В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
дело № 33а-4649
(№ 2а-890/2020)
строка № 3.020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2020 года г. Воронеж
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Н.В.,
судей Калугиной С.В., Кобзевой И.В.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Калугиной С.В. административное дело по административному исковому заявлению Асколя Алексея Владимировича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Ле6вобережного районного суда г. Воронежа от 27 мая 2020 года
(судья районного суда Удоденко Г.В.)
установила:
Асколя А.В. обратился с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является членом СНТ «Гигиенист», в его пользовании находится земельный участок № 98. В целях приобретения указанного земельного участка в собственность истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Воронеж, СНТ «Гигиенист», участок 98.
Письмом № 52-17-18761з от 25.11.2019 на основании пп.1,3 п.16, ст.11.10 Земельного кодекса РФ ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку рассматриваемый земельный участок находится в границах зоны наблюдения Нововоронежской атомной электростанции, в охранной зоне магистральных продуктопроводов, частично расположен в охранной зоне газопровода «ГРС-3 г.Воронеж с АГРС в г.Воронеже и Новой Усмани Левобережный район».
Данный отказ административный истец считает незаконным, нарушающим его право на приобретение земельного участка в собственность.
Решением Левобережного районного суда г.Воронежа от 27 мая 2020 года административное исковое заявление Асколя А.В. удовлетворено, решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.11.2019 № 52-17-18761з об отказе Асколя Алексею Владимировичу в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, <адрес> на кадастровом плане территории признано незаконным. На Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Асколя Алексея Владимировича от 30.10.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж<адрес> с учетом положений ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылается на то, что рассматриваемый земельный участок расположен в охранной зоне газопровода «ГРС-3 г.Воронеж с АГРС в г.Воронеж и Новой Усмани Левобережный район», в связи с чем, представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к её подготовке.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром транс Москва» Гришко М.В. полагала решение суда незаконным и подлежащим отмене, представитель заинтересованного лица СНТ «Гигиенист» Пригородов О.Н. полагал, что решение суда является законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктами 1,3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ такими основаниями являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей 11.10 ЗК РФ; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Судом установлено, что административный истец Асколя А.В. является членом СНТ «Гигиенист» и имеет в пользовании земельный участок № 98 площадью 962 кв.м, переименованный в результате формирования земельного дела после объединения садовых товариществ «Гигиенист» и «ВАСТ» в садовое товарищество «Гигиенист» из участка № 40 в садоводческом товариществе «Гигиенист».
Вступившим в законную силу решением Левобережного районного суда г.Воронежа от 23.07.2019 по иску Асколя А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, решение (ответ) Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 03.04.2019 № 52-17-4873з об отказе Асколя А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, СНТ «Гигиенист», участок №98 на кадастровом плане территории признан незаконным (л.д.127-140).
Указанным решением суда установлено, что СНТ «Гигиенист» создано путем объединения земельных участков, выделенных в пользование для ведения коллективного садоводства областной санитарно-эпидемической станции (7га) и Воронежской АСТ (3,4 га) на основании решения общего собрания СТ «Гигиенист» областной СЭС и СТ дирекции ВАСТ от 12.06.1994.
23.07.2014 в Государственный кадастр недвижимости были внесены, как о ранее учтенном, сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 104000 кв.м. (10,4 га), местоположение: Воронежская область, г.Воронеж, СНТ «Гигиенист», земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства.
Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержится описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0345001:83, земель общего пользования СНТ «Гигиенист», внешние границы этих земель являются границами земель, занимаемых СНТ «Гигиенист».
Испрашиваемый участок №98 площадью 962 кв.м, находящийся в пользовании истца, входит в состав территории СНТ «Гигиенист» и административный истец имеет право на приобретение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
30.10.2019 Асколя А.В. обратился в ДИЗО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка №№ на кадастровом плане территории для ведения садоводства и дачного хозяйства, предоставив соответствующие документы, перечень которых поименован в приложении к заявлению (л.д.7).
Письмом № 52-17-18761з от 25.11.2019 на основании пп.1,3 п.16, ст.11.10 Земельного кодекса РФ ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, районный суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не входит ни в охранную зону, ни в зону минимального расстояния от оси магистрального газопровода-отвода ГРС-3 г.Воронеж с АГРС в г.Воронеж и с.Новая Усмань, что подтверждено заключением эксперта ООО «ГлавКадастрЦентр». Пояснения представителя заинтересованного лица - ООО «Газпром трансгаз Москва» Гришко М.В. о том, земельный участок №№, расположенный по адресу: г.Воронеж, СНТ «Гигиенист» полностью находится в 300-метровой зоне минимальных расстояний от крановой площадки с запорной арматурой магистрального газопровода-отвода к ГРС-3 г.Воронеж, безусловными доказательствами не подтверждено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Так, в соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К названным правам относится и охраняемое законом право частной собственности (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
При этом, СНиП 2-45-75 «Нормы проектирования магистральных трубопроводов», утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года № 142 (действовавшие на момент выделения земельного участка СНТ «Гигиенист»), определяли минимальные расстояния от оси магистрального газопровода, аналогичные установленным СНиП 2.05.06-85, и составляют для газопроводов первого класса условным диаметром от 600 до 800 мм не менее 200 метров от оси магистрального газопровода до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков.
Из приведенных норм следует, что строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять исключительно в соответствии с установленными строительными нормами и правилами.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Из материалов дела следует, что вблизи границ земельного участка, занимаемого СНТ «Гигиенист» с кадастровым номером №, площадью 104000 кв. м (10,4 га) расположен подземный магистральный газопровод-отвод высокого давления к ГРС-3 г.Воронеж с АГРС в г.Воронеж и с.Новая Усмань с диаметром трубы 700 мм, рабочим давлением Рраб=55кгс/см2, проходящий по территории г.Воронеж, Хохольского, Каширского, Новоусманского районов, принадлежащий ПАО «Газпром» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.10.2008 серия 36-АВ №199518) (л.д.172). Эксплуатацию газопровода осуществляет общество ООО «Газпром трансгаз Москва» на основании договора аренды имущества от 30.11.2019 (л.д. 173-182). Газопровод-отвод и, в том числе крановая площадка с запорной арматурой как опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что подтверждается свидетельством о регистрации от 30.05.2019 А01-13306 (л.д. 186-187).
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 25 ст. 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Тем самым законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий охранная зона трубопроводов и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Таким образом, охранная зона и зона минимальных расстояний являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 года № 2318-О.
Поэтому внесение в ЕГРН указанных сведений направлено, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах, в том числе о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения.
Вместе с тем, в настоящий момент зоны минимальных расстояний до газопровода в предусмотренном законом порядке не установлены, сведения об их местоположении в ЕГРН не внесены.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что земельный участок, схему расположения которого просит утвердить истец, находится в охранной зоне газопровода. Из имеющихся в деле документов, не представляется возможным сделать вывод о том, что расстояние от участка до газопровода, в том числе крановой площадки с запорной арматурой, составляет менее 300 метров.
Следовательно, административным истцом в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области была представлена схема расположения земельного участка, соответствующая требованиям земельного законодательства.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии достаточных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы представляется правильным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, основаны на неверной оценке представленных доказательств и не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Левобережного районного суда г.Воронежа от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи