Решение по делу № 2а-2009/2016 от 22.11.2016

Административное дело № 2а-2009/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                      <адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Яковлевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике к Григорьеву О.Н. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее МИ ФНС России по ЧР) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Григорьеву О.Н. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафа. Требования мотивированы тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Григорьева О.Н. имеется задолженность в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты>. Несмотря на то, что в адрес ответчика были направлены требования, образовавшаяся задолженность до настоящего времени не погашена. Со ссылкой на ст. ст. 4, 17.1, 95, 124, 126 КАС РФ, ст.ст.31, 48 Налогового кодекса РФ просит взыскать с ответчика указанную недоимку по налогу на добавленную стоимость, пени, штраф по НДС и по единому налогу на вмененный доход, всего в размере <данные изъяты>.

Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике просила рассмотреть дело без участия ее представителя.

Административный ответчик Григорьев О.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменный отзыв (возражения) на исковые требования суду не представил.

Неявка административного ответчика Григорьева О.Н. не является препятствием к рассмотрению данного административного дела.

Изучив письменные доказательства, имеющиеся в гражданском деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.3, п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели (пункт 1 статьи 143 НК РФ).

Григорьев О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся <данные изъяты>, следовательно, Григорьев О.Н. в проверяемом периоде должен был исполнять налоговые обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для индивидуальных предпринимателей по уплате налога на добавленную стоимость.

Таким образом, административный ответчик Григорьев О.Н. являлся на тот момент плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Григорьева О.Н. перед бюджетом составила <данные изъяты>:недоимки по налогу на добавленную стоимость по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), пени <данные изъяты>, штрафа по НДС <данные изъяты>, штрафа на ЕНВД <данные изъяты>.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Вместе с тем частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере. Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

Порядок исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 48 и 52 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Как установлено судом требования об уплате взыскиваемых сумм задолженности (налогов, сбора, пени, штрафа, налоговых санкций) направлены в адрес Григорьева О.Н. ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ без указания срока оплаты, ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ, в суд МИ ФНС России по Чувашской Республике обратилась с иском ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ).

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Григорьева О.Н. указанной задолженности по налогу, штрафов и пеней административный истец в ДД.ММ.ГГГГ года обратился мировому судье судебного участка .

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка на основании п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ было отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Григорьева О.Н. недоимки по налогу, в связи с тем, что инспекцией заявлено требование, на предъявление которого истек срок, и просил восстановить данный срок, указанное обстоятельство свидетельствует о том, что заявленное требование не является бесспорным.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление МИФНС России по Чувашской Республике о взыскании с Григорьева О.Н. указанной недоимки по налогу на добавленную стоимость (НДС), пени, штрафов подано в <данные изъяты> суд Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации.

При таких обстоятельствах право на взыскание недоимки по налогу на добавленную стоимость, пени, штрафа с Григорьева О.Н. утрачена.

При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, последний день срока для обращения в суд с иском о взыскании задолженности приходился на ДД.ММ.ГГГГ.

Уважительных причин пропуска срока для подачи административного искового заявления к ответчику сторона административного истца не представлены, основания для восстановления истцу пропущенного срока подачи иска суду не приведены.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике к Григорьеву О.Н. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере <данные изъяты>, пени по налогу на добавленную стоимость в размере <данные изъяты>, штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере <данные изъяты>, штрафа по единому налогу на вмененный доход в размере <данные изъяты> отказать в связи с пропуском административным истцом установленного законом процессуального срока на обращение в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                        Т.А. Яковлева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года

2а-2009/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Чувашской Республике
Ответчики
Григорьев О.Н.
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
22.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
24.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее