Решение по делу № 2-405/2024 (2а-8446/2023;) от 18.10.2023

Дело № 2-405/2024

50RS0<№ обезличен>-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2024 г.                                      г.о. Химки <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Демидова В.Ю.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Химкинского городского прокурора <адрес> к Администрации г.о. Химки <адрес>, Муниципальному предприятию г.о. Химки «Развитие земельно-имущественного комплекса» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Истец, уточнив требования, обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере целевого использования объектов социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что распоряжением Правительства г. Москвы от <дата> № 214-РП в собственность г.о. Химки передано здание бывшего детского сада № 2296 г. Москвы с кадастровым номером № 50:10:0080101:297, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Химки, мкр. Новогорск, 6-й квартал, д. 3А площадью 4 352 кв.м., двух сараев площадью 42,9 кв.м. и 42,7 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером № 50:10:0080104:29. Распоряжением КУИ Администрации г.о. Химки от <дата> имущество передано в хозяйственное ведение МП г.о. Химки «Развитие земельно-имущественного комплекса».

Вместе с тем по состоянию на <дата> в г.о. Химки дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях свыше 6 078 единиц, в том числе в мкр. Новогорск свыше 72 единиц. Таким образом, в случае использования имущества по назначению, очередь в сады в кмр. Новогорск г.о. Химки отсутствовала.

Просит признать бездействие ответчиков по не принятию мер к поддержанию технического состояния имущества незаконным, признать незаконным бездействие по непринятию мер на исключение дефицита мест в дошкольных учреждениях, обязать организовать мероприятия по исключению дефицита мест.

Помощник Химкинского городского прокурора в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Администрации г.о. Химки в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на невозможность приведения здания в соответствие с требованиями законодательства.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены.

Определением суда от <дата> производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части требований о возложении обязанности по приведению в соответствие здания бывшего детского сада прекращено.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Актом проверки Химкинской городской прокуратуры от <дата> по результатам выездной проверки соблюдения законодательства, установлены нарушения требований федерального законодательства в части использования имущественного комплекса бывшего детского сада № 2296 г. Москвы по своему целевому назначению и сокращению дефицита мест в дошкольных учреждениях г.о. Химки.

Согласно Распоряжению Правительства г. Москвы № 214-РП от <дата> «О передаче в муниципальную собственность муниципальных образований <адрес> недвижимого имущества» с собственность г.о. Химки переданы: здание площадью 4 352,7 кв.м. с кадастровым номером № 50:10:0080101:297; здание (сарай) площадью 42,9 кв.м. с кадастровым номером № 50:10:0080101:299; сооружения (навесы) площадью 64,4 кв.м. каждое с кадастровыми номерами № 50:10:0080101:302, № 50:10:0080101:303, № 50:10:0080101:304, № 50:10:0080101:301; сооружение (навес) площадью 33,8 кв.м. с кадастровым номером № 50:10:0080101:305; сооружение (забор) площадью 862,8 кв.м. с кадастровым номером № 50:10:0080101:306; здание (сарай) площадью 42,7 кв.м. с кадастровым номером № 50:10:0080101:300. Также передан перечень движимого имущества.

Право собственности на здание зарегистрировано за г.о. Химки <дата>.

Распоряжением КУИ Администрации г.о. Химки здание передано в хозяйственное управление МП г.о. Химки «Развитие земельно-имущественного комплекса».

К способам защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ относит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Аналогичное полномочие органов местного самоуправления муниципального района закреплено в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Частью 1 ст. 55.24 ГрК РФ установлено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Согласно ч. 5 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 1 ст. 295 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.

Содержание имущества бюджетного учреждения осуществляется за счет средств, выделяемых учредителем в качестве субсидии на выполнение муниципального задания. Кроме того учреждению могут предоставляться субсидии на иные цели.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> № 18-П, каждый ребенок в силу ст. 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации.

Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентирует, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ст. 2 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в числе прочего на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных округов, городских округов отнесено к полномочию органа местного самоуправления (п. 1 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ).

