Дело № 5-977/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
04 октября 2018 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Дальмормонтаж», юридический адрес: <.........>, ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГ. год,
У С Т А Н О В И Л
19.07.2018г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Приморскому краю ФИО2 в отношении юридического лица АО «Дальмормонтаж» составлен протокол № 03-247/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – АО «Дальмормонтаж» в суд не явился. судебное извещение, направленное по адресу юридического лица, выслано обратно отправителю, согласно информации с сайта «Почта России».
В силу ч. 1 ст.165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В связи с чем, на основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», дело рассмотрено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Защитник АО «Дальмормонтаж» - по доверенности ФИО3 в суде пояснила, что непредставление в установленный срок отчета не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, что следует из абзаца 10 Письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.11.2017 № АС-10-02-36/25360 «Об отчетности по форме 2-ТП (отходы)», в связи с чем. с вменяемым Обществу правонарушением не согласны. Просила производство по делу прекратить.
Административным органом – Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа, а также направлен отзыв по доводам юридического лица, из которого следует, что нарушение сроков сдачи отчетности, равно как и непредоставление отчетности, является прямым нарушением природоохранного законодательства и образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.11.2017 № АС-10-02-36/25360, на которое ссылается АО «Дальмормонтаж», не является нормативно-правовым актом.
Кроме того, судебная практика исходит из квалификации нарушения юридическими и должностными лицами требования ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Аналогичное толкование статьи 8.2 КоАП РФ дается и Верховным Судом РФ в постановлении от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013 и иных постановлениях.
С учетом изложенного, полагают квалификацию действий Общества по ст. 8.2 КоАП РФ верной.
Судья, выслушав защитника АО «Дальмормонтаж», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.2 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
19.07.2018г. госинспектором РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Приморскому краю ФИО2 в отношении юридического лица – АО «Дальмормонтаж» составлен протокол № 03-247/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования статистического наблюдения за отходами производства и потребления»).
Основанием для составления в отношении АО «Дальмормонтаж» протокола об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.
Согласно служебной записке начальника отдела экологического нормирования Управления и Росприроднадзора по Приморскому краю от 18.06.2018 № 584 юридическое лицо АО «Дальмормонтаж» не представило в адрес Управления отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год.
В рамках проведенного по делу административного расследования установлено, что к основным видам деятельности АО «Дальмормонтаж» относятся: транспортная обработка грузов, а также деятельность по складированию, хранению, транспортировке и обработке контейнеров. В результате хозяйственной деятельности предприятия образуется 88 отходов – I -V классов опасности. Согласно данным учета в области обращения с отходами, а также в соответствии с производственными процессами на предприятия за 2017 год образовалось 27 видов отходов I-V классов опасности, большая часть из которых передана контрагентам АО «Дальмормонтаж» для их дальнейшего обезвреживания. Обстоятельство образования и передачи отходов сторонним организациям свидетельствует об осуществлении АО «Дальмормонтаж» деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 12 Приказа Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования статистического наблюдения за отходами производства и потребления» форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее – респонденты).
Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица. «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП отходы предоставляются до 01 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Согласно представленным документам отчет АО «Дальмормонтаж» № 2-ТП (отходы) за 2017 год получен Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю 02.02.2018г.
Следовательно, АО «Дальмормонтаж» как юридическое лицо, в ходе хозяйствующей деятельности оторого осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставило в адрес Управления Росприроднадзора по Приморскому краю отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год, с нарушением срока, установленного законодательством Российской Федерации, а именно 02.02.2018г.
Таким образом, АО «Дальмормонтаж» 02.02.2018г. нарушило ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования статистического наблюдения за отходами производства и потребления», тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Дальмормонтаж» правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и его вина подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19.07.2018 № 03-247/2018; отчетом АО «Дальмормонтаж» № 2-ТП; письмом директора АО «Дальмормонтаж» от 02.07.2018 № 1-12-220; справкой о среднесписочной численности работников; перечнем отходов образующих на предприятии; данными учета в области обращения с отходами; служебной запиской от 18.06.2018 № 584; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Дальмормонтаж».
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Невыполнение требований об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Приморского края в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, поскольку не соблюдаются утвержденные требования в области охраны окружающей среды, что влечет нарушение одного из основных принципов охраны окружающей среды – обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В целях реализации одного из принципов охраны окружающей среды, закрепленного ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно – хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ установлена, в том числе, административная ответственность.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судья находит, что в действиях АО «Дальмормонтаж» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и его вина полностью доказана.
Доводы защитника АО «Дальмортаж» о неверной квалификации действий Общества, представляются несостоятельными, поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Указанные требования установлены Федеральными законами от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Публично-правовая обязанность по сдаче отчетности возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Нарушение сроков сдачи отчетности, равно как и непредоставление отчетности - прямое нарушение вышеуказанного законодательства.
Таким образом, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, т.к. юридическим лицом нарушены требования при выполнении публично-правовой обязанности, а разъяснительное письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.11.2017 № АС-10-02-36/25360, на которое ссылается АО «Дальмормонтаж», нормативно-правовым актом не является. В связи с чем, суд находит, что действия АО «Дальмормонтаж» по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы верно и вина Общества с в совершении данного правонарушения полностью доказана.
Санкцией ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания учитываются требования ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, – характер правонарушения, совершенного АО «Дальмормонтаж» в области охраны окружающей среды и природопользования, сведения об имущественном и финансовом положении юридического лица, непризнание Обществом своей вины в совершении указанного правонарушения, то обстоятельство, что АО «Дальмормонтаж» к административной ответственности за аналогичные правонарушения ранее не привлекалось. Также судьей учитывается отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность АО «Дальмормонтаж» обстоятельств.
На основании изложенного, судья полагает возможным назначить АО «Дальмормонтаж» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ
Признать юридическое лицо – Акционерное общество «Дальмормонтаж», юридический адрес: <.........>, ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГ. год виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ООО «Чистый город» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть оплачен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Счет 40101810900000010002 Дальневосточное ГУ Банка России, БИК 040507001, ОКТМ 05701000, получатель: УФК МФ по Приморскому краю (Управление Росприроднадзора по Приморскому краю), ИНН 2540106044, КПП 254001001, КБК 04811625050016000140
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Елистратова О.Б.