Председательствующий: Батурина И.Ю. Дело 33-6215/2023
№ 2-190/2023
55RS0027-01-2023-000199-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 11 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко А.А.,
судей Башкатовой Е.Ю., Дьякова А.Н.,
при секретаре Грамович В.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области Дмитриева А.М. на решение Оконешниковского районного суда Омской области от 03 августа 2023 года, которым постановлено:
«Удовлетворить исковые требования прокурора Оконешниковского района Омской области.
Возложить на администрацию Оконешниковского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501846160) обязанность принять меры к незамедлительному расселению граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <...>, в порядке, установленном действующим жилищным законодательством.
Судебные расходы отнести за счет средств федерального бюджета.».
Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о возложении обязанности принять меры к незамедлительному расселению граждан. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки деятельности Администрации Оконешниковского муниципального района выявлено нарушение жилищного законодательства. Установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения из указанного многоквартирного дома установлен до 31.12.2029. Правовыми актами Администрации Оконешниковского района устанавливаются разумные сроки отселения граждан из аварийного жилищного фонда, однако аварийные жилые дома расселяются программно-целевым методом по мере выделения финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 16.03.2023 прокуратурой Оконешниковского района совместно со специалистом Государственной жилищной инспекции Омской области проведено визуальное обследование указанного многоквартирного дома, в результате которого, что процесс разрушения дома продолжается, а обстоятельства, на основании которых делан вывод об аварийном техническом состоянии многоквартирного дома с признаками возможного обрушения, не устранены. С учетом указанных обстоятельств имеются основания для незамедлительного расселения лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ввиду опасности для жизни и здоровья не только проживающих в доме граждан, но и неопределенного круга лиц, ввиду аварийности кирпичных стен и возможного их обрушения на лиц, находящихся непосредственно вблизи многоквартирного дома.
Просил возложить на Администрацию Оконешниковского муниципального района Омской области обязанность принять меры к незамедлительному расселению граждан, проживающих в многоквартирном <...>, в порядке, установленном действующим жилищным законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Оконешниковского района Пинчук О.Е. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, указав, что до настоящего времени выявленные нарушения законодательства ответчиком не устранены.
Представитель ответчика Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области Дмитриев А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, <...> и <...> в судебном заседании исковые требования поддержали. Указали, что кровля дома протекает, стены в трещинах, в одном подъезде разрушилась часть кровли, проживать в доме небезопасно. Иных жилых помещений они не имеют.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, <...> <...>, <...>., <...>., <...> действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <...>., <...> <...>., <...> действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <...>., <...>., в судебном заседании не участвовали, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области Дмитриев А.М. просит отменить или изменить решение суда полностью или в части и принять по делу новое решение. Указывает, что законодательством РФ определение сроков отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Отмечает, что конкретные сроки, в которые производится расселение жильцов, законом не установлены. Полагает, что факт признания многоквартирного дома аварийным не является основанием для незамедлительного расселения граждан, а предполагает алгоритм действий по реализации положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ, что предполагает длительный временной период. Приводит доводы о том, что исковые требования противоречат нормам ЖК РФ, поскольку в настоящее время отсутствует решение органа местного самоуправления об изъятии помещений и земельного участка для муниципальных нужд, а также многоквартирный дом не включен в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, что затрудняет реализацию жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме при изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Оконешниковского района Омской области Шалюк Д.Л. считает решение суда законным, обоснованным и неподлежащим отмене или изменению. Приводит доводы о том, что Региональная адресную программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах предусматривает расселение только тех граждан, чьи многоквартирные дома были признаны аварийными до 01.01.2017 года, в то время как спорный многоквартирный дом был признан аварийным 22.11.2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Сосковец И.В., третьих лиц <...> <...> обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, расположено 18 квартир. Собственником квартиры № № <...> является <...>. с 09.12.2011, квартиры № № <...> – <...> с 23.06.2014, квартиры № № <...> – Оконешниковский муниципальный район с 13.01.2010, квартиры № № <...> – <...> с 18.12.2012, квартиры № № <...> – <...> с 23.12.2011, квартиры № № <...> – <...> <...> их несовершеннолетние дети <...>, <...>., квартиры № № <...> – <...>. с 27.11.2014, квартиры № № <...> – <...> с 19.06.2023, квартиры № № <...> – <...> и ее несовершеннолетние дети <...>, <...>. Сведения о зарегистрированных правах в отношении квартир № № № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> в ЕГРН отсутствуют.
В силу пунктов 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).
В силу ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно с п. 49 указанного выше Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Постановлением администрации Оконешниковского муниципального района от <...> № <...>-п «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, на основании заключения межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения из указанного многоквартирного дома установлен до 31.12.2029.
Аварийные жилые дома расселяются программно-целевым методом по мере выделения финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при предоставлении финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предусматривается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017.
Многоквартирный дом № <...> признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017, следовательно, в рамках Программы расселению не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что проживание в многоквартирном жилом доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Данные обстоятельства следуют из заключения эксперта «Независимая потребительская экспертиза» № 1з/931 от 21.09.2022, в соответствии с которым имеется риск внезапного обрушения перекрытий многоквартирного дома.
Актом обследования многоквартирного дома межведомственной комиссией, назначенной постановлениями главы Оконешниковского муниципального района от <...> № <...>-п, <...> № <...>-п, от <...> № <...>-п, от <...> № <...>-п, от <...> № № <...>-п, проведенного на основании заявления <...>, установлено наличие опасности для проживания людей.
Согласно справке от 16.03.2023, составленной главным специалистом первого территориального отдела Государственной жилищной инспекции Омской области, в результате визуального обследования указанного многоквартирного дома установлено частичное разрушение кирпичной кладки наружных стен во всем доме в виде горизонтальных и вертикальных волосяных трещин от верхней части многоквартирного дома до первого этажа, частичное разрушение кирпичной кладки цоколя, при входе в 1 подъезд многоквартирного дома установлено частичное отсутствие кирпичной кладки стены, разрушение отделочного слоя наружных стен, сквозные трещины кирпичной кладки под окнами.
Таким образом, состояние дома № <...> в связи с возможностью обрушения угрожает жизни и здоровью граждан.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением нарушается компетенция органа местного самоуправления, противоречат вышеизложенным нормам права, разъяснениям Верховного Суда РФ по их применению и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, распределил между сторонами бремя доказывания, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу, повторяют изложенную ответчиком позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оконешниковского районного суда Омской области от 03 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи_______________секретарь судебного заседания___________________________ Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.10.2023г.