Решение по делу № 2а-805/2022 от 01.03.2022

по делу №2а-805/2022

УИД: 73RS0003-01-2022-001208-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск                                            05 апреля 2022 года

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Резовского Р.С.,

при секретаре Сергеевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению Шорникова А.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области и Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании действий (бездействий) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Шорникова А.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области и Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании действий незаконными.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ, в период содержания Шорников А.С. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, ему объявили постановлении о водворении в карцер на 15 суток, мотивируя это тем, что он не расписался в журнале дежурств, а также вменили ему два проф-учета, но на каких основаниях ему не сообщили. С указанными действиями он не согласился, так как впервые услышал о подобных нарушениях. По прошествии 11 суток, то есть ДД.ММ.ГГГГ его водворили в карцер, а ДД.ММ.ГГГГ он заболел <данные изъяты> и ему перевили со строго на общие условия содержания до ДД.ММ.ГГГГ в связи с карантином. Его должны были перевести в другую камеру, где условия содержания соответствуют установленному порядку, но сотрудники отказались переводить его в камеру с жизненно-необходимыми условиями быта и его продолжили удерживать в том же карцере, чем нарушили его права на условия содержания. На основании изложенного, ссылаясь на положения статей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» просит суд признать незаконным водворение его в карцер ДД.ММ.ГГГГ, признать неправомерным вынесение ему двух видов профучета от ДД.ММ.ГГГГ, а также признать незаконным его содержание в виде карантина в карцере.

Административный истец Шорников А.С. в настоящий момент содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской. Ходатайств о проведении судебного заседания с использованием средств видеоконференцсвязи не заявлял.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г. административные исковые требования не признал в полном объеме, указав на то, что учреждением нарушений прав административного истца Шорникова А.С. допущено не было. Представил письменные возражения на иск, в которых указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 35 минут, будучи назначенным дежурным по камере внутреннего поста Шорников А.С. в категорической форме отказался расписаться в журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере. По факту допущенного административным истцом нарушения сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и написан рапорт временно исполняющему обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для принятия мер дисциплинарного воздействия по отношению к Шорникову А.С., который отказался дать объяснения, как в письменной, так и в устной форме. Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, Шорников А.С., после заключения медицинского работника о возможности нахождения в карцере был водворен в карцер ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 20 минут. Данное постановление административному истцу было объявлено ДД.ММ.ГГГГ, однако от подписи об ознакомлении Шорников А.С. отказался, что было зафиксировано в соответствующем акте. ДД.ММ.ГГГГ от фельдшера медицинского отделения филиала МЧ № 8 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России на имя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области поступил рапорт, в котором сообщалось о том, что на момент осмотра фельдшером, Шорников А.С. в карцере содержаться не может по состоянию здоровья. Диагноз: <данные изъяты> Была рекомендована изоляция от основной массы спецконтингента в связи с заболеванием. ДД.ММ.ГГГГ гоа на основании указания начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с. был досрочно освобожден из карцера с учетом медицинских показаний.

Кроме того на основании рапорта сотрудника отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными от ДД.ММ.ГГГГ и рапорта сотрудника оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на заседании административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в присутствии Шорникова А.С., членами административной комиссии было принято решение поставить Шорникова А.С. на профилактический учет как лидера и активного участника группировок отрицательной направленности, а также как лицо, оказывающее негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как склонного к систематическому нарушению ПВР. С указанным выше решением административный истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ., однако от подписи об ознакомлении отказался, что было зафиксировано в расписке сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. Просил в иске отказать. Просил учесть также письменные возражения на административный иск.

Представитель УФСИН по Ульяновской области и ФСИН России Мошков А.Ю. просил отказать в удовлетворении административного иска. Сообщил, что обжалуемые действия (бездействия) административного ответчика являются законными, приняты при наличии оснований и при соблюдении процедуры. У должностных лиц нет оснований для оговора административного истца.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что требования Шорникова А.С. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям

В силу положений части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый вправе обжаловать, в том числе в суд, действия и решения администрации места содержания под стражей.

В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Частями 8,9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как закреплено в статьях 17, 21 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со стаями 4, 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В силу части 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу частей 2-4 и 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

В соответствии со статьёй 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее - Правил) в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В силу пункта 3 Правил обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с пункта 4 Правил лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).

Согласно пункту 1 Приложения № 1 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО; соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имуществу СИЗО; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения; после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя; не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками СИЗО; обращаться к сотрудникам СИЗО на «Вы» и называть их «гражданин» или «гражданка»; при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте; при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад; по требованию сотрудников СИЗО, иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество; соблюдать тишину; дежурить по камере в порядке очередности.

В силу пункта 3 Приложения № 1 Правил подозреваемым и обвиняемым запрещается: вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях СИЗО, перестукиваться или переписываться с ними; причинять вред имуществу, находящемуся в камере.

Статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьи 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В силу статьи 14 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются права, в том числе: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность; требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы; осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование; проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом; привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

В соответствии с положениями частей 5, 6, 7 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные, находящиеся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться администрацией исправительного учреждения обыску, а вещи осужденных - досмотру. При этом запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, изымаются.

Материалами дела подтверждено и в судебном заседании установлено, что Шорников А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

При помещении в учреждение ДД.ММ.ГГГГ года Шорников А.С. был под роспись ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, правами и обязанностями.

По месту содержания Шорников А.С. характеризуется отрицательно. Шорников А.С. не имеет поощрений. Имеет значительное количество взысканий, взыскания не погашены.

В настоящее время Шорников А.С. имеет статус обвиняемого, уголовное дело находится в производстве Ульяновского областного суда.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 35 минут, Шорников А.С., будучи назначенным дежурным по камере внутреннего поста , в категорической форме отказался расписаться в журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере, Чем нарушил пункты 1.1, 1.2, 2.1 приложения № 1 к Приказу Минюста России № 189 от 14 октября 2005 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

По факту допущенного административным истцом нарушения сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и написан рапорт временно исполняющему обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для принятия мер дисциплинарного воздействия по отношению к Шорникову А.С.

Административному истцу было предложено дать объяснения по факту допущенного им нарушения, однако, административный истец отказался дать объяснения, как в письменной, так и в устной форме, что подтверждается соответствующим актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта «в» части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания: водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В силу статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.

Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются.

Начальник места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания в карцере либо досрочно освободить подозреваемого или обвиняемого из карцера с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание дисциплинарной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с участием Шорникова А.С., на котором было принято решение о целесообразности водворения административного истца в карцер сроком на 15 суток за допущенное                                     им нарушение установленного порядка содержания под стражей.

Согласно постановлению временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Шорников А.С., за нарушение пунктов 1.1, 1.2, 2.1 Приложения № 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» на основании статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» был водворен в карцер.

Постановление о водворении в карцер административному истцу было объявлено в тот же день – ДД.ММ.ГГГГ, однако от подписи об ознакомлении Шорников А.С. отказался, сто подтверждается соответствующим актом.

На основании рапорта сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнение вышеуказанного постановления о водворении Шорникова А.С. в карцер было отложено в связи с отсутствие в карцерах посадочных мест.

ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 20 минут, после получения заключения медицинского работника о возможности нахождения административного истца в карцере, постановление о водворении Шорникова А.С. в карцер от ДД.ММ.ГГГГ было приведено в исполнение, и Шорников А.С. был водворен в карцер.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области поступил рапорт фельдшера медицинского отделения филиала МЧ № 8 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, в котором сообщалось о том, что Шорников А.С. в карцере содержаться более не может по состоянию здоровья. Диагноз: «ковид 19?» Фельдшером была рекомендована изоляция Шорникова А.С. от основной массы спецконтингента в связи с заболеванием.

Согласно абзаца 9 пункту 2 части 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

По смыслу абзаца 9 пункту 2 части 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении содержатся в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

На основании указанного рапорта ДД.ММ.ГГГГ Шорников А.С. был досрочно освобожден из карцера и переведен в одиночную камеру , что подтверждается камерной карточкой Шорникова А.С.

В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области пояснил, что карцер и камера фактически являются одним и тем же помещением. Однако при использовании указанного помещения как карцера в отношении лиц туда водворённых устанавливаются дополнительные ограничения, предусмотренные частью 12 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». После освобождения Шорникова А.С. из карцера и перевода его в одиночную камеру (ДД.ММ.ГГГГ) в отношении него указанные ограничения не применялись.

ДД.ММ.ГГГГ Шорников А.С. был переведен из одиночной камеры в камеру , что также подтверждается камерной карточкой.

Таким образом, общий срок нахождения Шорникова А.С. в карцере составил неполных <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). Срок нахождения Шорникова А.С. в одиночной камере составил <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что взыскание о водворении Шорников А.С. в карцер было наложено надлежащим должностным лицом в установленный срок со дня обнаружения. Порядок наложения взысканий не нарушен.

Довод иска о том, что его не оповестили о вынесенном взыскании, опровергается материалами дела.

Взыскание наложено уполномоченным должностным лицом с учетом обстоятельств и характера совершенного нарушения, личности осужденного и его поведения. Оснований считать неправомерным обжалуемое постановление не имеется.

Доводы Шорникова А.С. о том, что после ДД.ММ.ГГГГ он продолжал находиться в карцере, своего подтверждение в ходе рассмотрения дела не нашли.

Сам по себе факт нахождения Шорникова А.С. в указанном помещении, без применения к нему ограничений установленных частью 12 статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», не свидетельствует об обратном.

Для Шорникова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ указанное помещения являлось одиночной камерой, куда он был направлен по медицинским показаниям и рекомендации врача. При этом ограничения установленные частью 12 статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» к нему с указанного времени не применялись.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания указанных действий незаконными.

Рассматривая административные исковые требования, в части признания незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о постановке Шорникова А.С. на профилактический учет, суд исходит из следующего.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 8 Инструкции, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

В соответствии с пунктом 19 указанной инструкции медицинские подразделения учреждений уголовно-исполнительной системы в числе прочего вносят предложения начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы о постановке на профилактический учет лиц, имеющих психические расстройства, осуществляют меры медицинского характера по предотвращению с их стороны противоправного поведения и суицидальных попыток; выявляют лиц с признаками психических заболеваний, осуществляют комплексное наблюдение и лечение таких лиц.

В силу пункта 20 указанной Инструкции психологические службы учреждений уголовно-исполнительной системы: совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по психологическим показаниям определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проводят с ними психокоррекционные мероприятия; выявляют лиц с признаками психических заболеваний, информируют сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, при необходимости совместно проводят мероприятия по психологической коррекции поведения данных подозреваемых, обвиняемых и осужденных; проводят изучение социально-психологической обстановки и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения уголовно-исполнительной системы, организуют работу групп психологической помощи, участвуют совместно с представителями других подразделений в разрешении конфликтов и предотвращении правонарушений; анализируют психологические причины чрезвычайных происшествий (преступлений, суицидов, группового неповиновения), принимают меры по их устранению и недопущению в будущем.

На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности, склонные к совершению побега; склонные к совершению суицида и членовредительству; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (пункт 24 Инструкции).

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26).

Сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 27).

Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения уголовно-исполнительной системы на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28).

Сотрудники подразделений учреждения уголовно-исполнительной системы в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (пункт 29).

Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 31).

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32).

Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункт 34).

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ сотрудником отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был написан рапорт временно исполняющему обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, в котором сообщалось, что Шорников А.С., за время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, систематически нарушает режим содержания под стражей и правила внутреннего распорядка, за что на него были наложены дисциплинарные взыскания в виде выговора и водворение в карцер. С учетом изложенного предлагалось поставить на профилактический учет Шорникова А.С., как склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ сотрудником оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области временно исполняющему обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был написан рапорт о том, что Шорников А.С., за время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области по оперативной информации негативно влияет на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. С учетом изложенного предлагалось поставить Шорникова А.А. на профилактический учет, как лидера и активного участника группировок отрицательной направленности, а также как лицо, оказывающее негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в присутствии Шорникова А.С., членами административной комиссии было принято решение поставить Шорникова А.С. на профилактический учет как лидера и активного участника группировок отрицательной направленности, а также как лицо, оказывающее негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как склонного к систематическому нарушению Правил внутреннего распорядка.

С указанным выше решением административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Шорников А.С. был ознакомлен в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, однако от подписи об ознакомлении отказался, что подтверждается соответствующей отметкой в расписке.

ДД.ММ.ГГГГ на Шорникова А.С. заведена учетная карточка лица, поставленного на профилактический учет.

Таким образом, административным ответчиком процедура постановки Шорникова А.С. на профилактический учет соблюдена.

Как следует из характеристик на Шорникова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, он за период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области зарекомендовал себя с отрицательной стороны, систематически нарушает режим содержания под стражей и правила внутреннего распорядка. На проводимые профилактически беседы воспитательного характера не реагирует и должных выводов не делает. Имеет высокую криминально-субкультурную ориентированность. В обращениях к сотрудникам СИЗО-1 ведет себя не корректно.

Согласно сведениям о взысканиях, на Шорникова А.С. наложено <данные изъяты>. Поощрений не имеется.

При таких обстоятельствах судом не усматривается оснований для признания незаконными действий по постановке Шорников А.С. на профилактический учет.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемого решения незаконным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Шорникова А.С.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Шорникова А.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области и Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании действий (бездействий) незаконными – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 апреля 2022 года

Судья                                                        Резовский Р.С.

2а-805/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Шорников А.С.
ФКУ СИЗО-1 г.Ульяновска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновск
Судья
Резовский Р. С.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy.uln.sudrf.ru
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее