Дело № 2-279/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2016 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Хохряковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деменковой Н. И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Деменкова Н.И. обратилась в суд с указанным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – ООО «Хакасский ТЭК»), просила признать действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с 01.03.2004 незаконными; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет истцу платы за тепловую энергию за период с 01.03.2014 по настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов»; возложить на ответчика обязанность впредь производить начисление платы истцу за потребленную тепловую энергию в соответствии с с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов»; обязать ответчика прекратить начисление платы за горячее водоснабжение; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ – л.д. 105).
Исковые требования мотивированы тем, что Деменкова Н.И. является собственником квартиры ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2013 ***. В соответствии с актом периодической проверки узла учета тепловой энергии от 23.09.2014 узел учета ответственного потребителя Деменковой Н.И. принят для коммерческого расчета за тепловую энергию. Водосчетчик горячей воды *** модель СГВ дата поверки 03.01.2014/10.04.2014 принят ООО «Хакасский ТЭК» на коммерческий учет 07.03.2014.
Ссылаясь на п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. 13 ст. 2, п.п. 2, 3 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении», п.п. 3, 10 ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), п.п. 2, 31, 36, 54, 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), истец указывает, что плата за потребленную тепловую энергию, используемую для отопления, рассчитывается с учетом двух составляющих: объема потребленных коммунальных услуг и тарифа на указанную услугу, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Несмотря на требования федерального законодательства, ответчик производит начисление платы Деменковой Н.И. за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение по нормативам потребления без учета объема фактически потребленной тепловой энергии согласно индивидуальным приборам учета.
В соответствии с с п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Своими действиями ООО «Хакасский ТЭК» причиняет существенные моральные страдания Деменковой Н.И. Уже более года истец пытается добиться начисления платы за потребленные коммунальные услуги в соответствии с показаниями приборов учета. Ответчик, уклоняясь от урегулирования спорного вопроса в добровольном порядке, производит начисление платы в завышенном размере, в связи с чем истец попала в категорию «должников». Причиненные моральные страдания истец оценивает в 20 000 руб.
Определением Черногорского городского суда от 19.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия (л.д. 53).
В судебном заседании представитель Деменковой Н.И. Таранова Е.В. (доверенность от 28.10.2015) исковые требования поддержала с учетом их уточнения, пояснила что установление порядка расчета платы за коммунальные услуги отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. С момента признания утратившим силу подп. «б» постановления Правительства Российской Федерации № 857 ООО «Хакасский ТЭК» должно пользоваться нормами федерального законодательства. Тем не менее, постановление Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 г. № 621 действует на территории Республики Хакасия и применяется до настоящего времени. Исчисление ежемесячной оплаты за отопление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 грубейшим образом нарушает права истца как потребителя коммунальных услуг, имеющего индивидуальный прибор учета. Дом, в котором проживает истец, оборудован приборами учета. Истец несет затраты на приобретение и установку данных приборов, при этом вынужден платить завышенную плату за коммунальные услуги. Показания приборов учета ответчиком игнорируются. Исчисление размера платы за отопление по правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 307, противоречит нормам федерального законодательства, а именно – ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 18.11.2013 Правительством Российской Федерации принято постановление № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». В соответствии п. 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных указанным постановлением, одной из целей организации коммерческого учета тепловой энергии является осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 федеральным органам исполнительной власти предписано в 3-месячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. Однако в Республике Хакасия нормативный акт субъекта РФ до настоящего времени действует и не приведен в соответствие с нормами федерального законодательства. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Исчисление платы Деменковой Н.И. должно производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 354. Даже при расчете, выполненном представителем Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, начисление платы будет производиться некорректно. Поступающая тепловая энергия, которая распределяется на отопление и горячее водоснабжение, при прохождении по контуру жилого дома дает потери, что является потреблением на ОДН. Неясно, каким образом при начислении ОДН жильцам дома будет выделяться плата за горячее водоснабжение по теплоносителю. Истец фактически будет дважды вносить плату в теплоснабжающую организацию. Плата за горячую воду как отдельную услугу не может взиматься. Доводы представителей ответчика о необходимости установки прибора теплового учета для учета горячей воды неправомерно. Ответчик принял тепловой узел в таком варианте, как он есть на данный момент. Расчет платы за потребленную тепловую энергию должен производиться по показаниям индивидуальных приборов учета.
В письменных пояснениях к исковому заявлению представитель истца Таранова Е.В. указывает на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 № 795 в постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 были внесены изменения, согласно которым подп. «а» п. 1 был изложен в новой редакции, а подпункт «б» был признан утратившим силу. Таким образом, с даты внесении указанных изменений, то есть с 21.09.2013, полномочия по определению порядка исчисления размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению у Правительства Республики Хакасия отсутствуют. Многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, а квартира Деменковой Н.И. оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Следовательно, жилое помещение Деменковой Н.И. не подпадает в перечень, установленный подп. «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012. Жилой *** не подключен к централизованной системе горячего водоснабжения, горячая вода в доме получается потребителями в результате нагрева холодной воды в теплообменнике, при этом энергозатраты на нагрев холодной воды учитываются общедомовым прибором учета тепловой энергии. Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для начисления платы за отопление расчетным методом (л.д. 87-88, 174-175).
Представитель истца Пилюгина А.В. (доверенность от 08.10.2015) иск поддержала, указала на неоднократное уклонение ООО «Хакасский ТЭК» от принятия у жильцов дома, в том числе у Деменковой Н.И., сведений приборов учета, а также противоречивость позиции Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия по спорному вопросу.
Представители ООО «Хакасский ТЭК» Круглов Г.К. (доверенность *** от 11.01.2016), Баулин А.В. (доверенность *** от 26.01.2016), Рогожин С.А. (доверенность *** от 26.01.2016) в судебном заседании исковые требования Деменковой Н.И. не признали, поддержали ранее данные объяснения, письменные отзыв на иск (л.д. 36-37) и дополнения к нему (л.д. 62, 85, 106-107), в которых указали, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 857 от 27.08.2012, постановлением Правительства Республики Хакасия № 621 от 14.09.2012 на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила № 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. Постановление Правительства Республики Хакасия № 621 от 14.09.2012 не прекратило свое действие и не отменено. Таким образом, при начислении платы за отопление ответчик правомерно руководствуется Правилами № 307, а именно – подп. «б» п. 23, подп. 2 п. 3 Приложения № 2, формула № 7. Начисление Деменковой Н.И. платы за горячее водоснабжение производится ответчиком в соответствии с п. 22 Приложения № 2 к Правилам № 354 по формуле 20. В первой части данной формулы рассчитывается стоимость холодной воды, идущей на приготовление горячей воды, которая оплачивается потребителем в ГУП РХ «Хакресводоканал». Во второй части формулы рассчитывается стоимость подогрева холодной воды тепловой энергией, которая оплачивается потребителем в ООО «Хакасский ТЭК». Фактически доводы истцы сводятся к оспариванию Правил № 307 и постановления Правительства Республики Хакасия № 621, данные требования не могут быть разрешены с учетом предмета заявленного спора и его субъектного состава.
Истец Деменкова Н.И., представитель Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании 03.03.2016 представитель Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия Шестакова Л.А., действующая на основании доверенности, оспариваемые истцом действия ООО «Хакасский ТЭК» полагала обоснованными, ссылаясь на то, что в части отопления в Республике Хакасия действует порядок расчёта платы, утвержденный Правилами № 307, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 Правительством Республики Хакасия 14.09.2012 принято постановление № 621. Согласно Правилам № 307 расчет производится из среднемесячного объема за предыдущий год в течение всех календарных месяцев, затем производится корректировка. Если среднемесячных показаний за предыдущий год нет, то оплата осуществляется по нормативу. В конце 12-го месяца производится корректировка по показаниям индивидуальных приборов учета. Таким образом, ООО «Хакасский ТЭК» не нарушен порядок расчета. Так как на момент ввода в эксплуатацию индивидуальных и общедомовых приборов учета данных по среднемесячным показаниям не имелось, ООО «Хакасский ТЭК» правомерно начислило истцу плату по нормативу. Пункт 23 Правил № 307 применяется, если дом частично оборудован индивидуальными приборами учета. Пункт 21 Правил № 307 применяется, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета. В Республике Хакасия в части отопления подлежат применению Правила № 307, в части горячего водоснабжения – Правила № 354. Начисление платы за горячее водоснабжение производится ответчиком обоснованно, в соответствии с Правилами № 354.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истца, представителей ответчика, допросив свидетелей и специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от 05.12.2013 истец Деменкова Н.И. на основании договора купли-продажи от 25.11.2013 является собственником *** (л.д. 6).
Собственниками помещений многоквартирного дома избран непосредственный способ управления (л.д. 143-148).
Из Акта приема-передачи квартиры от 03.12.2013, Акта периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 26.09.2014, Акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя у потребителя от 27.10.2015, Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 26.12.2013, Акта осмотра узла учета от 12.05.2014, Акта проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 02 февраля (марта) 2016 года следует, что многоквартирный жилой *** оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета горячего водоснабжения отсутствует (л.д. 7-9, 89-90, 104).
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, как и то, что жилой *** не подключен к централизованной системе горячего водоснабжения, а горячая пода производится путем нагрева через установленный в доме теплообменник холодной воды, поступающей по централизованной системе холодного водоснабжения (л.д. 76-78, 86).
С сентября 2014 ООО «Хакасский ТЭК» производит Деменковой Н.И. начисление платы за отопление, с ноября 2015 – также и за горячее водоснабжение (л.д. 112).
Согласно с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приведенной норме закона корреспондирует ч. 1 ст. 544 ГК РФ, в соответствии с которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (в том числе за горячую воду и тепловую энергию), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.
27.08.2012 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 1 которого установлено, что Правила № 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 Правительством Республики Хакасия было принято Постановление от 14.09.2012 г. № 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия в 2012 - 2013 годах".
Пунктом 1 данного постановления Правительства Республики Хакасия установлено, что на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при этом подлежат использованию нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 795 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 подпункт «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 признан утратившим силу.
Однако данное обстоятельство, как ошибочно полагают представители истца, не свидетельствует о противоречии федеральному законодательству постановления Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 г. № 621, поскольку указанное постановление было принято Правительством Республики Хакасия в установленный срок в пределах предоставленных Правительством Российской Федерации полномочий.
Изменения, внесенные в этой части в постановление Правительства Российской Федерации № 857, по сути, носят технический характер, поскольку признанный утратившим силу подп. «б» п. 1 данного постановления имел ограниченный период действия (до 15.09.2012) и с наступлением этой даты фактически не применялся.
О правомерности изложенной позиции свидетельствует и тот факт, что пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 до настоящего времени действует в прежней редакции, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Поскольку и после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 10.09.2013 N 795 за субъектами Российской Федерации сохранено право принять решение о переходе к расчету платы за отопление по Правилам № 354, следовательно, в субъектах Российской Федерации, не принявших такого решения, подлежит применению принятый ранее в соответствии с п. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857 порядок расчета платы за отопление по Правилам № 307.
О неправомерности доводов представителей истца о противоречии федеральному законодательству постановления Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 г. № 621 свидетельствует и тот факт, что 17.12.2014 Правительством Российской Федерации принято постановление № 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно подп. «б» п. 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 г., принятые в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам.
В свою очередь, согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 пункты 15 - 28 Правил № 307 и пункты 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам утрачивают силу с 01.07.2016.
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 является еще одним подтверждением того, что субъекты Российской Федерации, своевременно принявшие соответствующие решения в соответствии с подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857, вправе до 01.07.2016 сохранить порядок расчета размера платы за отопление согласно Правилам № 307 либо перейти к порядку расчета размера платы за данную коммунальную услугу согласно Правилам № 354.
В любом случае, независимо от принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных выше решений, в силу положений федерального законодательства с 01.07.2016 начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться согласно Правилам № 354.
Ссылка представителя истца на п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", согласно которому федеральным органам исполнительной власти предписано в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением, судом отклоняется, поскольку постановление Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 г. № 621 указанному выше постановлению не противоречит. Кроме того, Правительство Республики Хакасия не относится к федеральным органам исполнительной власти, а является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 23 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В свою очередь, согласно подп. 2 п. 3 приложения N 2 к Правилам № 307 ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7:
, (7),
включающей в себя следующие показатели:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:
, (1)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
В ходе судебного разбирательства установлено, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится ответчиком в соответствии с приведёнными выше формулами, данное обстоятельство стороной истца не оспаривается, что следует из объяснений представителя истца Тарановой Е.В. пояснившей, что спор относительно правильности применения ответчиком формул Правил № 307 при расчете платы за отопление между сторонами отсутствует.
Таким образом, исковые требования Деменковой Н.И. к ООО «Хакасский ТЭК» в части оспаривания действий по начислению платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление в соответствии с Правилами № 354 и впредь производить начисление платы за отопление в соответствии с Правилами № 354 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В части платы за горячее водоснабжение суд также не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Согласно п. 22 Приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
,
где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, начисление Деменковой Н.И. платы за горячее водоснабжение производится ответчиком в соответствии с п. 22 Приложения № 2 к Правилам № 354 по формуле 20.
Согласно указанной формуле, объяснениям представителя ответчика и письменным пояснениям представителя Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (л.д. 168-169) в первой части данной формулы рассчитывается стоимость холодной воды, идущей на приготовление горячей воды, которая оплачивается потребителем в ГУП РХ «Хакресводоканал». Во второй части формулы рассчитывается стоимость подогрева холодной воды тепловой энергией, которая оплачивается потребителем в ООО «Хакасский ТЭК».
Таким образом, действия ответчика в части порядка и размера начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку нарушение прав потребителя в оспариваемой истцом части судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований Деменковой Н.И. о взыскании с ООО «Хакасский ТЭК» компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. не имеется.
Доводы представителей истца о нарушении ответчиком иных прав Деменковой Н.И. (отказ от приема сведений приборов учета, уклонение от заключения договора в письменной о форме и т.д.) не подлежат оценке в рамках настоящего спора, поскольку не относятся к предмету заявленного иска.
В части требования о взыскании компенсации морального вреда истец также не ссылается на указанные обстоятельства как на основание иска, требуя взыскать моральный вред в связи с неверным (по мнению истца) начислением платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Спор, связанный с проведением корректировки размера платы за отопление (подп. «б» п. 23 Правил № 307) истцом не заявлен, в связи с чем законность действий ответчика в этой части судом не проверяется и не оценивается.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.02.2016.