Решение по делу № 2а-2701/2021 от 16.08.2021

Дело № 2а–2701/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2021 г. г. Миасс Челябинской области

Миасский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Алферова И.А.

при секретаре Теркиной К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Герберсгагена А.Ю. к Территориальной избирательной комиссии г. Миасса о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата

УСТАНОВИЛ:

Герберсгаген А.Ю. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии г. Миасса о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Миасса (далее по тексту – ТИК) НОМЕР от ДАТА «Об отказе Герберсгаген Александру Юрьевичу в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10», о возложении на Территориальную избирательную комиссию г. Миасса обязанности зарегистрировать Герберсгагена А.Ю. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10» в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований административный истец указал, что ДАТА он представил административному ответчику документы о выдвижении его кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10, ДАТА открыл специальный избирательный счет и предоставил справку об открытии счета в ТИК. Административный ответчик отказался принимать данную справку ввиду преждевременности. После получения извещения он предоставил в ТИК справку банка об открытии специального счета. Оспариваемым решением НОМЕР от ДАТА истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты ввиду того, что истцом не был предоставлен документ, подтверждающий открытие специального счета. Административный истец считает данное решение незаконным, не соответствующим положениям ст. 23 Закона Челябинской области № 36-ЗО от 29 июня 2006 года «О муниципальных выборах в Челябинской области», ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Административный истец Герберсгаген А.Ю. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Миасса Наумова Н.М. и Бирт Л.А. (л.д. 78) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, представили письменные возражения по делу (л.д. 33-35).

Представители заинтересованного лица Челябинского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» Ковалев С.А. и Липатников И.С. в судебном заседании полагали иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Помощником прокурора Заболотным Д.А. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела ДАТА в газете «Миасский рабочий» НОМЕР было опубликовано решение Территориальной избирательной комиссии г. Миасса «О назначении дополнительных выборов депутата Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области по одномандатному избирательному округу № 10».

На основании решения политического бюро центрального комитета политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» от ДАТА (л.д. 40-42) и постановления комитета Челябинского областного отделения партии (л.д. 44-45) кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области на дополнительных выборах по одномандатному избирательному округу № 10 выдвинут Герберсгаген А.Ю.

ДАТА Герберсгаген А.Ю. представил в ТИК документы о выдвижении его кандидатом в депутаты Собрания по одномандатному избирательному округу № 10.

ДАТА истец предоставил сведения об изменениях в данных о кандидате (л.д. 65-67).

ДАТА административным ответчиком принято решение НОМЕР о направлении Герберсгагену А.Ю. извещения о выявленных недостатках (л.д. 73-74), составлено извещение о непредставлении документа, подтверждающего открытие специального счета (л. 75-76).

ДАТА Герберсгаген А.Ю. представил в ТИК справку ПАО «Сбербанк России» об открытии избирательного счета.

Решением ТИКа НОМЕР от ДАТА истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10. Документ об открытии специального счета не представлен до 18:00 ДАТА. В данном решении указано, что основанием отказа в регистрации Герберсгагена А.Ю. кандидатом в депутаты Собрания является подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Приходя к выводу о незаконности оспариваемого решения ТИК, суд исходит из следующих норм материального права.

Согласно ч.2 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006 N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, кандидата на должность выборного должностного лица кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам либо доверенное лицо одновременно не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию (комиссию муниципального образования) следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 2-2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, указанные в части 3-1) статьи 19 настоящего Закона;

4) документ, подтверждающий открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета.

5) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, - при проведении выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов.

Частью 17 указанной статьи предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок со дня приема необходимых для регистрации кандидатов, списков кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Частью 1 и частью 1.1 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006 N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 2-2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в части 3-1) статьи 19 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (за исключением случая, предусмотренного частью 16-1 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35-1 Федерального закона или части 16 настоящей статьи.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью 3-1) статьи 19 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 2-2 статьи 19 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.

Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-О-О).

Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.

Пунктом 4.12.3 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, предусмотрено, что в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций.

Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в том числе в части их оформления), дополнительное представление копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Судом установлено, что Герберсгаген А.Ю. при подаче в ТИК документов, уведомляющих о выдвижении кандидата избирательным объединением, ДАТА получил от административного ответчика разрешение на открытие специального избирательного счета.

ДАТА Герберсгаген А.Ю. открыл в ПАО «Сбербанк России» специальный избирательный счет, получив от банка соответствующую справку по форме НОМЕР (л.д. 69).

Как следует из пояснения сторон, ДАТА Герберсгаген А.Ю. предоставлял в ТИК заявление об изменении в данных о кандидате (л.д. 65), сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, а также справку ПАО «Сбербанк России» от ДАТА.

Приняв ДАТА заявление об изменении в данных о кандидате (л.д. 65) и сведения о размере и об источниках доходов, председатель ТИКа Наумова Н.М. в устной форме отказала истцу в принятии справки ПАО «Сбербанк России» об открытии специального избирательного счета, сославшись на преждевременность её предоставления.

Таким образом, административному ответчику с ДАТА было известно о реализации Герберсгагеным А.Ю. разрешения ТИКа на открытие счета и о наличии у Герберсгагена А.Ю. документов об открытии специального избирательного счета.

Письменный мотивированный отказ в принятии ДАТА справки ПАО «Сбербанк России» с разъяснением сроков подачи документов административным ответчиком не составлялся.

В нарушение части 1.1 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006 N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" ТИКом не направлялось извещение о неполноте документов, предоставленных Герберсгагеным А.Ю., избирательному объединению.

Получив извещение от ДАТА, заблаговременно до дня заседания избирательной комиссии (ДАТА) Герберсгаген А.Ю. в соответствии с ч.1.1. ст. 23 вышеназванного Закона представил административному ответчику справку ПАО «Сбербанк России» об открытии специального избирательного счета.

Как следует из пояснений председателя ТИК Наумовой Н.М. указанная справка ПАО «Сбербанк России» не вызывает сомнений в достоверности сведений.

Доводы стороны административного ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления кандидатом в избирательную комиссию недостающих документов, суд признает несостоятельными, не соответствующими положениям ч.1.1 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006 N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области", пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, исходя из того, что Герберсгаген А.Ю. в соответствии с требованиями избирательного законодательства получил от ТИКа разрешение на открытие специального счета, ДАТА открыл специальный избирательный счет в ПАО «Сбербанк России» и в тот же день принимал меры по предоставлению справки об открытии счета территориальной избирательной комиссии, что Герберсгагеным А.Ю. были предоставлены все необходимые документы при получении извещения от ДАТА, что избирательная комиссия не извещала избирательное объядинение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, об отсутствии документов, а также что на момент проведения заседания ДАТА у ТИК имелись все документы от кандидата Герберсгагена А.Ю. и достоверность и полнота предоставленных сведений не вызывала сомнений, адимнистративный ответчик неправомерно применил положения подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, приняв незаконное решение НОМЕР.

С учетом изложенного исковые требования Герберсгагена А.Ю. подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Герберсгагена А.Ю. к Территориальной избирательной комиссии г. Миасса удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Миасса НОМЕР от ДАТА «Об отказе Герберсгаген А.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10».

Возложить на Территориальную избирательную комиссию г. Миасса обязанность зарегистрировать Герберсгагена А.Ю. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа по одномандатному избирательному округу № 10» в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Территориальной избирательной комиссии г. Миасса разъясняется необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия судом решения в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья

Мотивированное решение суда составлено 25 августа 2021

06 сентября 2021 года судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 25 августа 2021 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Герберсгагена А.Ю. к Территориальной избирательной комиссии г. Миасса о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата, отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

2а-2701/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герберсгаген Александр Юрьевич
Прокурор г. Миасса
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Миасса
Другие
Челябинское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России"
Суд
Миасский городской суд Челябинской области
Судья
Алферов Игорь Алексеевич
Дело на сайте суда
miass.chel.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
16.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Подготовка дела (собеседование)
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее