№ 2-300/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шаран, Шаранский район,
Республика Башкортостан 30 апреля 2015 года
Шаранский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Япрынцева Е.В.,
при секретаре Насыровой А.Ф., с участием помощника прокурора Шаранского района РБ Григорьева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шаранского района РБ в интересах Хабибуллиной А.З. к администрации муниципального района Шаранский район РБ об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шаранского района РБ обратился в суд в интересах Хабибуллиной А.З. с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой установлено, что Хабибуллина А.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Одинокая мать Хабибуллина Д.И. решением Шаранского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
В ДД.ММ.ГГГГ Хабибуллина А.З. закончила МБОУ <адрес>, собственником объектов недвижимости не является, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации МР Шаранский район РБ Хабибуллина А.З. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В нарушение требований закона Хабибуллина А.З. с момента окончания образовательного учреждения, не являющаяся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени не обеспечена ответчиком благоустроенным жилым помещением, чем нарушены жилищные права Хабибуллиной А.З. которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Прокурор просит обязать ответчика предоставить Хабибуллиной А.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В судебном заседании помощник прокурора Шаранского района РБ Григорьев М.Ю. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципальный район Шаранский район РБ не явился, извещен надлежащим образом, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования признал, суду представил письменное признание исковых требований.
В судебное заседание третье лицо - Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежаще, в поступившем отзыве просит рассмотреть исковое заявление с учетом доводов, мотивируя, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, имеющееся в материалах дела уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о недостоверности содержащихся в нем сведений.
В судебное заседание третье лицо - Министерство образования РБ явку своего представителя не обеспечило, извещено надлежаще, в поступившем заявлении, указывает, что Хабибуллина А.З. обучается в ГАПОУ РБ «Бирский медико-фармацевтический колледж» на очной форме и находится на полном государственном обеспечении, в связи, с чем Хабибуллина А.З. подлежит обеспечению жилым помещением по завершению получения профессионального обучения.
Учитывая мнение сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнения лиц, участвующих по делу, обсудив их доводы и доводы иска, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Гарантом соблюдения любых прав несовершеннолетнего является государство.
Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з (ред. от 04.12.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 31.01.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан (далее - государственные полномочия):
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Органы местного самоуправления осуществляют перечисленные в настоящей статье государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Из ст. 2 вышеназванного Закона следует, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 вышеназванного Закона РБ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий:
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 1 к настоящему Закону;
по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 7 к настоящему Закону.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Хабибуллина А.З. является лицом, оставшимся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ закончила среднюю общеобразовательную школу, собственником, либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП соответствующих сведений, зарегистрирована в доме бывших опекунов, которые родственниками либо членами ее семьи не являются, принята на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В соответствии с вышеприведенными нормами закона, Хабибуллина А.З., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства в виде предоставления ей жилого помещения.
Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Ответчику последствия признания иска судом разъяснены.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Судом установлено, что обстоятельства, на которые ссылается истец и признает ответчик, подтверждены материалами дела.
Довод представителя Госстроя РБ о том, что имеющееся в материалах дела уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о недостоверности содержащихся в нем сведений подлежит отклонению, так в судебное заседание представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хабибуллина А.З. собственником, либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
Вопреки доводам представителя Министерства образования РБ, факт завершения либо не завершения Хабибуллиной А.З. профессионального образования на момент рассмотрения настоящего дела, правового значения не имеет по следующим основаниям.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 ЖК РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:
заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Указанная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда РФ от 29.01.2014 N 88-АПГ13-8.
Помимо этого, абзац 1 ст. 1 указанного федерального закона предусматривает наряду с полным государственным обеспечением лиц данной категории, получающих среднее и высшее профессиональное образование по очной форме обучения также предоставление законодательно закрепленных дополнительных мер по их социальной защите, до завершения обучения, в том числе и дополнительных гарантий по обеспечению жильем на основании ст. 8 Закона. При этом, ни ст. 1, ни ст. 8 Федерального закона № 169-ФЗ не исключают возможности предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период получения профессионального образования и проживании в общежитии, доводы Министерства образования РБ в указанной части основаны на неверном толковании закона.
Таким образом, доводы третьих лиц, ставящие под сомнение наличие оснований у Хабибуллиной А.З. на обеспечение жильем как лица, оставшегося без попечения родителей не основаны на законе.
То обстоятельство, что Хабибуллина А.З. постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ была передана на воспитание в приемную семью К., также не лишает ее права на обеспечение жильем по договору социального найма.
В соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 данного Кодекса.
А в соответствии со статьей 148 Семейного кодекса РФ у подопечного не возникает никаких прав в отношении имущества, принадлежащего опекуну. Постановлением о передаче Хабибуллиной А.З. в приемную семью определено лишь место жительства подопечного во исполнение требований ч. 2 ст. 20 ГК РФ, согласно которой, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об опеке и попечительстве" подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. 3. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.
В силу ч 3 ст. 40 ГК РФ, попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет,
Жилое помещение, которым Хабибуллина А.З. будет вправе пользоваться и распоряжаться по окончании опеки, за ней не закреплено.
Таким образом, на момент рассмотрения дела Хабибуллина А.З. жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и достигла 18 лет.
Вместе с тем п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 ФЗ. Данная норма об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями согласно сформированному списку, также содержится в ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з.
При указанных обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет иск прокурора Шаранского района РБ в интересах Хабибуллиной А.З. об обязании администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предоставить ей благоустроенное жилое помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, заключив с ней договор социального найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком - администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.
Иск прокурора Шаранского района Республики Башкортостан в интересах Хабибуллиной А.З. к администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предоставить Хабибуллиной А.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, заключив с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный суд РБ течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: Е.В. Япрынцев