Решение по делу № 2[1]-2488/2017 от 05.10.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года г.Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Халитова М.З.,

при секретаре Функе В.Г., с участием:

помощника Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области Воронина Д.И.,

представителя ответчика Паниной М.П., действующей на основании доверенности в интересах ПАО «Оренбургнефть»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2[1]-2488/2017 по иску исполняющего обязанности прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц к Публичному акционерному обществу «Оренбургнефть» (сокращённое наименование ПАО «Оренбургнефть») о приведении автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТа,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Первомайского района Оренбургской области Яновский А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределённого круга лиц к ПАО «Оренбургнефть», в котором просит обязать ответчика привести автомобильную дорогу «Соболево-Тюльпан» с кадастровым номером 56-01/24-1002-219 в соответствие с требованиями п.п.4.2.1-4.2.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, просил его отклонить.

Изучив исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Публичному акционерному обществу «Оренбургнефть» на основании договора от ** ** **** принадлежит объект недвижимости – автомобильная дорога <данные изъяты> общей протяжённостью <данные изъяты> км., инвентарный , адрес объекта: <адрес> (кадастровый , условный ).

Право собственности ПАО «Оренбургнефть» зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости с ** ** ****, запись о регистрации .

** ** **** на 15 километре вышеуказанной автомобильной дороги произошло столкновение двух автомобилей LADA-217030 и LADA-213100, в результате которого два человека получили ранения различной степени тяжести.

Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОМВД России по <адрес> установлено, что на вышеуказанной автомобильной дороге отсутствует горизонтальная разметка. Данное обстоятельство признано сопутствующей причиной совершения вышеуказанного дорожно-транспортного происшествия.

В тот же день, ** ** **** главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по <адрес> ФИО4 вынес в адрес собственника автомобильной дороги ПАО «Оренбургнефть» предписание , в котором в целях устранения нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно предусмотренных ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пп.3 п.4.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предложил ПАО «Оренбургнефть» в течение тридцати дней с момента вручения предписания нанести горизонтальную дорожную разметку на автодороге Соболево-Тюльпан и предоставить информацию о ходе выполнения предписания.

Данное предписание ПАО «Оренбургнефть» не оспаривалось и в установленном законом порядке отменено не было.

** ** **** срок исполнения вышеуказанного предписания истёк, однако в ходе контрольной проверки, проведённой ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району Оренбургской области, установлено, что ПАО «Оренбургнефть» предписание не исполнило, не нанесло горизонтальную дорожную разметку на автомобильную дорогу Соболево-Тюльпан.

В качестве причины неисполнения вышеуказанного предписания, а именно ненанесения горизонтальной дорожной разметки на автомобильную дорогу <данные изъяты> ПАО «Оренбургнефть» указало невозможность выполнения данных работ в ** ** **** году по причине отсутствия финансирования статьи затрат «Содержание дорог» на указанный вид работ. Исполнение этого предписания ПАО «Оренбургнефть» планирует на ** ** **** год после заключения нового договора на оказание услуг по содержанию дорог.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ** ** ****, предписанием от ** ** ****, письмом Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОМВД России по <адрес> от ** ** **** , протоколом об административном правонарушении <адрес> от ** ** ****, письмом заместителя генерального директора по МТО, транспорту и организации закупок ПАО «Оренбургнефть» от ** ** **** п и ответчиком не оспариваются.

Все перечисленные выше исследованные по делу доказательства суд признаёт достоверными, относимыми и допустимыми, поскольку они согласуются между собой и дополняют друг друга, содержат достаточные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, полностью соответствуют требованиям процессуального закона о допустимых средствах доказывания, а их совокупность – достаточной для разрешения дела.

В силу положений ст.15 ч.2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (в том числе коммерческие организации) обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.17 ч.ч.1, 2, ст.18, ст.20 и ст.35 ч.ч.1, 2 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст.45 ч.1 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В силу положений ст.1 ч.2, ст.209 ч.ч.1, 2, ст.212 ч.ч.1, 2, ст.213 ч.ч.1, 2 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В Российской Федерации признаётся частная и иные формы собственности. В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом в соответствии со ст.210 ГК РФ именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст.6 ч.ч.1 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №257-ФЗ) в собственности юридических лиц могут находиться автомобильные дороги, построенные юридическими лицами за счёт собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе целях организации дорожного движения, посредством поддержания безопасных условий бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно ст.35 ч.2 Федерального закона №257-ФЗ реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание частных автомобильных дорог осуществляются за счёт средств их владельцев и иных не запрещённых законом источников.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон №196-ФЗ), его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу положений ст.3 Федерального закона №196 ФЗ к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.6 ч.5 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на частных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог, и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Согласно ст.12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктами 13, пп.13.5.б Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года №827, установлено, что к требованиям безопасности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при их эксплуатации относятся технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожная разметка, которая должна соответствовать следующим требованиям безопасности: дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации, за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. В случае если разметка, определяющая режимы движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки. Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если её износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию. Восстановление дорожной разметки необходимо производить при наступлении условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения.

Согласно п.4.2. ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённому постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года №221) установлены нижеследующие требования к дорожной разметке.

пп.4.2.1. ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.

пп.4.2.2. ГОСТ Р 50597-93 Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

пп.4.2.3. ГОСТ Р 50597-93 Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении её краской и более 25% – термопластичными массами.

пп. 4.2.4. ГОСТ Р 50597-93 Светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать следующим требованиям: белого цвета из обычных лакокрасочных и термопластичных материалов – 48%, из лакокрасочных и термопластичных материалов со световозвращающими свойствами – 28%; жёлтого цвета из обычных лакокрасочных и термопластичных материалов – 29%, из лакокрасочных и термопластичных материалов со световозвращающими свойствами – 21%. Коэффициент силы света (мкд х лк х м) разметки, выполненной из световозвращающих материалов, должен быть не менее: 80 – для белого цвета, 48 – жёлтого.

пп. 4.2.5. ГОСТ Р 50597-93 Восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией.

пп. 4.2.6. ГОСТ Р 50597-93 Коэффициент сцепления разметки должен быть не менее 0,75 значений коэффициента сцепления покрытия.

Согласно ст.8 ч.1 п.п.4, 9, ст.307 ч.ч.1, 2 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии со ст.309, ст.310 ч.1 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, вышеизложенные положения гражданского законодательства, законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, суд признаёт, что ответчик без достаточных к тому оснований не исполнял свои обязательства в пользу неопределённого круга лиц, возникшие из факта владения на праве собственности автомобильной дороги Соболево-Тюльпан, по ремонту и содержанию этой автомобильной дорогой, по обеспечению соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик этой дороги требованиям технических регламентов и государственных стандартов, о чём свидетельствует отсутствие дорожной разметки на автомобильной дороге.

Ответчик при осуществлении дорожной деятельности не реализовал необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на данной автомобильной дороге, а именно своевременно не включил эту дорогу в перечень аварийно-опасных участков дорог, не разработал первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Ни до, ни после выявления органами ГИБДД несоответствия данной автомобильной дороги требованиям технического регламента и государственного стандарта, заключающегося в отсутствии горизонтальной дорожной разметки, ответчик не предпринял каких-либо мер для устранения выявленных недостатков. При этом ответчик не выполнил и временные меры необходимые для организации безопасности дорожного движения, а именно не установил соответствующие дорожные знаки на этой дороге.

Такое бездействие ответчика недопустимо, поскольку отсутствие дорожной разметки либо временных дорожных знаков на вышеуказанной автомобильной дороге ставит под угрозу безопасность дорожного движения, а, соответственно, жизнь, здоровье и имущество неопределённого круга лиц, значительно увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с тяжкими последствиями.

В силу положений ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Полномочие прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, предусмотрено ст.45 ч.1 ГПК РФ.

Отсутствие финансирования статьи затрат «содержание дорог» на виды работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, на что изначально ссылался ответчик и, вопреки утверждению ответчика, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств в сфере дорожной деятельности.

Такое обстоятельство является прямым следствием безосновательного неисполнения ответчиком обязанности по ежегодному (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждению перечней аварийно-опасных участков дорог, и разработке первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Своевременное выполнение такой обязанности позволило бы обеспечить и необходимое финансирование соответствующих работ.

Отсутствие в настоящее время в силу времени года условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения, вопреки убеждению ответчика, также не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по восстановлению дорожной разметки при наступлении надлежащих условий в будущем, поскольку незамедлительно могут быть приняты временные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге. Более того, исполнение решения суда о присуждении к исполнению обязанности в натуре может быть отсрочено судом по обоснованному ходатайству ответчика.

Кроме того, не является основанием для отклонения иска не указание прокурором в исковом заявлении конкретных мероприятий, которые необходимо произвести для исполнения обязанности, поскольку в иске указано на необходимости привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями определённого Государственного стандарта Российской Федерации, указаны пункты этого ГОСТа, в которых прямо изложены подлежащие выполнению работы и требования к их результатам, этого достаточно для формулирования исполнимого решения суда.

По вышеуказанным основаниям все доводы ответчика об оставлении иска без удовлетворения суд признаёт несостоятельными и отклоняет.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора суд признаёт обоснованным и законным, а потому удовлетворяет их в полном объёме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 6000 рублей 00 копеек, от уплаты которой истец был освобождён, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Первомайского района Оренбургской области к Публичному акционерному обществу «Оренбургнефть» о приведении автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТа – удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное обществе «Оренбургнефть» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу «Соболево-Тюльпан» с кадастровым (или условным) номером 56-01/24-1/2002-219, расположенную в Первомайском районе Оренбургской области, в соответствие с требованиями п.п.4.2.1-4.2.6 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно на вышеуказанной автомобильной дороге нанести (при отсутствии) либо восстановить (при наличии и в зависимости от эксплуатационного износа) хорошо различимую в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии) дорожную разметку, соответствующую ГОСТу Р 52289-2004 и утвержденным схемам, выполненную по ГОСТу Р 51256-2011. При этом светотехнические параметры нанесённой или восстановленной дорожной разметки (коэффициенты её яркости и силы света) в процессе эксплуатации должны быть не менее значений, приведенных в п.4.2.4 ГОСТа Р 50597-93, восстановление разметки должно быть проведено в соответствии с действующей технологией, а коэффициент сцепления разметки должен быть не менее 0,75 значений коэффициента сцепления покрытия.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Оренбургнефть» в доход местного бюджета Муниципального образования город Бузулук Оренбургской области 6000 рублей 00 копеек в счёт государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобождён.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 декабря 2017 года.

Судья М.З. Халитов

Подлинник решения хранится в гражданском деле №2[1]-2488/2017, находящемся в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.

2[1]-2488/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Первомайского района Оренбургской области
Ответчики
Публичное акционерное общество "Оренбургнефть"
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Первомайскому району Оренбургской области
Панина М.П.
Суд
Бузулукский районный суд Оренбургской области
Дело на странице суда
buzuluksky.orb.sudrf.ru
05.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2017Передача материалов судье
10.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
04.12.2017Судебное заседание
09.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее