Дело № 2а-234/2021 УИД 22RS0054-01-2021-000501-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Костырченко Т.А.,
при секретаре Никитиной Т.А.,
с участием зам. прокурора Третьяковского района Артюхова Д.А.,
представителя административного ответчика Жуковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Установлено, что в собственности муниципального образования «Третьяковский район Алтайского края» находятся котельные, работающие на твердом топливе, посредством которых в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально- экономической инфраструктуры района, в том числе: 5 котельных в
<адрес>.
Администрацией Третьяковского района теплоснабжение потребителей Екатерининского, Корболихинского, Садового, Староалейского, Третьяковского и Шипунихинского сельсоветов ДД.ММ.ГГГГ г. было организовано путем создания МУП «Старт», наделенного статусом единой теплоснабжающей организации Третьяковского района, в связи с чем вышеуказанные котельные были переданы МУП «Старт» на праве хозяйственного ведения.
С учетом выявленной неплатежеспособности предприятия, решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № МУП «Старт» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, которое до настоящего времени не завершено.
В связи с банкротством МУП «Старт» указанные выше котельное из хозяйственного ведения предприятия не выбыли. В настоящее время конкурсным управляющим МУП «Старт» проводятся мероприятия по реализации названного имущества (торги).
В целях организации теплоснабжения населения Третьяковского района администрацией района ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано МУП «Третьяковский коммунальщик», за которым имущество, предназначенное для теплоснабжения потребителей Екатерининского, Корболихинского, Садового, Староалейского, Третьяковского и Шипунихинского сельсоветов Третьяковского района, не закреплено.
В соответствии с ч. 1 ст. 41, п.п. 1, 4 ст. 45 Устава муниципального образования «Третьяковский район Алтайского края», принятого решением Третьяковского районного Совета депутатов Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав), администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района.
К числу полномочий администрации района относятся: обеспечение составления проекта районного бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение районного Совета депутатов, обеспечение исполнения районного бюджета, обеспечение управления муниципальным долгом, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий; наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью.
С учетом изложенного, поскольку МУП «Старт», МУП «Третьяковский коммунальщик» не имеют возможности обеспечить надлежащую подготовку объектов теплоснабжения района к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ гг., на Администрации Третьяковского района лежит обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений, входящих в состав района, подготовке объектов теплоснабжения к предстоящему отопительному сезону.
В рамках осуществления надзора установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативный запас угля МУП «Третьяковский коммунальщик» не сформирован, контракты на закупку и поставку угля не заключены, что может стать препятствием к своевременному началу отопительного сезона. Указанное также подтверждается информацией Администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, мониторингом сайта Госзакупок zakupki.gov.ru.
Таким образом, в нарушение норм вышеприведенного законодательства на объектах теплоснабжения потребителей Екатерининского, Корболихинского, Садового, Староалейского, Третьяковского и Шипунихинского сельсоветов Третьяковского района не обеспечен НЭЗТ в должном количестве.
В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Третьяковского района Алтайского края по принятию мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края. Обязать Администрацию Третьяковского района Алтайского края создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании заместитель прокурора Третьяковского района Артюхов Д.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Третьяковского района Жукова О.В. в судебном заседании с доводы иска не отрицала, подтвердив отсутствие нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива, при этом указала на то, администрацией принимаются соответствующие меры.
Представители заинтересованных лиц не явились, извещены надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» (далее Закон «О теплоснабжении») теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
В силу ч. 5 указанной нормы, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, а также обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п.п. 2-4, 8-9, 11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду должны быть проверены, помимо прочего: готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Как установлено судом, в собственности МО «Третьяковский район Алтайского края» находятся котельные, работающие на твердом топливе, посредством которых в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально- экономической инфраструктуры района, в том числе: 5 котельных в с. Староалейское, котельные в селах Екатерининское, в Корболиха, Шипуниха, в п. Садовый, на ст. Третьяково.
Администрацией Третьяковского района теплоснабжение потребителей Екатерининского, Корболихинского, Садового, Староалейского, Третьяковского и Шипунихинского сельсоветов с ДД.ММ.ГГГГ. было организовано путем создания МУП «Старт», наделенного статусом единой теплоснабжающей организации Третьяковского района, в связи с чем вышеуказанные котельные были переданы МУП «Старт» на праве хозяйственного ведения. Решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Старт» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, которое до настоящего времени не завершено.
В связи с банкротством МУП «Старт» указанные выше котельное из хозяйственного ведения предприятия не выбыли. В настоящее время конкурсным управляющим МУП «Старт» проводятся мероприятия по реализации названного имущества (торги).
ДД.ММ.ГГГГ в целях организации теплоснабжения населения Третьяковского района администрацией района зарегистрировано МУП «Третьяковский коммунальщик», за которым имущество, предназначенное для теплоснабжения потребителей Екатерининского, Корболихинского, Садового, Староалейского, Третьяковского и Шипунихинского сельсоветов Третьяковского района, не закреплено.
На основании п. 2 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 (далее - Порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижйемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
В соответствии с п.п. 19, 20, 21 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки, и не может составлять менее 7 суток. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток и не может составлять менее 45 суток.
В соответствии с п.п. 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. Обязанность по обеспечению нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающие организации.
В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Вместе с тем в результате проведенной проверки установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ нормативный запас угля МУП «Третьяковский коммунальщик» не сформирован, контракты на закупку и поставку угля не заключены, что может стать препятствием к своевременному началу отопительного сезона.
В судебное заседание административным ответчиком представлена информация, из которой следует, что до настоящего времени нормативный запас угля МУП «Третьяковский коммунальщик» также не сформирован, однако принимаются меры по устранению данных нарушений.
Вместе с тем, необеспечение на МУП «Третьяковский коммунальщик» наличия нормативных запасов топлива приводит к нарушению прав жителей Третьяковского района на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия администрации Третьяковского района Алтайского края по принятию мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края и обязании Администрации Третьяковского района Алтайского края создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края, поскольку судом установлено, что администрацией Третьяковского района не принято достаточных мер по созданию запасов топлива, отсутствовал нормативный запас топлива по состоянию как на ДД.ММ.ГГГГ, так и на ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Учитывая социальную значимость прав и интересов, за защитой которых обратится в суд прокурор, а также последствия, которые могут наступить для неопределенного круга лиц замедлением исполнения принятого по делу судебного акта, суд полагает возможным согласиться с обращением решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Третьяковского района Алтайского края по принятию мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края.
Обязать Администрацию Третьяковского района Алтайского края создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края.
Решение суда об обязании Администрации Третьяковского района Алтайского края создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива на котельных муниципального образования Третьяковский район Алтайского края обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Костырченко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.А. Костырченко