Решение по делу № 2-293/2022 (2-5087/2021;) от 25.11.2021

2-293/2022 (2-5087/2021;)

УИД 04RS0007-01-2021-009554-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Алтаевой Т.Н., при секретаре Карповой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поповой Я.М. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной защиты населения РБ об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, истец Попова Я.М. просила признать за ней период с 01.02.2020 по 31.05.2020 как уход за пожилым больным родственником с доходом в 12000 руб., период с 01.06.2020 по 18.01.2021 как состоящей на учете в центре занятости в качестве безработного с доходом в 37400 руб., обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» назначить ей ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет - на С., *** г.р.

Исковые требования мотивированы тем, что Попова Я.М. состоит в браке с И., с которым приходятся родителями несовершеннолетним Р., *** г.р., С., *** г.р. *** истец обратилась в РГУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на ребенка С. *** ответчиком отказано в назначении выплаты в связи с отсутствием подтвержденных сведений о доходах за запрашиваемый период с *** по ***. В период с *** по *** истец не была официально трудоустроена в связи с тем, что семья была намерена переехать на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с переездом с *** истец уволилась с работы. С *** по *** истец осуществляла уход за дедушкой Б., достигшим 79 лет, <адрес> группы, страдающим онкозаболеванием. Истец возила дедушку на обследование, на лечение в медицинские учреждения, ухаживала за ним, покупала продукты, лекарства, помогала бабушке, от которой получала вознаграждение в размере 3000 руб. в месяц. В связи с болезнью дедушки и ограничительными мероприятиями в связи с распространением коронавирусной инфекции, дедушке не оформили 1 группу инвалидности. На момент болезни ему не исполнилось 80 лет, в связи с чем истец не могла официально оформить пособие по уходу за тяжелобольным человеком. С *** по *** истец состояла на учете в центре занятости населения. В течение указанного периода истец получала пособие по безработице в размере 37 400 руб. Общий доход истца за период с *** по *** составил 49400 руб. Учитывая доход супруга, среднедушевой доход ее семья не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, в связи с чем выплата на ребенка от 3 до 7 лет подлежит назначению.

Определением суда от 25.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОПФР по РБ, Республиканское агентство занятости населения.

Представитель истца Березовская С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнила, просила зачесть в период для расчета и назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет период с 01.02.2020 по 31.05.2020 как период ухода за тяжело больным человеком с доходом в 12000 руб. за 3 месяца, период с 01.06.2020 по 18.01.2021 как период нахождения на учете в центр занятости населения в качестве безработного с доходом в размере 37400 руб., признать за истцом право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с момент аобращения в РГУ.

Истец Попова Я.М. уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков РГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что для назначения ежемесячной выплаты Поповой Я.М. осуществлен расчет среднедушевого дохода всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, т.е. за период с *** по ***. При назначении ежемесячной денежной выплаты учитывается официально подтвержденный доход, к которым относится заработная плата, выплаты, назначенные Фондом социального страхования, органами социальной защиты, Пенсионным фондом РФ, алименты, стипендии и прочее. Согласно пп. «ж» п 16 Основных требований к порядку назначения ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, основанием для отказа в назначении выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов без уважительной причины. Исключение составляют случаи, когда заявитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет. В период ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, должна быть назначена ежемесячная компенсационная выплата по уходу, которая назначается Пенсионным фондом РФ. Указанный период ухода не может подтверждаться иными доказательствами. Кроме того, п. 16 Основных требований предусмотрено, что в расчетный период входит статус безработного не более 6 месяцев. Попова Я.М. имела статус безработного более 6 месяцев. Таким образом, период отсутствия доходов у Поповой Я.М. в связи с нахождением ее в качестве безработной может быть учтен не более 6 месяцев. У заявителя отсутствуют подтверждения дохода либо уважительной причины их отсутствия за оставшийся период.

Представитель третьего лица ОПФР по РБ Трунева О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, просила в их удовлетворении отказать, поскольку период ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, входит в страховой стаж. В случае признания судом указанного периода в качестве основания для назначения пособия, указанный период будет включен в стаж истца, с чем ОПФР по РБ не согласен, поскольку истец не обращалась в пенсионный фонд за назначением компенсационной выплаты по уходу за Б., *** г.р., последний в спорный период не достиг возраста 80 лет, ему не присваивалась 1 группа инвалидности.

Представитель третьего лица Республиканского агентства занятости населения Спасов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с удовлетворением требований, пояснил, что истец состояла на учете в качестве безработного с *** по ***, пособие по безработице получала с *** по ***, снята с учета в связи с длительной неявкой. Пособие по безработице назначается только на 3 месяца в течение 1 года, однако в связи с пандемией в 2020 году выплата пособия продлена до ***, т.е. за период нахождения истца на учете пособие по безработице она получала в течение 4х месяцев. В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» период получения пособия по безработице, а не весь период нахождения на учете в качестве безработного, включается в страховой стаж. По смыслу абз 2 пп. «ж» п. 16 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет уважительной причиной отсутствия дохода является нахождение на учете в центре занятости в качестве безработного, ищущего работу не более 6 месяцев. Весь остальной период нахождения на учете в качестве безработного не может быть принят в качестве уважительной причины отсутствия дохода, поскольку у безработных имеется возможность устроиться на общественную работу, получать материальную помощь. Истец на общественную работу не устраивалась, материальную помощь не получала.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее – Указ Президента) с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

П. 3. Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пп. а); размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. (пп. б).

В соответствии с п. 16. Указа решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается, в том числе в случае если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования).

Согласно п. 19. Основных требований (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений – на момент обращения истца за назначением пособия) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).

В п. 21. Основных требований указаны виды доходов семьи, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи. В их число входят в том числе:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии,

ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;

н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;

о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";

п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В п. 16 Основных требований указаны основания для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты.

В пп. «ж» п. 16 Основных требований в числе оснований для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 настоящих основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты.

В том же подпункте п. 16 основных требований перечислены исключения, если:

заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;

заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;

заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;

заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в пп. «ж» п. 16 Основных требований оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.

Во исполнение Указа Президента Постановлением Правительства РБ от 01.04.2020 № 173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" (далее – Постановление Правительства РБ) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Положение).

Согласно п. 9 Положения (здесь и далее Положение приведено в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются основания, указанные в пункте 16 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384.

П. 15 Положения установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производятся в соответствии с пунктами 22 - 27 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384. Подразделение РГУ вправе проверять достоверность документов (сведений), указанных в заявлении и представленных заявителем. В этих целях подразделение РГУ вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.

П. 3.2. Постановления Правительства РБ от 01.04.2020 № 173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" установлено, что Республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" является уполномоченной организацией по предоставлению ежемесячной выплаты, формированию и ведению реестра получателей ежемесячной выплаты.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Попова Я.М. состоит в зарегистрированном браке с И., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-АЖ ..., выданному *** Дворцом бракосочетания г<данные изъяты> Управления ЗАГС РБ.

Попова Я.М., И. являются родителями несовершеннолетних Р., *** г.р., С., *** г.р. (свидетельства о рождении I-АЖ ..., II-АЖ ..., выданные <данные изъяты> районным отделом г. Улан-Удэ Управления ЗАГС РБ).

Таким образом, семья Поповой Я.М. состоит из 4 человек.

04.07.2021 истец посредством портала госуслуг обратилась в РГУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением об установлении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на С., *** г.р.

Решением руководителя Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ РГУ «Центр социальной поддержки населения» от 10.08.2021 истцу отказано в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в связи с отсутствием подтвержденных доходов заявителя в обязательный период.

При рассмотрении заявления Поповой Я.М. Управлением социальной защиты населения по г. Улан-Удэ произведен расчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи Поповой Я.М. за период с *** по ***.

Как следует из пояснений представителя ответчика Какзакова А.В., при принятии решения об отказе Поповой Я.М. в выплате ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, учтено отсутствие у Поповой Я.М. доходов в расчетном периоде с 01.03.2020 по 30.06.2020, а также с 01.10.2020 по 28.02.2021. Подтвержденный доход у Поповой Я.М. имелся только в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в виде полученного пособия по безработице в размере 30640 руб.

После вынесения мотивированного отказа Попова Я.М. на электронную почту Управления социальной защиты по г. Улан-Удэ направила письмо, из которого следует, что истец в период с февраля 2020 по июнь 2020 г. осуществляла уход за тяжело больным дедушкой, состояла на учете в Центре занятости населения, представлено заключение ВК ... от *** ГБУЗ «Городская больница ...», из которого следует, что Б., *** г.р., с февраля 2020 г. по дату смерти получал лечение в связи с диагнозом <данные изъяты>

Не согласившись с вынесенным отказом, истец обратилась в суд, ссылается на то, что в период с 01.02.2020 по 31.05.2020 она осуществляла уход за престарелым дедушкой Б., нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, от которого получала доход в размере 3000 руб. в месяц (всего 12000 руб. за 4 месяца), а в период с 06.05.2020 по 18.01.2021 состояла на учете в ГКУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» в качестве безработного, получала пособие по безработице с 11.06.2020 по 30.09.2020 в общей сумме 37400 руб.

Оценивая доводы о незаконности отказа в назначении пособия, суд исходит из следующего.

Исходя из смысла вышеуказанных актов, мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет предоставляется не всем семьям, имеющим детей от 3 до 7 лет. Указанная мера социальной поддержки предоставляется адресно, с учетом нуждаемости семьи, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

С момента принятия Основных требований с 31.03.2020 до внесения изменений, действующих с 01.04.2021, пункт 16 Основных требований предусматривал в качестве основания отказа в назначении ежемесячной выплаты только смерть ребенка; превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В настоящее время с 01.04.2021 вступили в силу изменения в п. 16 Основных требований, в которых значительно расширены основания для отказа в назначении выплаты, в частности указаны критерии нуждаемости семьи, которые оцениваются в том числе со стороны имущественной обеспеченности семьи (пп. «г», «д», «е» п. 16 Основных требований): наличие у заявителя или членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, наличие 2 и более зданий с назначением "садовый дом", наличие 2 и более объектов недвижимого имущества, предназначенных для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания транспортных средств (гараж, машино-место), наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи 2 и более автотранспортных средств и т.д.

В пп. «ж» п. 16 Основных требований законодатель связывает оценку нуждаемости семьи в получении меры социальной поддержки с наличием у заявителя подтвержденных доходов или уважительной причины их отсутствия.

Именно поэтому в пп. «ж» п. 16 Основных требований в качестве основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет указано на отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, за исключением случаев, когда заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет; заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации); заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения).

Аналогичный подход законодателя об оценке нуждаемости заявителя, обращающегося за предоставлением меры социальной поддержки, содержится и в иных нормативных правовых актах, в том числе в Постановлении Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности», в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Таким образом, исходя из буквального толкования положения абз. 2 пп. «ж» п. 16 Основных требований, к уважительным причинам отсутствия доходов относится период не более 6 месяцев, когда заявитель или члены его семьи имели статус безработного, ищущего работу.

Согласно справке ГКУ «Центр занятости населения» от *** Попова Я.М. состояла на учете в качестве безработной с *** по *** и получала пособие по безработице с *** по *** в размере 37400 руб.

Таким образом, 6-месячный период с *** по ***, когда Попова Я.М. состояла на учете в качестве безработной, следует признать относящимся к периоду, в который у истца отсутствовал доход по уважительной причине в соответствии с абз. 2 пп. «ж» п. 16 Основных требований.

Вместе с тем, вышеизложенное не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку в совокупности в течение 10 месяцев в расчетный период истец не имела подтвержденного дохода, либо доказательств его отсутствия по уважительной причине.

Период осуществления ухода за тяжелобольным родственником Б. именно Поповой Я.М. не подтвержден достоверными, относимыми и допустимыми доказательствами.

Заключение врачебной комиссии, представленное истом не содержит выводы о нуждаемости Б. в постоянном постороннем уходе, заключение выдано *** после смерти Б., запись на заключении о его нуждаемости в таком уходе выполнена в период рассмотрения дела в суде ***, что не позволяет принять указанное заключение в качестве допустимого доказательства, подтверждающего отсутствие дохода Поповой Я.М. в период с *** по *** по уважительной причине.

Свидетельские показания также не могут подтверждать указанные обстоятельства с достаточной степенью достоверностью в отсутствие относимых, допустимых письменных доказательств.

Учитывая, что период ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, входит в страховой стаж, компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами Поповой Я.М. не назначалась, за назначением такой выплатой Попова Я.М. не обращалась, Б. в спорный период не достиг возраста 80 лет, ему не присваивалась 1 группа инвалидности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований отнесения периода с *** по *** к исключению, указанному в абз. 5 пп. «ж» п. 16 Основных требований.

Даже если следовать доводам Поповой Я.М. об уважительности причин отсутствия дохода в период с *** по *** в связи с осуществлением ей ухода за тяжелобольным родственником, с учетом 6-месячного периода нахождения в статусе безработного, совокупный период отсутствия доходов, обоснованных объективными причинами, составляет 8 месяцев, что противоречит положению абзаца 12 пп. «ж» п. 16 Основных требований, который устанавливает минимальный период наличия уважительных причин для отсутствия дохода на протяжении 10 месяцев.

Аналогичный подход в толковании оснований отказа в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет отражен в Информации Минтруда России, в соответствии с публикацией на сайте <данные изъяты> по состоянию на ***, где указано, что в соответствии с изменениями в Основные требования вводится "правило нулевого дохода". Оно предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами, которые поименованы в пп. «ж» п. 16 Основных требований.

Доводы истца о переезде в <адрес>, отсутствии возможности трудоустроиться без регистрации в другом регионе отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии уважительных причин в отсутствии доходов в спорный период.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм, а также учитывая вышеизложенное в совокупности, суд считает исковые требования Поповой Я.М. не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Поповой Я.М. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной защиты населения РБ об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Алтаева Т.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2022

2-293/2022 (2-5087/2021;)

УИД 04RS0007-01-2021-009554-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Алтаевой Т.Н., при секретаре Карповой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поповой Я.М. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной защиты населения РБ об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, истец Попова Я.М. просила признать за ней период с 01.02.2020 по 31.05.2020 как уход за пожилым больным родственником с доходом в 12000 руб., период с 01.06.2020 по 18.01.2021 как состоящей на учете в центре занятости в качестве безработного с доходом в 37400 руб., обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» назначить ей ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет - на С., *** г.р.

Исковые требования мотивированы тем, что Попова Я.М. состоит в браке с И., с которым приходятся родителями несовершеннолетним Р., *** г.р., С., *** г.р. *** истец обратилась в РГУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на ребенка С. *** ответчиком отказано в назначении выплаты в связи с отсутствием подтвержденных сведений о доходах за запрашиваемый период с *** по ***. В период с *** по *** истец не была официально трудоустроена в связи с тем, что семья была намерена переехать на постоянное место жительства в <адрес>. В связи с переездом с *** истец уволилась с работы. С *** по *** истец осуществляла уход за дедушкой Б., достигшим 79 лет, <адрес> группы, страдающим онкозаболеванием. Истец возила дедушку на обследование, на лечение в медицинские учреждения, ухаживала за ним, покупала продукты, лекарства, помогала бабушке, от которой получала вознаграждение в размере 3000 руб. в месяц. В связи с болезнью дедушки и ограничительными мероприятиями в связи с распространением коронавирусной инфекции, дедушке не оформили 1 группу инвалидности. На момент болезни ему не исполнилось 80 лет, в связи с чем истец не могла официально оформить пособие по уходу за тяжелобольным человеком. С *** по *** истец состояла на учете в центре занятости населения. В течение указанного периода истец получала пособие по безработице в размере 37 400 руб. Общий доход истца за период с *** по *** составил 49400 руб. Учитывая доход супруга, среднедушевой доход ее семья не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, в связи с чем выплата на ребенка от 3 до 7 лет подлежит назначению.

Определением суда от 25.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОПФР по РБ, Республиканское агентство занятости населения.

Представитель истца Березовская С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнила, просила зачесть в период для расчета и назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет период с 01.02.2020 по 31.05.2020 как период ухода за тяжело больным человеком с доходом в 12000 руб. за 3 месяца, период с 01.06.2020 по 18.01.2021 как период нахождения на учете в центр занятости населения в качестве безработного с доходом в размере 37400 руб., признать за истцом право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с момент аобращения в РГУ.

Истец Попова Я.М. уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков РГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что для назначения ежемесячной выплаты Поповой Я.М. осуществлен расчет среднедушевого дохода всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, т.е. за период с *** по ***. При назначении ежемесячной денежной выплаты учитывается официально подтвержденный доход, к которым относится заработная плата, выплаты, назначенные Фондом социального страхования, органами социальной защиты, Пенсионным фондом РФ, алименты, стипендии и прочее. Согласно пп. «ж» п 16 Основных требований к порядку назначения ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, основанием для отказа в назначении выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов без уважительной причины. Исключение составляют случаи, когда заявитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет. В период ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, должна быть назначена ежемесячная компенсационная выплата по уходу, которая назначается Пенсионным фондом РФ. Указанный период ухода не может подтверждаться иными доказательствами. Кроме того, п. 16 Основных требований предусмотрено, что в расчетный период входит статус безработного не более 6 месяцев. Попова Я.М. имела статус безработного более 6 месяцев. Таким образом, период отсутствия доходов у Поповой Я.М. в связи с нахождением ее в качестве безработной может быть учтен не более 6 месяцев. У заявителя отсутствуют подтверждения дохода либо уважительной причины их отсутствия за оставшийся период.

Представитель третьего лица ОПФР по РБ Трунева О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, просила в их удовлетворении отказать, поскольку период ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, входит в страховой стаж. В случае признания судом указанного периода в качестве основания для назначения пособия, указанный период будет включен в стаж истца, с чем ОПФР по РБ не согласен, поскольку истец не обращалась в пенсионный фонд за назначением компенсационной выплаты по уходу за Б., *** г.р., последний в спорный период не достиг возраста 80 лет, ему не присваивалась 1 группа инвалидности.

Представитель третьего лица Республиканского агентства занятости населения Спасов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с удовлетворением требований, пояснил, что истец состояла на учете в качестве безработного с *** по ***, пособие по безработице получала с *** по ***, снята с учета в связи с длительной неявкой. Пособие по безработице назначается только на 3 месяца в течение 1 года, однако в связи с пандемией в 2020 году выплата пособия продлена до ***, т.е. за период нахождения истца на учете пособие по безработице она получала в течение 4х месяцев. В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» период получения пособия по безработице, а не весь период нахождения на учете в качестве безработного, включается в страховой стаж. По смыслу абз 2 пп. «ж» п. 16 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет уважительной причиной отсутствия дохода является нахождение на учете в центре занятости в качестве безработного, ищущего работу не более 6 месяцев. Весь остальной период нахождения на учете в качестве безработного не может быть принят в качестве уважительной причины отсутствия дохода, поскольку у безработных имеется возможность устроиться на общественную работу, получать материальную помощь. Истец на общественную работу не устраивалась, материальную помощь не получала.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее – Указ Президента) с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

П. 3. Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пп. а); размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. (пп. б).

В соответствии с п. 16. Указа решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается, в том числе в случае если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования).

Согласно п. 19. Основных требований (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений – на момент обращения истца за назначением пособия) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).

В п. 21. Основных требований указаны виды доходов семьи, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи. В их число входят в том числе:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии,

ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;

н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;

о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";

п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В п. 16 Основных требований указаны основания для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты.

В пп. «ж» п. 16 Основных требований в числе оснований для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 настоящих основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты.

В том же подпункте п. 16 основных требований перечислены исключения, если:

заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;

заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;

заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;

заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в пп. «ж» п. 16 Основных требований оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.

Во исполнение Указа Президента Постановлением Правительства РБ от 01.04.2020 № 173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" (далее – Постановление Правительства РБ) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Положение).

Согласно п. 9 Положения (здесь и далее Положение приведено в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются основания, указанные в пункте 16 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384.

П. 15 Положения установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производятся в соответствии с пунктами 22 - 27 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384. Подразделение РГУ вправе проверять достоверность документов (сведений), указанных в заявлении и представленных заявителем. В этих целях подразделение РГУ вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.

П. 3.2. Постановления Правительства РБ от 01.04.2020 № 173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" установлено, что Республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" является уполномоченной организацией по предоставлению ежемесячной выплаты, формированию и ведению реестра получателей ежемесячной выплаты.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Попова Я.М. состоит в зарегистрированном браке с И., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-АЖ ..., выданному *** Дворцом бракосочетания г<данные изъяты> Управления ЗАГС РБ.

Попова Я.М., И. являются родителями несовершеннолетних Р., *** г.р., С., *** г.р. (свидетельства о рождении I-АЖ ..., II-АЖ ..., выданные <данные изъяты> районным отделом г. Улан-Удэ Управления ЗАГС РБ).

Таким образом, семья Поповой Я.М. состоит из 4 человек.

04.07.2021 истец посредством портала госуслуг обратилась в РГУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением об установлении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на С., *** г.р.

Решением руководителя Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ РГУ «Центр социальной поддержки населения» от 10.08.2021 истцу отказано в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в связи с отсутствием подтвержденных доходов заявителя в обязательный период.

При рассмотрении заявления Поповой Я.М. Управлением социальной защиты населения по г. Улан-Удэ произведен расчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи Поповой Я.М. за период с *** по ***.

Как следует из пояснений представителя ответчика Какзакова А.В., при принятии решения об отказе Поповой Я.М. в выплате ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, учтено отсутствие у Поповой Я.М. доходов в расчетном периоде с 01.03.2020 по 30.06.2020, а также с 01.10.2020 по 28.02.2021. Подтвержденный доход у Поповой Я.М. имелся только в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в виде полученного пособия по безработице в размере 30640 руб.

После вынесения мотивированного отказа Попова Я.М. на электронную почту Управления социальной защиты по г. Улан-Удэ направила письмо, из которого следует, что истец в период с февраля 2020 по июнь 2020 г. осуществляла уход за тяжело больным дедушкой, состояла на учете в Центре занятости населения, представлено заключение ВК ... от *** ГБУЗ «Городская больница ...», из которого следует, что Б., *** г.р., с февраля 2020 г. по дату смерти получал лечение в связи с диагнозом <данные изъяты>

Не согласившись с вынесенным отказом, истец обратилась в суд, ссылается на то, что в период с 01.02.2020 по 31.05.2020 она осуществляла уход за престарелым дедушкой Б., нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, от которого получала доход в размере 3000 руб. в месяц (всего 12000 руб. за 4 месяца), а в период с 06.05.2020 по 18.01.2021 состояла на учете в ГКУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» в качестве безработного, получала пособие по безработице с 11.06.2020 по 30.09.2020 в общей сумме 37400 руб.

Оценивая доводы о незаконности отказа в назначении пособия, суд исходит из следующего.

Исходя из смысла вышеуказанных актов, мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет предоставляется не всем семьям, имеющим детей от 3 до 7 лет. Указанная мера социальной поддержки предоставляется адресно, с учетом нуждаемости семьи, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

С момента принятия Основных требований с 31.03.2020 до внесения изменений, действующих с 01.04.2021, пункт 16 Основных требований предусматривал в качестве основания отказа в назначении ежемесячной выплаты только смерть ребенка; превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В настоящее время с 01.04.2021 вступили в силу изменения в п. 16 Основных требований, в которых значительно расширены основания для отказа в назначении выплаты, в частности указаны критерии нуждаемости семьи, которые оцениваются в том числе со стороны имущественной обеспеченности семьи (пп. «г», «д», «е» п. 16 Основных требований): наличие у заявителя или членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, наличие 2 и более зданий с назначением "садовый дом", наличие 2 и более объектов недвижимого имущества, предназначенных для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания транспортных средств (гараж, машино-место), наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи 2 и более автотранспортных средств и т.д.

В пп. «ж» п. 16 Основных требований законодатель связывает оценку нуждаемости семьи в получении меры социальной поддержки с наличием у заявителя подтвержденных доходов или уважительной причины их отсутствия.

Именно поэтому в пп. «ж» п. 16 Основных требований в качестве основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет указано на отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, за исключением случаев, когда заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет; заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации); заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения).

Аналогичный подход законодателя об оценке нуждаемости заявителя, обращающегося за предоставлением меры социальной поддержки, содержится и в иных нормативных правовых актах, в том числе в Постановлении Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности», в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Таким образом, исходя из буквального толкования положения абз. 2 пп. «ж» п. 16 Основных требований, к уважительным причинам отсутствия доходов относится период не более 6 месяцев, когда заявитель или члены его семьи имели статус безработного, ищущего работу.

Согласно справке ГКУ «Центр занятости населения» от *** Попова Я.М. состояла на учете в качестве безработной с *** по *** и получала пособие по безработице с *** по *** в размере 37400 руб.

Таким образом, 6-месячный период с *** по ***, когда Попова Я.М. состояла на учете в качестве безработной, следует признать относящимся к периоду, в который у истца отсутствовал доход по уважительной причине в соответствии с абз. 2 пп. «ж» п. 16 Основных требований.

Вместе с тем, вышеизложенное не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку в совокупности в течение 10 месяцев в расчетный период истец не имела подтвержденного дохода, либо доказательств его отсутствия по уважительной причине.

Период осуществления ухода за тяжелобольным родственником Б. именно Поповой Я.М. не подтвержден достоверными, относимыми и допустимыми доказательствами.

Заключение врачебной комиссии, представленное истом не содержит выводы о нуждаемости Б. в постоянном постороннем уходе, заключение выдано *** после смерти Б., запись на заключении о его нуждаемости в таком уходе выполнена в период рассмотрения дела в суде ***, что не позволяет принять указанное заключение в качестве допустимого доказательства, подтверждающего отсутствие дохода Поповой Я.М. в период с *** по *** по уважительной причине.

Свидетельские показания также не могут подтверждать указанные обстоятельства с достаточной степенью достоверностью в отсутствие относимых, допустимых письменных доказательств.

Учитывая, что период ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, входит в страховой стаж, компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами Поповой Я.М. не назначалась, за назначением такой выплатой Попова Я.М. не обращалась, Б. в спорный период не достиг возраста 80 лет, ему не присваивалась 1 группа инвалидности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований отнесения периода с *** по *** к исключению, указанному в абз. 5 пп. «ж» п. 16 Основных требований.

Даже если следовать доводам Поповой Я.М. об уважительности причин отсутствия дохода в период с *** по *** в связи с осуществлением ей ухода за тяжелобольным родственником, с учетом 6-месячного периода нахождения в статусе безработного, совокупный период отсутствия доходов, обоснованных объективными причинами, составляет 8 месяцев, что противоречит положению абзаца 12 пп. «ж» п. 16 Основных требований, который устанавливает минимальный период наличия уважительных причин для отсутствия дохода на протяжении 10 месяцев.

Аналогичный подход в толковании оснований отказа в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет отражен в Информации Минтруда России, в соответствии с публикацией на сайте <данные изъяты> по состоянию на ***, где указано, что в соответствии с изменениями в Основные требования вводится "правило нулевого дохода". Оно предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами, которые поименованы в пп. «ж» п. 16 Основных требований.

Доводы истца о переезде в <адрес>, отсутствии возможности трудоустроиться без регистрации в другом регионе отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии уважительных причин в отсутствии доходов в спорный период.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм, а также учитывая вышеизложенное в совокупности, суд считает исковые требования Поповой Я.М. не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Поповой Я.М. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной защиты населения РБ об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Алтаева Т.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2022

2-293/2022 (2-5087/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попова Янина Михайловна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РБ
РГУ "Центр социальной поддержки населения"
Другие
отделение пенсионного фонда РФ по РБ
Республиканское агентство занятости населения
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Алтаева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
25.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2021Передача материалов судье
02.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Подготовка дела (собеседование)
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2022Дело оформлено
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее