмотр территории свалки коммунальных отходов, расположенной в 1000 метрах северо-западнее <адрес>, площадью 1200 кв.м., объёмом 400 куб.м. Установлено, что свалка не сбрутована, не огорожена, документально не оформлена, находится на землях поселений. Обследуемый участок используется под несанкционированную свалку. Свалка представлена следующими видами отходов: коммунальные отходы от жилищ, тряпичные отходы, полимерные отходы (тара от автомобильных масел), древесные отходы (обрезки деревьев), отходы резинотехнических изделий, строительные отходы, отходы ПЭТ – тары, отходы стекла. Все перечисленные отходы размещены навалом на поверхности почвы обследуемого земельного участка. Обследуемому земельному участку кадастровый номер не присвоен. Таким образом, административный ответчик не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившееся в обращовании несанкционированной свалки на близлежащей территории <адрес>. Для защиты конституционных прав граждан – неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья, необходима ликвидация данной свалки. Просят признать бездействие административного ответчика незаконным, возложить обязанность в срок до 01.11.2020 организовать работы по ликвидации свалки твёрдых бытовых отходов, не внесённую в государственный реестр объектов размещения отходов, на земельном участке, расположенном в 1000 м северо-западнее от <адрес>, площадью 1200 кв.м., объёмом 400 куб.м.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика, действующая по доверенности Истомина И.И., в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного искового заявления, вместе с тем, просила установить срок исполнения решения суда иной, поскольку 30.10.2020 был заключён договор с ООО «Манипулятор 45» на выполнение работ (оказание услуг) по ликвидации несанкционированных свалок на территории Большечаусовского сельсовета, действующего до 01.12.2021. Для оплаты данного договора стоимость заложена в бюджет Большечаусовского сельсовета на 2020 год.

Представитель заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, действующий по доверенности Кузнецов А.И., диплома о высшем юридическом образовании не представил, кроме того в представленной доверенности не отражены его полномочия на участие при рассмотрении административных дел, в связи с чем не допущен к участию в деле в качестве представителя юридического лица в соответствии со ст.ст. 54-58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Суд определил, с учётом мнения представителя административного ответчика, рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области 03.07.2020 в 10-05 был проведён плановый (рейдовый) осмотр территории свалки коммунальных отходов, расположенной в 1000 метрах северо-западнее <адрес>, площадью 1200 кв.м., объёмом 400 куб.м. Установлено, что свалка не сбрутована, не огорожена, документально не оформлена, находится на землях поселений. Обследуемый участок используется под несанкционированную свалку. Свалка представлена следующими видами отходов: коммунальные отходы от жилищ, тряпичные отходы, полимерные отходы (тара от автомобильных масел), древесные отходы (обрезки деревьев), отходы резинотехнических изделий, строительные отходы, отходы ПЭТ – тары, отходы стекла, все отходы размещены навалом на поверхности почвы обследуемого земельного участка, обследуемому земельному участку кадастровый номер не присвоен, что подтверждено протоколом № 10-18-13/9 осмотра территории (акватории) от 03.07.2020, фототаблицей от 03.07.2020, не оспаривалось представителем административного ответчика.

В соответствии с п. 1.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённым Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённого Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к вопросам местного значения относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18).

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившиеся в образовании несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в 1000 м северо-западнее с. Белый Яр, являются результатом бездействия администрации Большечаусовского сельсовета, на которую возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.11.2020, вместе с тем, принимая во внимание наступление указанной даты на момент вынесения настоящего решения суда, а также характер возложенных обязанностей, особенности условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом, учитывая, что администрация сельсовета является бюджетной организацией, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда 01.11.2021.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить несанкционированную свалку, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых коммунальных отходов, объёмом 400 куб.м, расположенной на земельном участке площадью 1200 кв.м. в 1000 м северо-западнее <адрес>.

Обязать администрацию Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.11.2021 организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых коммунальных отходов, объёмом 400 куб.м, расположенной на земельном участке площадью 1200 кв.м. в 1000 м северо-западнее <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья:                        Т.В. Тренихина

2а-1225/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Курганской области
Ответчики
администрация Большечаусовского сельсовета
Другие
департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Тренихина Татьяна Валентиновна
Дело на сайте суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
16.09.2020Передача материалов судье
16.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
06.10.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
04.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее