Дело № 2-2308/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Богзыковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демкиной Альман Цереновны к Государственному учреждению «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» о признании положительного заключения государственной экспертизы недействительным, к Администрации города Элисты о признании разрешения на строительство недействительным, к Жилищно-строительному кооперативу «Театральный» о признании незаконными действий по производству земляных работ и строительству 7-этажного 56-квартирного жилого дома, возложении обязанности привести в первоначальное состояние земельный участок,
у с т а н о в и л :
Демкина А.Ц. обратилась в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу «Театральный» (далее ЖСК «Театральный») о признании незаконными действий по производству земляных работы и строительству 7-этажного 56-квартирного жилого дома, возложении обязанности привести в первоначальное состояние земельный участок, засыпав вырытый котлован, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Она является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Весной 2019 года на соседнем земельном участке по адресу: <адрес> начались строительные работы, а именно выкопан котлован. Она обратилась с заявлением в Администрацию г.Элисты по поводу правомерности указанных работ. Согласно письму Администрации г.Элисты от 26 апреля 2019 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1569 кв.м, расположенный по указанному адресу, предоставлен в безвозмездное пользование (ссуда) ЖСК «Театральный», сроком действия с 15 августа 2018 года по 21 января 2020 года. При этом разрешение на строительство объекта капитального строительства не выдавалось. С аналогичными заявлениями в различные органы обращались также собственники других смежных земельных участков. Согласно письму Минстроя Республики Калмыкия от 8 мая 2019 года специалистами отдела Инспекции государственного строительного надзора совместно со специалистами Администрации г.Элисты проведена выездная проверка указанного земельного участка, в ходе которой выявлено, что выполнены подготовительные работы по устройству земляных работ. Заявление о выдаче разрешения на строительство капитального объекта на земельном участке не поступало. В отношении председателя ЖСК «Театральный» Кукишева А.В. вынесено постановление по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и ему выдано предписание об устранении нарушений. Однако земляные работы продолжаются, со слов рабочих на земельном участке будет возводиться семиэтажный жилой дом. В результате проводимых работ на стене её дома появилась трещина, разрушен бетонный забор. Она повторно обратилась в инспекцию госстройнадзора, где ей устно пояснено, что ЖСК «Театральный» получил разрешение на строительство семиэтажного жилого дома за земельном участке. Полагает, что строительство ведётся незаконно, без наличия проектной документации, без согласования с представителями городских организаций, ордера на производство земляных работ, в нарушение строительных, пожарных и других норм. Строительством спорного объекта нарушаются её права как собственника недвижимого имущества. Кроме того, в непосредственной близости находится трансформаторная подстанция, объект строится в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов эектросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в жилой зоне», чем создается опасность причинения вреда в будущем не только ей, но и неопределенному кругу лиц. Своими незаконными действиями ответчик создаёт реальную угрозу разрушения близлежащих объектов, в частности, принадлежащего ей жилого дома, и стабильности функционирования трансформаторной подстанции.
Просила суд признать незаконными действия ЖСК «Театральный» по производству земляных и строительных работ и строительству объекта недвижимости на земельном участке по адресу: <адрес>; обязать ЖСК «Театральный» привести в первоначальное состояние земельный участок по адресу: <адрес>, засыпав вырытый котлован.
В ходе рассмотрения дела, в связи с представлением ответчиком разрешения на строительство №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года, выданного Администрацией г.Элисты, положительного заключения Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия», истец Демкина А.Ц. исковые требования уточнила, указав в качестве соответчиков Администрацию г.Элисты, Государственное учреждение «Государственная экспертиза Республики Калмыкия». В обоснование уточненного иска указала, что согласно Генеральному плану г.Элисты, утверждённому решением Элистинского городского Собрания №1 от 1 июля 2010 года, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1569 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находится в функциональной зоне «Общественно-деловая зона» - «зона общественных центров», что соответствует территориальной зоне ОД ст.25 Правил землепользования и застройки города Элисты, где строительство многоквартирных жилых домов не предусмотрено. Правилами землепользования и застройки г.Элисты, утвержденными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, земельный участок ответчика отнесен к территориальной зоне жилой застройки второго типа (Ж-2/11), где в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов (ст.23). Между тем, Генеральный план города Элисты является основополагающим документом территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территории в целом, и правила землепользования и застройки не должны ему противоречить. Территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1569 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, противоречит функциональному зонированию, предусмотренному Генеральным планом города Элисты, что свидетельствует о незаконности выданного Администрацией г.Элисты разрешения на строительство №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года. В силу п.4 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения соответствующего разрешения на строительство предоставляется положительное заключение экспертизы проектной документации. В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером № предусматривается строительство 7-этажного 56-квартирного жилого дома, проектная документация подлежит обязательной государственной экспертизе (ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п.4.1.1 Положительного заключения государственной экспертизы в состав отчетных материалов о результатах инженерных изысканий входит отчет по инженерно-геологическим изысканиям, изготовленный АО «Проектный институт Калмыкии». Между тем, согласно письму АО «Проектный институт Калмыкии» от 18 июля 2019 года за исх.№128 инженерно-геологические изыскания по объекту: 7-этажный 56-квартирный жилой дом по <адрес> не проводились. В связи с этим положительное заключение государственной экспертизы Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» является недействительным, вынесенным в нарушение закона. Приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14 июня 2018 года №133-п утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Калмыкия. Согласно п.43.13 Региональных нормативов расстояния (бытовые разрывы) между жилыми зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и СП 52.13330.2016. При этом расстояния должны быть: между длинными сторонами жилых зданий высотой: 2-3 этажа – не менее 15 м, 4 этажа – не менее 20 м, 5 и более этажей – не менее 30 метров; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 метров. Между тем, строительство 7-этажного 56-квартирного жилого дома осуществляется на расстоянии 3 м от жилого дома, принадлежащего истцу, что является нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования.
Просила суд признать положительное заключение государственной экспертизы, выданное Государственным учреждением «Государственная экспертиза Республики Калмыкия», недействительным; признать разрешение на строительство №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года, выданное Администрацией г.Элисты, недействительным; признать действия жилищно-строительного кооператива «Театральный» по производству земляных работ и строительству 7-этажного 56-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> незаконными; обязать жилищно-строительный кооператив «Театральный» привести в первоначальное состояние земельный участок по адресу: <адрес>, засыпав вырытый котлован.
В судебное заседание истец Дёмкина А.Ц. не явилась несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, направив в суд своего представителя.
Представитель истца Дёмкиной А.Ц. Доногруппов Н.А. исковые требования поддержал.
Представители жилищно-строительного кооператива «Театральный» Челбанов П.Б. и Мучеряева С.Н. исковые требования не признали. Пояснили, что строительством 7-этажного 56-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> права и законные интересы Демкиной А.У. не нарушаются. Нарушений требований законодательства при проектировании и возведении жилого дома не допущено. Принадлежащие Демкиной А.Ц. жилой дом частично и разрушенный забор находятся на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, то есть во владении Республики Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. Допустимых доказательств, подтверждающих, что трещина в жилом доме Демкиной А.Ц. образовалась из-за проведения строительных работ, не приведено. Указанная трещина могла образоваться и по иным причинам. Удовлетворение исковых требований приведет к нарушению прав и законных интересов пайщиков ЖСК «Театральный» - работников культуры Республики Калмыкия, которые вложили свои денежные средства в строительство жилого дома, самостоятельно пытаясь решить жилищные вопросы.
Представитель ответчика Администрации города Элисты Тельмджиев А.А. исковые требования не признал, пояснив, что разрешение на строительство №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года 7-этажного 56-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> выдано Администрацией г.Элисты на основании положительного заключения государственной экспертизы, выданного Государственным учреждением «Государственная экспертиза Республики Калмыкия». В обязанности Администрации г.Элисты не входит проверка положительного заключения, выданного государственным органом. В соответствии с Генеральным планом г.Элисты земельный участок входит в зону общественно-деловых центров, где возможно строительство жилых домов. Оснований для отказа в выдаче ЖСК «Театральный» разрешения на строительство у Администрации г.Элисты не имелось.
Представитель третьего лица Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее Министерство) Цебеков А.А. исковые требования Демкиной А.Ц. полагал подлежащими удовлетворению, пояснив, что по договору от 25 июля 2018 года №1-д/п земельный участок из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Республики Калмыкия, по адресу: <адрес> предоставлен Министерством в безвозмездное пользование ЖСК «Театральный», в который входило 5 членов, для строительства жилого дома среднеэтажной застройки из пяти квартир (1 член кооператива - 1 пай, что соответствует одной квартире). Для строительства 56-квартирного жилого дома земельный участок Министерством не предоставлялся. В соответствии с действующей выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в состав ЖСК «Театральный» также входит 5 человек, состоящих на учете в Администрации г.Элисты в качестве нуждающихся в жилом помещении, а не 31 человек, как утверждают представители ответчика.
Представитель третьего лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» Манджеева Б.Б. оставила рассмотрение дела на усмотрение суда, пояснив, что по проекту 7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес> в охранную зону электрических сетей (10 метров) не входит.
Представитель ответчика Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия», третье лицо Демкин Д.И., представители третьих лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Калмыкия, Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Бюро технической инвентаризации», Открытого акционерного общества «Калмыцкая энергетическая компания», Муниципального унитарного предприятия «Архитектурно-планировочное бюро» в судебное заседание не явились несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении дела, возражений относительно иска не представлено.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, опросив специалиста Муниципального унитарного предприятия «Архитектурно-планировочное бюро» Оняева Ч.С., осмотрев земельный участок по адресу: <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес> и прилегающую к ним территорию, исследовав материалы дела, обозрев надзорное производство №371ж-2019, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п.8 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия 14 ноября 2014 года, на основании договоров купли-продажи от 29 октября 2014 года истец Демкина А.Ц. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 114,53 кв.м, литер: 1, этажность: 2, кадастровый (или условный) номер: №, расположенного по адресу: <адрес>; собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 325 кв.м, кадастровый (или условный) номер: №, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником другой <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанные жилой дом и земельный участок является Демкин Д.И.
Из доводов иска, не оспариваемых ответчиками, материалов дела следует, что весной 2019 года на соседнем с указанным земельным участком земельном участке по адресу: <адрес> без разрешения на строительство объекта капитального строительства начаты строительные работы, вырыт котлован для строительства 7-этажного 56-квартирного жилого дома.
По пояснениям представителя истца, экспертизе по результатам обследования земельного участка с жилым домом, 2006 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, составленной инженером ООО «Колосс» Водяновым Р.Н. по заказу Демкиной А.Ц., несущие конструкции жилого дома и конструкции забора участка по адресу: <адрес> при проведении земляных работ по устройству котлована строящегося семиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> были повреждены, проведение строительных работ способствует разрушению существующего жилого дома <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1569 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка» находится в государственной собственности Республики Калмыкия.
Согласно протоколу №1 заседания Совета по культуре и искусству при Главе Республики Калмыкия от 11 октября 2017 года Министерству совместно с Министерством культуры и туризма Республики Калмыкия поручено в срок до 20 декабря 2017 года рассмотреть вопрос по оформлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, расположенных по адресам: <адрес>, и <адрес> в безвозмездное пользование на период строительства ЖСК «Театральный» и ЖСК «Сойлн Гер».
Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 3 апреля 2018 год вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, изменен с «под производственные мастерские» на «среднеэтажная жилая застройка».
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540, зарегистрированному в Минюсте России 8 сентября 2014 года №33995, вид разрешенного использования земельного участка – среднеэтажная жилая застройка предполагает собой размещение многоквартирных домов этажностью не выше восьми этажей.
На основании ст.39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.7.1 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года №177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 25 июля 2018 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в безвозмездное пользование ЖСК «Театральный» для строительства многоквартирного жилого дома сроком на 18 месяцев (на срок с 15 августа 2018 года по 24 января 2020 года).
В соответствии с договором безвозмездного пользования земельным участком из земель населенных пунктов, находящимся в собственности Республики Калмыкия, от 25 июля 2018 года №1-д/п, актом приема-передачи (Приложение 1 к договору безвозмездного пользования земельным участком от 25 июля 2018 года №1-д/п)ссудодатель Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия предоставило, а ссудополучатель – ЖСК «Театральный» принял в безвозмездное пользование для строительства жилого дома среднеэтажной застройки ЖСК «Театральный» земельный участок из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Республики Калмыкия, с кадастровым номером №, общей площадью 1569 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «среднеэтажная жилая застройка», для строительства многоквартирного дома, который и все жилые помещения являются стандартным жильем в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Договор заключается сроком на 18 месяцев с 25 июля 2018 года по 24 января 2020 года. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 15 августа 2018 года.
В соответствии с п.3.4.6. договора ссудополучатель – ЖСК «Театральный» обязуется соблюдать при использовании участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки по обращению Демкиной А.Ц. Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия выявлен факт выполнения подготовительных работ по устройству земляных работ по указанному адресу в отсутствие разрешения на строительство. За допущенные нарушения председатель ЖСК «Театральный» Кукишев А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
23 мая 2019 года Администрацией г.Элисты выдано разрешение №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года на строительство 7-этажного 56-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> сроком до 30 июня 2022 года.
1 июня 2019 года ЖСК «Театральный» заключен договор подряда с ООО «Жилпромстрой», по условиям которого ООО «Жилпромстрой» обязалось осуществить строительство объекта капитального строительства «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>
Из проведенного судом осмотра объекта капитального строительства «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» следует, что данный объект находится на земельном участке с кадастровым номером №. На земельном участке выполнены земляные работы, выкопан котлован, на котором произведено произведено обустройство фундаментной плиты. От края стены фундамента строящегося дома с северо-западной стороны расположен 5-этажный многоквартирный жилой дом - на расстоянии 6 метров. С юго-западной стороны расположен двухэтажный кирпичный жилой дом по <адрес>, принадлежащий Демкиной А.Ц. и Демкину Д.И. Край фундаментной плиты строящегося 7-этажного жилого дома от стены дома Демкиной А.Ц. находится на расстоянии 5 метров 19 см (от угла фундамента до угла дома), на расстоянии 8 метров – от стены фундамента до стены дома, ближе к фундаменту строящегося дома (на 80-90 см) находится полуразрушенный в результате произведенных ответчиком строительных работ бетонный забор этого дома. К фундаменту строящегося жилого дома непосредственно примыкают (на расстоянии меньше 1 метра) с восточной стороны кирпичное здание спортзала Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Колледж нефти и газа», с южной стороны – кирпичное строение сарая жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.80 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: 1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 2) возможность проведения мероприятий по спасению людей; 3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; 4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
В соответствии с п.36 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Согласно рабочему проекту объекта «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>», составленному инженерами МУП «АПБ г.Элисты» Куменовым М.Ю. и Оняевым Ч.С., степень огнестойкости здания – II, класс конструктивной пожарной опасности – С1, наибольшая высота здания – 28 метров, наибольшая допустимая площадь этажа пожарного отсека – 2 200 кв.м (п.5.3 раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»). Расстояния в свету между этим зданием и соседними зданиями предусматриваются:
- с северо-западной стороны на расстоянии 6,3 м от проектируемого объекта, расположен 5-этажный кирпичный жилой дом <адрес>, - II степень огнестойкости,
- с северо-восточной стороны – на расстоянии 2,2 м от проектируемого объекта расположен 1-этажный кирпичный спортзал №10 - II степень огнестойкости,
- с южной стороны на расстоянии 10,0 м от проектируемого объекта расположен 1-этажный с мансардным этажом кирпичный индивидуальный жилой дом (ИЖС) №10 - II степень огнестойкости,
- с юго-западной стороны на расстоянии 12,8 м от проектируемого объекта расположена трансформаторная подстанция (ТП) 1-этажное кирпичное здание - II степень огнестойкости.
В соответствии с примечанием 2? к таблице №1? Приложения №1? «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года №78) при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 метров для зданий высотой до 10 этажей включительно.
В Приложении №1? «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01-89 установлено, что противопожарное расстояние между жилыми зданиями следует принимать по табл.1. Расстояние между жилым зданием, отнесенным ко II классу огнестойкости зданий (строящимся 7-этажным многоквартирным кирпичным домом) и жилым домом, отнесенным ко II классу огнестойкости зданий должно составлять 6 метров, к III классу огнестойкости зданий – 8 метров, отнесенным к IV классу огнестойкости зданий - 10 метров.
Такие же требования указаны в Своде правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288 (п.4.3., таблица 1).
Согласно п.4.10 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288 для двухэтажных зданий, сооружений каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также указанных объектов защиты с кровлей из горючих материалов противопожарные расстояния следует увеличивать на 20%.
При этом степень огнестойкости зданий установлена в СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» (Приложение 2 «Примерные конструктивные характеристики зданий в зависимости от их степени огнестойкости»).
В соответствии с Приложением 2 «Примерные конструктивные характеристики зданий в зависимости от их степени огнестойкости», а также согласно положительному заключению государственной экспертизы Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» жилой кирпичный дом Демкиной А.Ц., облицованный силикатным кирпичом, отнесен ко II степени огнестойкости зданий.
В то же время, учитывая, что дом Демкиной А.Ц. является двухэтажным, противопожарное расстояние следует увеличивать на 20%, то есть противопожарное расстояние между её домом и строящимся 7-этажным домом должно составлять 9 метров 60 см.
О соблюдении необходимого противопожарного расстояния в 10 метров указано в положительном заключении государственной экспертизы Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия».
Согласно п.1 ч.1 ст.90 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования к обустройству проездов для пожарной техники определенной ширины при возведении зданий, а также подъездов пожарных автомобилей к зданиям установлены положениями Свода правил «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям», в зависимости от назначения здания, его высоты, а также факта нахождения здания в пределах соответствующей зоны застройки.
В соответствии с п.43.13 Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утверждённых приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14 июня 2018 года №133-п, тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники диаметром не менее 16 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 4,2 м при высоте здания от 13,0 м. до 46,0 м. включительно. Проектирование проездов и подъездов к зданиям и сооружения следует осуществлять в соответствии с СП 4.13130.2013.
Как следует из рабочего проекта объекта «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>», предоставленного Администрацией г.Элисты, проектирование проездов и подъездов к этому зданию в соответствии с СП 4.13130.2013 не осуществлено.
Ссылка представителей ответчика и специалиста Оняев Ч.С. на существование такого проектирования является голословной, не подтверждена какими-либо доказательствами.
В положительном заключении Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» также отсутствуют сведения и схема проектирования пожарных проездов и подъездов к объекту «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» в соответствии с СП 4.13130.2013.
Из осмотра земельного участка по адресу: <адрес> следует, что проезд к строящемуся зданию по этому адресу является тупиковым. С длинной (восточной) стороны вплотную к фундаменту примыкает земельный участок и здание спортзала Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Колледж нефти и газа», места для проезда не имеется. Однако площадка для разворота пожарной техники диаметром не менее 16 м рабочим проектом не предусмотрена.
Таким образом, при проектировании и производстве строительных работ требования о противопожарных расстояниях, проездах ответчиком ЖСК «Театральный» не соблюдены.
Согласно п.43.13 Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утверждённых приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14 июня 2018 года №133-п, расстояния (бытовые разрывы) между жилыми зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и СП 52.13330.2016. Расстояния должны быть: между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа – не мене 15 м, 4 этажа – не менее 20 м, 5 и более этажей – не менее 30 метров, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 метров.
По результатам осмотра земельного участка судом установлено, что от края стены фундамента строящегося 7-этажного дома с северо-западной стороны на расстоянии 6 метров расположен торцом 5-этажный многоквартирный кирпичный жилой дом (адрес: <адрес>), на торце находятся окна.
Аналогичные данные указаны в акте осмотра земельного участка по адресу: <адрес> от 2 июля 2019 года, составленном прокурором прокуратуры г.Элисты по надзорному производству при осмотре котлована.
Таким образом, при проектировании и производстве строительных работ требования о расстояниях (бытовых разрывах) на основе расчетов инсоляции и освещенности ответчиком ЖСК «Театральный» не соблюдены.
Из материалов дела, осмотра земельного участка, проведенного судом, пояснений представителя ПАО «МРСК ЮГА» следует, что в непосредственной близости от земельного участка по адресу: <адрес> находится трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ №260. Расстояние от края стены фундамента строящегося 7-этажного жилого дом до трансформаторной подстанции составляет 10 метров.
Согласно Приложению к Правилам установления охранных зон объект электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160, (далее Правилам установления охранных зон объект электросетевого хозяйства) охранная зона трансформаторной подстанции составляет 10 метров.
Согласно подп. «а» п.11 Правил установления охранных зон объект электросетевого хозяйства в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Из рабочего проекта на объект «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» следует, что вблизи трансформаторной подстанции планируется размещение стоянки для автомобилей.
В соответствии с.42.4.4 Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утверждённых приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14 июня 2018 года №133-п, при проектировании новой жилой застройки требуемое количество машиномест следует принимать по таблице:
Тип жилого дома по уровню комфорта |
Количество машиномест на 1 квартиру |
Бизнес-класс |
2 |
Эконом-класс |
1,2 |
Муниципальный |
1,0 |
Специализированный |
Согласно указанной таблице минимально допустимые размеры машиноместа 5,3мх2,5 м. Исходя из минимального количества машиномест на 1 квартиру (всего 56), минимальных размеров машино-места, площадь проектируемой парковки должна составлять 519,4 кв.м.
Из графической части раздела «Схема планировочной организации земельного участка» (лист 2) следует, что площадь асфальтобетонного покрытия (А1) проектируемой парковки составляет 226,0 кв.м, включая проезды, то есть существенно меньше требуемого количества машиномест.
Таким образом, проектная документация не соответствует требованиям строительства объектов капитального строительства.
В соответствии с п.4 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов.
Согласно ч.6 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Перечень видов инженерных изысканий, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года №20, включены инженерно-геологические изыскания (п.2).
В соответствии с п.п.3,4,5 ч.8 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются: 3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации); 4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса; 5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с п.п.1,2,3 ч.4 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения: 1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; 2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Согласно ч.4.1. ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
По пояснениям представителей ответчика основанием для выдачи Государственным учреждением «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» положительного заключения государственной экспертизы, а затем и разрешения на строительство 7-этажного жилого 56-квартирного дома послужил технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям на 5-этажный дом по <адрес>.
Между тем, как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, данный технический отчет не мог быть принят в качестве документа, подтверждающего проведение инженерных изысканий.
Как следует из наименования отчета, этот отчет по инженерно-геологическим изысканиям на 5-этажный дом, а не на 7-этажный жилой многоквартирный дом, на который выдано положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно наименованию отчета он проведен в 2017 году по заказу ЖСК «Театральный». Между тем, по пояснениям представителей ответчика ЖСК «Театральный» не являлся заказчиком этого отчета. Документ об оплате за услуги по проведению инженерно-геологических изысканий суду не представлен.
Из представленного представителями ответчика отчета следует, что уполномоченное лицо - генеральный директор АО «Проектный институт Калмыкии» по проектированию объектов городского и сельского строительства Курнеев С.Е. этот отчет не подписывал, подпись за него учинило иное лицо, имя и должность которого в отчете не расшифрованы.
Согласно материалам надзорного производства инженер АО «ПИК» Никитин Ю.П. пояснил, что в 2017 году работы по инженерно-геологическим изысканиям были начаты. Из положенных 8 скважин было пробурено 4 скважины. В связи с неподписанием договора с АО «Проектный институт Калмыкии» работы были прекращены и более не велись. Несмотря на наличие данных в отчете о проведении и результатах лабораторных испытаний, лабораторные исследования на земельном участке АО «ПИК» не производило. Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям данный отчет подписан за генерального директора инженером Никитиным Ю.П., в данном отчете имеется печать АО «ПИК».
Согласно письму АО «ПИК» от 18 июля 2019 года за исх.№128, подписанному генеральным директором Курнеевым С.Е., его письменным объяснениям от 15 августа 2019 года инженерно-геологические изыскания по объекту «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» АО «ПИК» не выполнялись, оплата по нему на счет АО «ПИК» не поступала.
Доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства в соответствии с п.п.3,4,5 ч.8 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (фактическое отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса, выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса) являлись основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу в Государственное учреждение «Государственная экспертиза Республики Калмыкия».
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором.
В силу ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Представленный суду Администрацией г.Элисты рабочий проект на объект на объект «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» не утвержден заказчиком, не имеет подписи уполномоченного лица – директора МУП «АПБ г.Элисты» Хорошевского В.В. Разработчиками и составителями проекта являются главный инженер проекта МУП «АПБ г.Элисты» Куменов М.Ю., инженер МУП «АПБ г.Элисты» Оняев Ч.С., не являющиеся индивидуальными предпринимателями – членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Они не наделены правом осуществлять самостоятельную деятельность по проектированию объектов капитального строительства, а только как сотрудники МУП «АПБ г.Элисты» - члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Составленный ими рабочий проект юридической силы не имеет, поскольку в нарушение требований «ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.» на титульном листе проектной документации отсутствует подпись руководителя МУП «АПБ г.Элисты» Хорошевского В.В.
Рабочий проект объекта «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» с подписью руководителя МУП «АПБ г.Элисты» Хорошевского В.В., поданный в Государственное учреждение «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» на экспертизу этим учреждением (ответчиком по делу), несмотря на запрос суда, суду не представлен.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что рабочий проект объекта «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>» на экспертизу в Государственное учреждение «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» не представлялся. Таким образом, проектная документация выполнена лицами, не наделенными законом правом на составление проектной документации.
Согласно п.1 ч.8 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются: 1) отсутствие в составе проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; 2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса.
На основании указанной нормы закона отсутствие в составе проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса, являлись основанием для отказа в принятии проектной документации.
Рабочий проект не отвечает требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требованиям допустимости, достоверности доказательств.
По этим основаниям судом отклоняются как недопустимые доказательства представленные ответчиками составленные и подписанные Оняевым Ч.С. схемы планировочной организации земельного участка, согласно которым расстояние от жилого дома истца до строящегося многоквартирного жилого дома запроектировано не 8 метров, а 10 метров, ссылка на письменные объяснения начальника отдела экспертизы Государственного учреждения «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» Манджиевой Е.А. о том, что условия застройки стесненные, минимальное расстояние от жилого дома истца до проектируемого многоквартирного жилого дома составляет 8 метров. Данные о том, что условия застройки стесненные, в пояснительной записке к рабочему проекту отсутствуют.
Проектирование и строительство многоквартирного дома в непосредственной близости от жилого дома Демкиной А.Ц., проектирование стоянки для автомашин в охранной зоне, без проведения инженерно-геологических изысканий, создает угрозу её права на жизнь, права на владение, пользование и распоряжение своей собственностью, так как в случае возникновения пожара может возникнуть угроза распространения пожара и целостности её дома, другого имущества, а также жизни, здоровью её и членов её семьи, а также право на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, как следует из материалов дела, Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия руководители ЖСК «Театральный» привлекались к административной ответственности за нарушение строительных работ. 20 августа 2019 года руководитель подрядчика – ООО «Жилпромстрой» Трафимов А.П. привлечен к административной ответственности за нарушение ч.6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации – за неизвещение о сроках завершения работ, подлежащих проверке, выполнены следующие этапы строительства: устройство котлована, устройство песчаной подготовки под фундаментную плиту, устройство гидроизоляции (плантер), устройство опалубки, за нарушение требований проектной документации, технических регламентов обязательных требований стандартов строительных норм и правил, других нормативных документов: нарушение СП 48.13330.2011 «Организация строительства», не выполнено временное ограждение согласно ПОС; при выполнении устройства фундаментной плиты наблюдается применение не инвентарной опалубки. Нарушение СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что положительное заключение государственной экспертизы, выданное Государственным учреждением «Государственная экспертиза Республики Калмыкия», и выданное на основании этого положительного заключения разрешение Администрации г.Элисты на строительство №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года, являются недействительными, принятыми в нарушение градостроительного законодательства; действия ЖСК «Театральный» по производству земляных работ и строительству 7-этажного 56-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> – незаконными.
Ссылка представителей ответчика на то, что часть жилого дома истца находится за пределами принадлежащего ей земельного участка (с заступом на 1,3 м на земельный участок, находящийся во владении Республики Калмыкия) судом отклоняется.
В силу ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч.1 ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Частью 3 ст.35 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Право собственности Демкиной А.Ц. на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, никем не оспорено. Стороной истца доказано, что действиями создана реальная угроза нарушения права собственности истца.
Исковые требования о возложении на ЖСК «Театральный» привести в первоначальное состояние земельный участок по адресу: <адрес>, засыпав вырытый котлован, удовлетворению не подлежат.
Как следует из осмотра земельного участка, проведенного 25 сентября 2019 года, на вырытом на земельном участке по адресу: <адрес> котловане установлена фундаментная плита. Фундаментная плита расположена в пределах предоставленного ЖСК «Театральный» земельного участка. При этом возведение строительства стен дома не начато.
Согласно градостроительному плану земельного участка земельный участок земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1569 кв.м, по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне – зоне жилой застройки второго типа (Ж-2/11).
В соответствии документами территориального планирования муниципального образования города Элисты (Генеральный план, утверждённый Решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 года №1) земельный участок заявителя находится в зоне общественно-деловой застройки, где возможно строительство жилых домов.
Правилами землепользования и застройки города Элисты, утверждёнными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, земельный участок отнесен к территориальной зоне жилой застройки второго типа (Ж-2/11), где в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов.
Таким образом, строительство многоквартирного 7-этажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1569 кв.м, по адресу: <адрес> возможно. Строительные работы в настоящее время не ведутся, договор подряда на строительство дома расторгнут.
Доказательств, подтверждающих, что вырытый котлован нарушает права, охраняемые законом интересы истца, а засыпка всего котлована, с учетом установленной на нем фундаментной плиты, приведен к восстановлению прав истца, не приведено.
Эти обстоятельства не препятствуют истцу выбрать иной способ защиты своего права.
Доводы представителей ответчика о необходимости соблюдения жилищных прав участников ЖСК «Театральный» - деятелей культуры и искусства Республики Калмыкия судом отклоняются.
В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.7.1 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года №177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» предоставление земельных участков, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, осуществляется в безвозмездное пользование на срок осуществления жилищного строительства жилищно-строительными кооперативами (далее - кооператив), созданными на территории Республики Калмыкия в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», для строительства многоквартирных домов, которые и все жилые помещения в которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры. (ч.1) Категории граждан из числа лиц, которые замещают должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, должности муниципальной службы Республики Калмыкия, и граждан из числа лиц, для которых работа в государственных общеобразовательных организациях, находящихся в ведении Республики Калмыкия, муниципальных общеобразовательных организациях, государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Республики Калмыкия, муниципальных учреждениях здравоохранения, государственных учреждениях культуры, находящихся в ведении Республики Калмыкия, муниципальных учреждениях культуры является основным местом работы, а также граждане, имеющие в составе своей семьи трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство), и которые могут быть приняты в члены кооперативов, основания их включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, а также правила формирования указанных списков утверждаются Правительством Республики Калмыкия. (ч.2) При создании кооператива и предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование кооперативу соблюдаются условия, предусмотренные частями 3-3.2, 5-7, 9-15, 18 и 19 статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». (ч.3)
Согласно ч.ч.3,3.2,6,7 ст.16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, имеют право на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, которому передается земельный участок единого института развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, и однократное вступление в члены такого кооператива, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи. В случае, если граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, являются членами жилищно-строительного кооператива, которому в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в безвозмездное пользование, не допускается включение указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом в члены этого кооператива. (ч.3) Не допускаются включение граждан, которые реализовали свое право на приобретение стандартного жилья, построенного или строящегося на земельных участках единого института развития в соответствии со статьей 16.6 или 16.6-1 настоящего Федерального закона, либо реализовали свое право на приобретение права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление таких граждан в члены кооператива. (ч.3.2) Количество членов кооператива не должно превышать количество создаваемых на земельном участке единого института развития и предназначенных для проживания одной семьи жилых помещений, указанное в ходатайстве, направленном в единый институт развития в соответствии с частью 6.1 статьи 11 настоящего Федерального закона. (ч.6) Учредительные документы кооператива должны содержать следующие положения: 1) членами кооператива могут являться только граждане; 2) один пай соответствует праву на приобретение в собственность одного жилого помещения; 3) одному члену кооператива предоставлено право владения только одним паем; 4) запрет на передачу пая членом кооператива до даты регистрации права собственности такого члена кооператива на жилое помещение, за исключением случая наследования пая; 5) запрет на добровольную ликвидацию кооператива до даты передачи жилых помещений в собственность всех его членов; 6) в случае прекращения членства в кооперативе в связи с выходом или исключением члена кооператива из кооператива, в результате которого появляется возможность вступления в него новых членов, право на вступление в кооператив возникает только у граждан, указанных в части 4 настоящей статьи; 7) в случае приобретения у члена кооператива пая самим кооперативом распоряжение таким паем возможно только путем его передачи гражданам, указанным в части 4 настоящей статьи; 8) строительство многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, как цель деятельности кооператива. (ч.7) Учредительные документы кооператива должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, государственной академии наук и размещены на официальном сайте указанного органа или официальном сайте академии наук в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников учреждений, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации, определенных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещены на официальном сайте соответственно субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, должны быть размещены на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть размещены на официальных сайтах таких организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (ч.9).
В соответствии с ч.4 ст.16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в целях настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет категории граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной государственной гражданской службы, проходят военную службу, государственную службу иных видов, устанавливаемых федеральными законами, и (или) для которых работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях, государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных организациях, государственных академиях наук, государственных учреждениях, входящих в структуру Российской академии наук, организациях оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооперативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и основания включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов. Категории граждан из числа лиц, для которых работа в учреждениях и организациях, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива (за исключением граждан, имеющих трех и более детей), и основания включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 года №108 утвержден перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов.
В соответствии с п.23 Устава ЖСК «Театральный» право быть принятыми в члены кооператива имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, относящиеся к категориям граждан, перечень которых определен органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 1 ноября 2012 года №419 «О мерах по реализации Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и включенные в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива.
В соответствии с п.1.4. Правил формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», утверждённых постановлением Правительства Республики Калмыкия от 1 ноября 2012 года №419 «О мерах по реализации Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», формирование и ведение Списка по соответствующим категориям осуществляют органы исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющие функции учредителей государственных учреждений и организаций: для граждан, для которых работа в государственных учреждениях культуры является основным местом работы, - уполномоченный орган Республики Калмыкия в сфере культуры.
В нарушение приведенных положений законодательства список ЖСК «Театральный» из 31 членов не проверен и не утвержден приказом Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия. Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ количество членов ЖСК «Театральный» составляет 5.
Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 25 июля 2018 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в безвозмездное пользование ЖСК «Театральный» для строительства многоквартирного жилого дома исходя из количества членов кооператива 5, а не 31.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Демкиной Альман Цереновны удовлетворить частично.
Признать незаконным положительное заключение государственной экспертизы, выданное Государственным учреждением «Государственная экспертиза Республики Калмыкия», на объект: «7-этажный 56-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>».
Признать незаконным разрешение на строительство №08-RU 0831000-39-2019 от 23 мая 2019 года, выданное Администрацией г.Элисты.
Признать действия жилищно-строительного кооператива «Театральный» по производству земляных работ и строительству 7-этажного 56-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> незаконными.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Е.В. Богзыкова