Согласно СП 2.4.3648-20, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км (пункт 2.1.2), количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:

- не менее 2,5 кв.м. на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 кв.м. на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (п. <дата>).

Исходя из вышеприведенных норм в системе действующего правового регулирования, местное самоуправление, являющееся по своему конституционно-правовому статусу формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно являющееся частью единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций социального государства, обязаны принять меры для реализации доступности конституционного права на образование с соблюдением установленных санитарных правил, при разработке документов территориального планирования предвидеть соответствующую потребность в дополнительном строительстве образовательных учреждений исходя из установленных нормативов, принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности. Предназначение местного самоуправления определяется прежде всего целями наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

С целью определения возможности использования здания по его прямому назначению, судом по ходатайству Администрации г.о. Химки назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценочная компания «Юрдис» (ИНН 7710431830).

Согласно выводам заключения эксперта № 0253/03/2024 от <дата>, приведение здания бывшего детского сада № 2296 г. Москвы в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям санитарных правил, а именно: СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» технически возможно.

Физический износ здания составляет 61,7 %.

Для приведения здания в надлежащее техническое состояние и соответствие нормативам и современным требованиям по содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей требуется реконструкция здания с заменой конструктивных элементов, что фактически означает демонтаж значительной части здания. Перечень работ включает затраты на разработку проекта реконструкции здания, выполнение демонтажа большей части здания, строительство нового каркаса, проведение отделочных работ и оснащение оборудованием.

Стоимость приведения здания в надлежащее техническое состояние и соответствие составляет более 120 % от восстановительной стоимости конструктивных элементов здания, что экономически и технически нецелесообразно.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что проблема дефицита мест в образовательных учреждениях г.о. Химки, в том числе на территории мкр. Новогорск возникла по вине незаконного бездействия органа местного самоуправления, не обеспечившего в документах территориального планирования строительство образовательных учреждений исходя из установленных нормативов.

Таким образом, требования истца о признании незаконным бездействий ответчиков по непринятию мер к поддержанию технического состояния имущества, мер по обеспечению мест в дошкольных образовательных учреждения являются обоснованными, в связи с чем на орган местного самоуправления подлежат возложению обязанности по принятию мер, направленных на исключение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Химкинского городского прокурора <адрес> – удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г.о. Химки <адрес>, Муниципального предприятия г.о. Химки «Развитие земельно-имущественного комплекса» по непринятии. мер к поддержанию надлежащего технического состояния земельного участка с кадастровым номером № 50:10:0080104:29, здания бывшего детского сада № 2296 г. Москвы с кадастровым номером № 50:10:0080101:297, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Химки, мкр. Новогорск, 6-й квартал, д. 3А площадью 4 352 кв.м., двух сараев площадью 42,9 кв.м. и 42,7 кв.м., прилагаемого движимого имущества: теплосчетчика, электробойлера, комплекса физкультурного, навеса для спортивного оборудования, насоса, горки катальной, качелей, песочниц, забора и др. – незаконным.

Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Химки <адрес>, выраизвшееся в отсутствии организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в том числе непринятии мер, направленных на исключение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждения на территории мкр. Новогорск г.о. Химки в соответствии с существующей потребностью.

Возложить на Администрацию г.о. Химки <адрес> обязанность по организации мероприятий, направленных на исключение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории мкр. Новогорск г.о. Химки в соответствии с существующей потребностью.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение суда составлено <дата> г.

Председательствующий                                      В.Ю. Демидов

2-405/2024 (2а-8446/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Химкинский городской прокурор МО
Ответчики
Муниципальное предприятие г. о. Химки " Развитие земельно-имущественного комплекса "
Администрация г. о. Химки МО
Другие
Муниципальное казённое учреждение г. о. Химки " Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. о. Химки МО "
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Подготовка дела (собеседование)
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2023Судебное заседание
04.12.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
25.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
06.03.2024Производство по делу возобновлено
06.03.2024Судебное заседание
22.05.2024Производство по делу возобновлено
22.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее